Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

11.09.2014 | Евгений Ляпин

Афон как бренд

Бренд – это термин из словаря общества потребления, которое, как известно, часто подвергается критике со стороны иерархов Русской Православной Церкви. Однако сегодня нам приходится наблюдать, как потребительские настроения активно охватывают и духовную сферу. И здесь также формируются свои бренды, к продвижению которых подключаются значительные медиа-ресурсы. Один из таких брендов – Афон.

Следует напомнить, что у российской аудитории есть очень давний сентимент к монашеской республике. Еще в XVII веке московские цари, претендовавшие на византийское наследство, стремились заручиться поддержкой Афона. Империя, не оставлявшая надежд завладеть Константинополем, также активно участвовала в жизни монастырей Святой Горы, присылала туда крупную денежную помощь и улаживала возникавшие там конфликты. Сегодня Афон – важный элемент архитектуры «Русского мира», которая выстраивается кремлевской дипломатией в Восточной Европе. Внутри страны также очень важно показать, что такая авторитетная духовная сила поддерживает устремления российского руководства. Правда, ещё несколько лет лишь небольшая часть постсоветского общества толком представляла себе, о чем идет речь. Но ситуация стала стремительно выправляться после того, как государственные и окологосударственные СМИ взялись за агрессивный маркетинг «афонского бренда» среди россиян.

При этом сразу обозначились два уровня – массовый и элитарный. На первом - основным каналом продвижения стал привоз различных священных реликвий – таких, как – «Пояс Богородицы и «Дары Волхвов». И то, и другое было поставлено как государственно важные акции. Организацию взяли на себя, соответственно, «Фонд Андрея Первозванного» и «Благотворительный фонд святителя Василия Великого». Один возглавляется президентом РЖД Владимиром Якуниным, второй – «православным бизнесменом» Константином Малофеевым, которого пресса включила в круг приближенных Владимира Путина. Мероприятия, связанные с выставлением «Даров», курировал специально созданный штаб под руководством заместителя мэра Москвы Александра Горбенко. Административная и медийная поддержка администрации возымели удивительный эффект: «Поясу Богородицы» в Москве пришли поклониться 900 тыс. человек, «Дарам Волхвов» - более 400 тыс. Для сравнения на рождественские богослужения 2012 года пришли 90 тыс. москвичей, а на пасхальные 2013 года – 300 тыс. Чтобы поклониться «Дарам Волхвов» в очереди приходилось стоять от 5 до 9 часов. Журналисты, освещавшие данные события, отмечают, что в большинстве своем к реликвии шли люди среднего возраста и старше, не являющиеся практикующими православными христианами. Более того, по данным телефонного опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», 30% из тех, кто называет себя неверующим, выразили желание поклониться «Дарам».

Таким образом, успех данной акции следует признать не свидетельством благочестия, а результатом грамотно проведенной промоушинговой кампании. За короткое время удалось внушить интерес и доверие к новому бренду, и они пошли именно к «афонской святыне». Ведь частица «Пояса Богородицы» постоянно находится в московском храме Ильи Обыденного, не вызывая какого-то ажиотажа, а «Дары Волхвов» оставались до последнего времени неизвестной реликвией даже для большинства священнослужителей. А между тем, 60% опрошенных готовы идти поклониться им даже не понимая, что они из себя представляют. Это мы еще оставляем за скобками вопрос о подлинности, в которой и тому, и другому артефакту отказывают даже многие церковные эксперты. Перечисленные обстоятельства делают эффект от раскрутки «афонского бренда» еще более впечатляющим. Видимо, свою роль сыграли инстинкты, заложенные еще в советское время. Эпоха дефицита воспитала агрессивных потребителей, готовых долго выжидать в очередях ради достижения заветной цели. В случае с афонскими реликвиями им было предложено самое заманчивое сочетание – уникальный импортный дефицит (доступ был открыт лишь в течение нескольких дней).

Периодическое выставление в столицах реликвий стимулировало повседневный спрос на священные предметы, связанные с «афонским брендом». Многие россияне ищут нательные крестики, ладанки «с Афона», пояски, «освященные на Афоне» и т.д. В информационном поле Афон также становится все более заметным. Ссылка «старцы афонские говорили» повышает вес любого суждения. Воображение сразу рисует пожилого мудрого человека, которому открыты многие тайны жизни и который пустого слова не скажет. Учитывая, что современные афонские писатели практически сплошь являются критиками западного образа жизни, эмансипации и либерального правления, то привлечение их авторитета полностью удовлетворяет тренду российских СМИ.

Как отмечалось выше, Афон популярен не только среди массовой аудитории, но и в элитарном сегменте. Достаточно сказать, что в "Русском афонском обществе" состоит целый ряд крупных российских бизнесменов и чиновников топ-уровня. Паломничество на Святую Гору стало способствовать укреплению позиций в бюрократической иерархии. Таким образом, Афон постепенно превращается в православный аналог Куршевеля, где можно отдохнуть не только телом (горный воздух, всегда теплое море, великолепные пейзажи), но и душой. По словам одного из петербургских священников протоиерея Кирилла Копейкина «человек склонен думать , <…> что где-то далеко, наверняка, лучше, что здесь уже все "не то"» (цит. по изданию «Мой район»). Иными словами, в элитарном сегменте срабатывает тот же рефлективный механизм, что и в массовом – импортный бренд всегда более престижен, чем отечественный.

Афон, помогающий российскому руководству своим духовным авторитетом, в ответ получает значительную политическую и финансовую поддержку. Так, МИД РФ и ряд влиятельных политиков проявили живое участие в судьбе Ватопедского игумена Ефрема, который подвергся в Греции уголовному преследованию в качестве фигуранта коррупционной сделки с недвижимостью. Недавно Владимир Якунин вручил ему международную общественную премию фонда Андрея Первозванного «Вера и верность». На самом высоком уровне курируется и сбор средств на восстановление Свято-Пантелеимонова монастыря. На заседании попечительского совета фонда, в ведении которого находится данный вопрос, Дмитрий Медведев сообщил, что собрано уже более миллиарда рублей.

Вместе с тем, в Греции и за ее пределами многие хотели бы сохранить Афон, прежде всего, как духовную величину, исключительный феномен религиозной жизни, давший многих великих подвижников, и не допустить его превращение в коммерческий или политический бренд. Девять афонских монастырей выразили в свое время протест против «гастролей» с «Поясом Богородицы». А Вселенский патриарх Варфоломей, в юрисдикции которого находится Святая Гора, призвал ее насельников сосредоточиться исключительно на монашеской жизни.

Евгений Ляпин - журналист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net