Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

23.09.2014 | Валерий Выжутович

Активная гражданская пассивность

Социологи зафиксировали рекорд: более 90 процентов россиян не проявляли в последние два года никакой политической или гражданской активности. А именно - 95 процентов опрошенных не состояли в партиях и не собирали подписи в поддержку какого-либо политика, 94 процента не агитировали за или против какой-нибудь законодательной инициативы и чуть более 90 процентов не были ни наблюдателями на выборах, ни добровольцами или волонтерами, не участвовали ни в деятельности НКО, ни в каких-либо массовых акциях. Гражданская активность (ее лучше назвать общественной) проявляется только при решении бытовых проблем по месту жительства.

Так, на вопрос, готовы ли вы принять участие в очистке от мусора соседней лесопарковой зоны положительно ответили 88 процентов респондентов. Как выяснилось, люди ощущают ответственность за происходящее в зависимости от социальной дистанции, отделяющей их от объекта. Чем длиннее дистанция, тем ответственность ниже. Например, 77 процентов опрошенных чувствуют ответственность за происходящее на ближней социальной дистанции - в своем доме, дворе. За происходящее на средней социальной дистанции - в родном городе, селе - чувствуют ответственность около половины россиян, а за происходящее в стране - 41 процент. Таковы результаты опроса, проведенного фондом «Общественное мнение».

«Рассерженные горожане», вдруг заявившие о себе в декабре 2011 года, еще какое-то время были щедры на выдумку. Белые ленточки, воздушные шарики с надписью «Меня надули», прочие веселые аксессуары шествий и митингов как бы взывали к толпе: «Надо выработать эстетику протеста. Это должна быть эстетика студенческих бунтов во Франции 60-х годов, эстетика грузинской «Кмары»... Давайте наполним слово «хипстер» драйвом вольнодумства, музыкой сопротивления!». Тогдашние зимние выступления на Болотной и на проспекте Сахарова, майские прогулки по бульварам были полны карнавала. Думалось, театрализация протеста - верный способ привлечь к нему сочувственное внимание российского большинства. Оказалось - нет. Говоря языком Болотной и Чистых прудов, это все слишком «креативно», чтобы быть притягательным для широких трудящихся масс, не приученных воспринимать политику в эстетизированных формах.

«Рассерженные горожане» выступали за честные выборы, либерализацию политической жизни. Если и дальше будут расти тарифы ЖКХ, обесцениваться пенсии, продолжится замедление роста реальных доходов - тогда на улицу выйдут уже другие люди. А пока география протеста не выходит за пределы Садового кольца. Выступления «рассерженных горожан» не встречают понимания в широких массах. Почти треть граждан приветствуют запрещение уличных митингов и шествий, если те «мешают окружающим или ведут к беспорядкам». Что протестные акции создают неудобства тем, кто в них не участвует, - в этом убеждены 35 процентов жителей средних городов и 40 процентов обитателей мегаполисов. Состав сторонников запрета на пикеты и демонстрации примерно таков: руководители частных компаний и государственных учреждений (39 процентов), домохозяйки (38), работники правоохранительной сферы (47).

Само право на протест большинством опрошенных не подвергается сомнению. Более 55 процентов респондентов считают, что митинги и манифестации - «это нормальные демократические средства достижения гражданами своих целей, и власти не вправе их запрещать». Правда, право на митинги, забастовки, прочие изъявления гражданского недовольства - это только у европейцев реальный инструмент общественного давления на власть, государство, а для российского большинства - лишь гарантированная Конституцией возможность, воспользоваться которой охотников мало. Много их не было и в иные времена. Как никогда не было в массовом сознании и четко запечатленных целей протеста. Хрестоматийный русский бунт, он в первую очередь «бессмысленный», а уж потом «беспощадный».

Опросы не обманывают: несмотря ни на что, народ в большинстве своем жизнью доволен. Рейтинг Путина достиг 86 процентов. Более половины респондентов уверены, что «страна развивается в правильном направлении, наводится должный порядок, демократическим завоеваниям ничего не грозит». Ровно столько же опрошенных полагают, что «страна нуждается в стабильности, реформах эволюционного характера». Число сторонников «быстрых, кардинальных реформ в экономической и политической сферах» сократилось с 39 до 29 процентов.

Отсутствие массовых протестных настроений проще всего объяснить общественной апатией. Но дело не только в этом. Дело еще в том, что способностью к протестной самоорганизации, свойственной, например, французскому обществу, российское общество не обладает. Плюс ко всему граждане не очень-то доверяют политическим зазывалам. Протестные настроения не поддаются кабинетному конструированию. Выражение «вывести на улицу» в смысле организовать массовую акцию вошло в обиход после середины 90-х, когда обнаружилось, что народ сам уже не выходит, надо выводить. А сегодня вообще сошли на нет масштабные проявления недовольства. Народ уверен, что Путин и все, что с ним связано, - это еще надолго, и значит надо приспосабливаться к режиму, нравится он или нет. Кроме того, лояльность к власти (неважно, искренняя или показная) - свидетельство политической респектабельности, встроенности в систему. Тогда как любые наскоки на власть - верный знак маргинальности. Раньше других это поняла политическая элита. Но по-своему этим прониклось и население. Поэтому улица как пространство протеста не становится шире.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net