Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

23.09.2014 | Нана Гегелашвили

Трансатлантическое партнерство – неотъемлемый атрибут политики Вашингтона в Евразии

В контексте намерения Барака Обамы поставить США во главе двух гигантских интеграционных объединений – Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерства – становится очевидным заинтересованность Вашингтона в активизации политики ЕС на постсоветском пространстве. Такой подход продиктован, прежде всего, прагматичными соображениями, определяемыми как перенапряжением сил США, так и географической близостью ЕС к странам СНГ. Это позволяет Вашингтону более пристально отслеживать и реализовывать трансатлантическую парадигму в контексте проводимой им политики в отношениях стран СНГ. Похоже, что Вашингтон займется разработкой «дорожной карты», призванной продвигать поэтапную политику в нужном регионе на постсоветском пространстве, которую будет реализовывать Брюссель.

В настоящее время США и ЕС уже приступили к разработке совместного плана и определили цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу как по двусторонним вопросам, так и по вопросам мирового и регионального уровней. Конечной целью Трансатлантического партнерства является достижение крайне эффективного сотрудничества между США и ЕС посредством широкой координации совместных действий в рамках процесса реформирования европейской структуры безопасности на основе принципов ОБСЕ, а также отвечающего задачам НАТО.

Сегодня позиции Вашингтона и Брюсселя по украинскому кризису сближаются. США намерены как никогда ранее действовать с ЕС в одной упряжке в контексте «Трансатлантического партнерства». Вашингтон стремится активизировать свою политику в отношении постсоветских государств с целью интегрировать их в западное сообщество за счет усиления натовской составляющей, которая будет осуществляться параллельно с оказанием им прямой поддержки в области проведения военных, гражданских и социальных реформ.

На саммите НАТО, состоявшемся в Уэльсе 4-5 сентября 2014 г., был утвержден пакет «усиленного сотрудничества» с Грузией. Это предусматривает делегирование в Грузию миссии по изучению оборонных потребностей и оказание ей помощи в реформировании системы обороны и безопасности, а также учреждение совместного с НАТО учебного центра. Таким образом, пакет усиленного сотрудничества с Грузией нацелен на укрепление обороноспособности этой страны и призван обеспечить гораздо более тесную связь с альянсом, что, на взгляд натовских стратегов, должно помочь ей достичь значительных успехов в процессе подготовки к членству в НАТО. Это делает перспективу членства Грузии в НАТО более реалистичной.

Согласно заявлению главы грузинского оборонного ведомства Ираклия Аласания, «вопрос о вступлении Грузии в НАТО зависит от того, насколько быстро произойдет имплементация основных положений пакета мер по сближению страны с альянсом ». Тбилиси намерен продолжать совершенствование армии по стандартам НАТО и участвовать в международных миротворческих операциях.

Таким образом, саммит НАТО в Уэльсе продемонстрировал повышенную заинтересованность Вашингтона в вопросе о расширении НАТО за счет возможного включения в него некоторых постсоветских стран и, прежде всего, Грузии. Не случайно, во время своего визита в Тбилиси, состоявшегося сразу же после саммита НАТО, министр обороны США Чак Хейгел заявил о том, что «новый статус Грузии как партнера НАТО с усиленными возможностями является новым этапом для ее вступления в альянс, и мы обязательно продолжим углубление военного сотрудничества с Грузией, особенно на фоне агрессии России на Украине».

Что же касается двух других государств Закавказья – Азербайджана и Армении, то в настоящее время проблема нагорно-карабахского урегулирования, являющееся для них крайне важной, вновь оказалась в поле зрения Вашингтона – одного из участников Минской группы ОБСЕ, помимо РФ и Франции, возглавляющей процесс мирного разрешения конфликта.

В рамках натовского саммита в Уэльсе состоялась встреча госсекретаря США Джона Керри с президентами Армении и Азербайджана, что подтверждает заинтересованность США в скором урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Не случайно, что еще в мае 2014 г. американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик заявил о наличии у Вашингтона собственного плана урегулирования этого конфликта. Таким образом, стремление Вашингтона занять особую роль в процессе его мирного урегулирования является более чем очевидным. В случае нахождения взаимоприемлемого компромисса, мирный процесс в Нагорном Карабахе может получить дополнительные импульсы.

А пока декларация, принятая в сентябре 2014 г. по итогам саммита в Уэльсе, остается неизменной и подтверждает продолжающуюся поддержку со стороны Запада территориальной целостности стран Закавказья: «НАТО сохраняет обязательства по защите прав на территориальную целостность, независимость и суверенитет Армении, Азербайджана, Грузии и Молдавии».

Намерение США активизировать свою политику в отношении постсоветских государств за счет усиления натовской составляющей подтверждается и внесением в Конгресс США законопроекта: "Акт содействия безопасности Украины 2014" , предусматривающего как оказание помощи в обеспечении безопасности Украины, так и предоставление Киеву статуса союзника НАТО без вступления в альянс. В случае принятия этого законопроекта США не ограничатся одной Украиной. Вслед за ней последуют Молдавия и Грузия, могущие, на взгляд США, пополнить список «основных союзников США, не входящих в НАТО ».

Действуя в рамках трансатлантического партнерства, ЕС, в своем стремлении распространить «зону своего влияния» на постсоветские страны, также пытается обновить и усовершенствовать свой собственный европейский пакет для стран «Восточного партнерства », осознав недочеты своей «восточной политики». Для реализации этой цели ЕС выработал дорожную карту (A democracy roadmap from Vilnius to Riga), направленную на расширение сотрудничества со странами «Восточного партнерства» и призванную определить перспективы этих стран после вильнюсского саммита 2013 г. вплоть до следующего саммита ЕС, который должен состояться в Риге в первой половине 2015 г. В проекте документа речь не идет о возможности членства этих стран в Евросоюзе, однако отмечается, что европейский пакет должен стать таким проектом, который может предложить этим странам куда больше возможностей, чем Соглашение об ассоциации с ЕС . Он содержит положения, касающиеся облегченного визового режима, обмена студентами, а также большего привлечения стран «Восточного партнерства» к общественным программам. Показательно, что в этом проекте содержится и намерение Брюсселя «усилить роль ЕС в вопросе урегулирования затяжных конфликтов: превратить реализацию Соглашения об ассоциации в механизм, способный предоставить постсоветским государствам с территориальными проблемами - в данном контексте Грузии и Азербайджану - возможность укрепить связи с сепаратистскими территориями и всячески способствовать активизации взаимных контактов».

Что же касается Армении, то европейском пакет предлагает ей «повысить статус Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, регулирующий отношения Брюсселя и Еревана в настоящее время ».Однако сегодняшние реалии таковы, что в рамках Трансатлантического партнерства США вместе с ЕС смогут действовать на поле постсоветского пространства до определенного предела, в каком-то смысле даже зеркально – как Брюссель, так и Вашингтон пока не в состоянии обеспечить им полноценного членства - ни в ЕС, ни в НАТО. Сегодня и НАТО, и ЕС погрязли в бюрократической рутине. Финансовые трудности неизбежны практически во всех государствах Европейского союза, кроме Германии. Но и там существует раскол общества из-за санкционной политики против России, к тому же присутствуют сильные пацифистские настроения, во многом определяемые историей ХХ веке.

Наконец, НАТО не имеет опыта борьбы с такими новыми рисками, как нетрадиционные войны – мятежевойна или гибридная война, что означает для альянса новые вызовы и новые правила игры. Именно борьба с этими рисками потребует огромных затрат со стороны НАТО, что делает эту задачу одной из приоритетных, отодвигая, таким образом, все остальные, и, прежде всего, вопрос о членстве постсоветских государств в альянс. К тому же равномерное распределение финансового бремени требует не только увеличения оборонных бюджетов каждого члена НАТО, но и серьезной финансовой поддержки со стороны Евросоюза. Европейские налогоплательщики вряд ли будут приветствовать свои правительства за увеличение оборонных расходов - современной Европе трудно адаптироваться к мысли о неизбежности новой холодной войны.

Но и Вашингтон не проявляет должной настойчивости - публичные дискуссии о новой стратегии НАТО идут вяло. Похоже, что Запад не в полной мере осознает весь комплекс сложнейших, порой практически неразрешимых проблем, имеющихся у стран Закавказья. Решение этих вопросов требует не только огромных финансовых затрат, но и опыта общения с ними, досконального знания их проблем (преимущественно внутренних), и, наконец, времени, которое может оказаться бесконечным на пути членства постсоветских стран в НАТО и ЕС.

Нана Гегелашвили - руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net