Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

13.10.2014 | Марина Войтенко

Мировое хозяйство – тучи на горизонте

На минувшей неделе Международный валютный фонд представил очередной доклад «Перспективы развития мировой экономики» (ПРМЭ, World Economic Outlook Update, WEO). Как и анонсировалось, по сравнению со своими апрельскими ориентировками Фонд понизил прогноз увеличения глобального ВВП на 0,1% (до 3,3%) в 2014 году и на 0,2% (до 3,8%) в 2015-ом. Потенциальные темпы роста (то есть темпы, которыми может увеличиваться годовой объем производства, не создавая инфляционного давления) также были пересмотрены в сторону понижения.

Экономический советник и начальник департамента исследований Фонда Оливье Бланшар уверен, что динамику сдерживают две фундаментальные причины: «В странах с развитой экономикой наследие предкризисного бума и последующего спада, особенно высокое бремя долга и безработица, по-прежнему бросают тень на экономический подъем, а также вызывают обеспокоенность низкие потенциальные темпы роста в будущем». Ряду развивающихся стран также приходится адаптироваться к более низким потенциальным темпам роста.

Иными словами, динамика глобальной экономики все еще характеризуется неравномерностью. Более слабые перспективы на 2014 год отражают замедление экономической активности в странах с развитой экономикой в течение первой половины 2014 года, а также менее оптимистичные перспективы нескольких государств с формирующимся рынком, – отмечают аналитики МВФ.

Фонд сохранил свою июльскую оценку роста ВВП развитых стран в 2014 году на 1,8% и понизил прогноз на 2015 год – до 2,3% с 2,4%. Значительная часть прогнозируемого укрепления экономической активности отражает повышение темпов роста в США после временного затишья в первом квартале текущего года. В стране отмечается активный рост занятости, а вследствие благоприятных финансовых условий и подъема на рынке жилья улучшились балансы домашних хозяйств. МВФ ожидает, что рост экономики Соединенных Штатов в текущем году будет на 0,5 п.п. выше, чем предполагалось еще в июле – 2,2%. Впрочем, нынешний оптимистичный прогноз все равно не дотягивает до апрельских ожиданий в 2,8%. На 2015 год ориентир остался на прежнем уровне –3,1%.

Такая сдержанность в оценках вполне понятна. Федрезерв в сентябре тоже скорректировал свои ожидания в сторону понижения – на 2014 год с 2,1-2,3% до 2,0-2,2%. Также в сентябре Федрезерв ухудшил ожидаемый диапазон роста ВВП на следующий год – с 3,0-3,2% до 2,6-3,0%, на 2016-й – с 2,5-3,0% до 2,6-2,9%. В протоколе заседания комитета по открытым рынкам (FOMC), прошедшего 16-17 сентября, подчеркивается, что замедление темпов подъема мировой экономики и сильный доллар несут в себе потенциальные риски для экономического роста в США.

Опасения эти вовсе не напрасны. В Европе оставляет кризис позади, похоже, лишь Соединенное Королевство. Прогноз по экономике Великобритании МВФ не изменял (3,2% и 2,7% на текущий и будущий годы), хотя и отметил, что потенциальные темпы роста здесь остаются ниже, чем они были в начале 2000-х годов.

Перспективы же зоны евро выглядят все менее радужными. Фонд исходит из закрепления постепенного, но слабого подъема, при этом прогноз на 2014 год понижен на 0,3 п.п – до 0,8%, на 2015 год – на 0,2 п.п. до 1,3%. Длительный застой инвестиций, заниженных относительно сбережений, и низкий потенциальный рост продолжают представлять существенные риски на среднесрочную перспективу, несмотря на сохранение почти нулевых процентных ставок и повышение склонности к риску на финансовых рынках. Продолжительный период низкой инфляции или прямая дефляция, особенно в зоне евро, могут создать в некоторых странах риск для экономической активности и устойчивости долговой ситуации.

По оценкам Фонда, шансы еврозоны скатиться к дефляции в течение следующего года – на уровне 30% при 40%-ной вероятности рецессии. Глава Европейского Центрального Банка Марио Драги, выступая 2 октября на ежемесячной пресс-конференции, также выразил уверенность в том, что годовая инфляция в Еврозоне останется на низких уровнях в ближайшие месяцы, прежде чем начнет постепенно увеличиваться в течение 2015 и 2016 годов.

В Японии существенным фактором торможения экономики оказалось повышение налога на потребление – во втором квартале ВВП страны сократился на 7,1% год к году, а МВФ серьезно снизил свой прогноз – на 2014 год на 0,7 п.п., до 0,9%, на 2015-й – на 0,2 п.п. до 0,8%.

Для стран с формирующимся рынком доминирующим фактором является торможение темпов роста. По экспертным оценкам, они будут на 1,5% ниже, чем наблюдались в 2011 году. Международный валютный фонд скорректировал ожидания по увеличению ВВП государств emerging markets на 2014 год на 0,1 п.п. до 4,4% и на 2015-й – на 0,2% до 5,0%. Но и на этом фоне перспективы Бразилии выглядят более пессимистично – прогноз снижен на 1 п.п. и на 0,6 п.п. до 0,3% и 1,4% соответственно. Рост ВВП России в 2014 году фонд ожидает на уровне 0,2% (оценка осталась прежней), в 2015 году – 0,5% (снизилась на 0,5 п.п.).

При этом МВФ оставил без изменения июльскую оценку роста китайской экономики в 2014-2015 годах – на уровне 7,4% и 7,1% соответственно. Тенденция к торможению еще рельефнее проявляется в сравнении с 2012-2013 годами, когда ВВП Поднебесной увеличивался по 7,7%. Однако большинство экспертов считает это замедление здоровым явлением, так как экономика КНР после окончания жилищного и кредитного бума переходит на более устойчивую траекторию развития. Но для глобального хозяйства это – составная часть общего снижения деловой активности.

Представляя ПМРЭ, Оливье Бланшар, отметил, что «ухудшение перспектив уже сказывается на сегодняшнем доверии спросе и росте». Наглядный примером тому – текущая динамика цен на нефть. На минувшей неделе Brent опустился на $90 за баррель, упав до четырехлетнего минимума. Такому развитию событий способствовало расширение предложения. Возвращается на рынок Ливия, из-за военных конфликтов резко сократившая добычу в конце 2012 года. На котировки давят перспективы поставок из восстанавливающегося после гражданской войны Ирака и Ирана, компаниям которого недавно вновь разрешили торговать нефтью с Европой. Судя по сообщениям агентства Bloomberg, вслед за Саудовской Аравией снизил цены на нефть по экспортным контрактам с азиатскими странами Иран.

Нивелировать избыточное предложение могло бы решение ОПЕК (обеспечивает около 40% мировых поставок сырья) о сокращении квот на добычу. Но следующее заседания картеля состоится только 27 ноября. Вместе с тем, среднесрочной тенденции оно переломить не сможет. Темпы роста глобального спроса на «черное золото» пока не в состоянии опередить темпы увеличения предложения. По экспертным оценкам, за последние пять лет последнее росло на 1,7% в год, а спрос – на 1,5%. Причины такого дисбаланса – замедление экономики Европы, развитие собственной добычи в США, снижение потенциала потребления в Китае и развивающихся странах Юго-Восточной Азии[1].

Корректировка прогнозов МВФ – это закономерная и естественная реакция на положение дел в мировой экономике, которая, по оценке директора-распорядителя фонда Кристин Лагард, «во многом достигла поворотного момента», когда усиливается вероятность, что она «застрянет на некоторое время в фазе замедленного роста». Картина выглядит «неприятно знакомой: неустойчивый, неровный подъем с более медленным, чем ожидалось, ростом и возрастающими рисками ухудшения ситуации[2]».

По сравнению с весной-2014 они повысились. Во-первых, длительный период низких процентных ставок приводит к поискам инвесторами доходных вложений, а финансовые рынки проявляют излишнюю самоуспокоенность относительно ближайшего будущего (чему свидетельство их повышенная волатильность и разворот тренда на сокращение спреда по риску). В связи с этим в МВФ высказывают озабоченность, что имеющиеся в развитых и развивающихся странах макропруденциальные инструменты могут оказаться недостаточными для сохранения финансовой стабильности.

Во-вторых, более значимыми стали геополитические риски. Пока последствия украинского кризиса и событий на Ближнем Востоке носят в целом локальный характер, захватывая либо непосредственно вовлеченные государства, либо их ближайших соседей. Но уже в скором времени эти риски могут реализоваться серьезным воздействием на глобальное хозяйство и повлечь за собой падение цен на активы, взлет нефтяных котировок, дополнительные осложнения для международных торговых и инвестиционных потоков и т.п.

В-третьих, существенный риск состоит в остановке экономического подъема в зоне евро, дальнейшем ослаблении спроса и превращении низкой инфляции в дефляцию. Аналитики МВФ отмечают, что хотя такое развитие событий не предусмотрено базовым сценарием, тем не менее, если оно произойдет, то станет, безусловно, «серьезнейшей проблемой, стоящей перед мировой экономикой».

В условиях, когда векторы среднесрочных рисков «смотрят» в сторону стагнации и низкого потенциала роста в развитых экономиках и снижения экономической динамики в развивающихся странах, в МВФ в качестве главной задачи для преодоления текущего состояния глобального хозяйства видят «новый импульс», означающий сочетание более смелых мер политики». Как отмечается в октябрьском докладе Фонда «Перспективы развития мировой экономики», чем дольше продолжается политика «легких денег», тем выше риск, что она будет подогревать финансовые эксцессы» (формирование «пузырей» на соответствующих рынках – примечание автора). Нормализация денежно-кредитной политики (ДКП) неизбежна, поскольку сама по себе она не способна стимулировать устойчивый рост. Но, такой маневр в рамках глобального хозяйства в целом должен включать применение странами, испытывающими наибольшее влияние, скажем, будущего повышения ФРС процентных ставок, соответствующих мер по поддержке финансовой стабильности. Еще важнее, чтобы в переходный период к более жесткой ДКП, последняя была подержана усилиями на других направлениях экономической политики. Как подчеркивает Кристин Лагард, «все инструменты должны играть в одной команде».

Старая макроэкономическая истина гласит: если завтра люди ожидают снижения потенциала роста, то сегодня они сократят инвестиции и потребление. Поэтому лучший стимул для последних – перемена настроений при помощи четкого политического целеполагания: все регулятивные меры должны быть «заточены» на поощрение роста. В повестке МВФ именно это и есть главный приоритет.

В связи с этим стоит обратить внимание на ряд акцентов в рекомендациях Фонда по налогово-бюджетной политике. Помимо последовательного снижения долговой нагрузки и повышения эффективности госрасходов принципиально важным становится формирование благоприятных условий для создания рабочих мест[3]. Для этого целесообразны (где это возможно) разумные темпы налогово-бюджетных консолидаций, точечные меры, направленные на противодействие уклонению от налогов (например, снижение отчислений работодателей на социальное обеспечение) и ослабление фискального бремени для работников; встраивание мер в сфере публичных финансов в содержание структурных реформ рынков труда и повышение открытости рынков товаров и услуг (речь идет об отмене налоговых барьеров, расширении образовательных программ, рационализации пособий, ужесточении правил раннего выхода на пенсию, повышении уровня занятости женщин и т.п.).

Как существенный резерв повышения бюджетной эффективности расценивается реформа энергетических субсидий (сокращение и постепенный отказ от них), ежегодный размер которых в мире составляет не менее $2 трлн.

Наконец, заметная новация октябрьского доклада МВФ WorldEconomicOutlook – подчеркнутое внимание к макроэкономическим последствиям госинвестиций. В целом в мире, считают эксперты Фонда, в ближайшие 15 лет только на развитие инфраструктуры потребуется $6 трлн. Эти расходы при обеспечении условий их эффективности (прозрачности процедур отбора проектов, их независимой финансовой экспертизы с тщательным анализом затрат и выгод, формировании денежного потока за счет выпуска долговых инструментов, а не повышения налогов) могут стать движущей силой роста и создания рабочих мест. По расчетам персонала МВФ, в выборке стран с развитой экономикой увеличение инвестиционных расходов на 1 п.п. ВВП повышает объем производства примерно на 0,4% в том же году и на 1,5% через четыре года. Если учесть, что ВВП в странах G 20 в 2013 году был на 8% ниже, чем мог бы быть при отсутствии кризиса, а недобор инвестиций вылился почти в 20% ниже тренда, то сделанный в Фонде вывод выглядит весьма актуальным.

В октябрьском «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» подробно проанализированы растущие риски в этой сфере, во многом ставшие следствием мягкой ДКП. Их снижение требует повышения устойчивости банков (что особенно важно для Еврозоны), пересмотра ими своих бизнес-моделей, а также более надежного и масштабного контроля регуляторов за различными видами небанковского кредитования (shadowbanking).

Одной из важных проблем мировой экономики по-прежнему остается перебалансирование глобального спроса. Системные риски здесь уменьшились – ключевые дисбалансы счета текущих операций (крупный дефицит в США и столь же масштабные профициты в Китае и Японии) сократились с 2006 года более чем в два раза. Тем не менее, до нормализации положения еще не близко, что потребует серьезных усилий в области глобального диалога по вопросам совершенствования международной торговли и обмена инвестициями. Логичное предположение таких усилий – многосторонние согласования национальных стратегий сбалансированного экономического роста.

Итоги октябрьского совещания управляющих МВФ и Всемирного банка ясно показывают, что глобальное хозяйство, пусть и изрядно переполненное рисками, остается сложной, поступательно развивающейся и самовоспроизводящейся системой, лежащей в основе главных трендов практически всех национальных экономик. Выпадение из логики paxeconomica способно лишь усилить структурные ограничения развитию и вызвать дополнительные потери. Выводы докладов МВФ, сделанные на основе богатейшего мирового опыта стоило бы по меньшей мере взять на заметку и при определении российской экономической политики.

Марина Войтенко – экономический обозреватель


[1] Китай и развивающиеся экономики ЮВА в 2003-2012 годах увеличивали ежегодный глобальный спрос на нефть в среднем на 4,6% (0,75 млн. барр/день). За 2013-2014 годы аналогичный показатель, по оценке департамента энергетики США (EIA), составит 2,8% (0,59 млн. барр/день).

[2] См. подробнее: Глобальная программа мер экономической политики директора-распорядителя. «Выше цели. Больше усилий», МВФ, октябрь 2014.

[3] Число безработных в мире в настоящее время превышает 200 млн. человек. Еще 13 млн. человек, по прогнозам МВФ и МОТ, потеряют работу к 2018 году. Наибольшую тревогу вызывает безработица среди молодежи (в ряде стран ЕС превысила 50%, в отдельных развивающихся экономиках этот показатель еще выше).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net