Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Кавказ
13.10.2014 | Нана Гегелашвили
Армения: отказ от комплементаризма?
29 мая на саммита Высшего Евразийского экономического совета в Астане было принято решение согласовать все нерешенные вопросы в переговорах по присоединению Армении к ЕАЭС до конца 2014 года.
1 сентября президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение «О подписании Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года». Со своей стороны правительство Армении одобрило проект соглашения о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе. Наконец, 10 октября в Минске был подписан договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу.
Тем не менее, вопрос о членстве АР в этой организации продолжает активно муссироваться как сторонниками, так и противниками евразийской интеграции Армении. Старт дебатам был дан З сентября 2013 г., когда устами армянского президента С. Саргсяна было озвучено намерение Еревана вступить в Таможенный союз и включиться в процесс формирования Евразийского экономического союза. Вот почему на Вильнюсском саммите, состоявшемся в конце ноября 2013 г., Соглашение об ассоциации в пакете с Договором о Зоне всеобъемлющей свободной торговле (ЗСТ) не были парафированы Арменией.
Что же стала главным соображением, которым руководствовался официальный Ереван, заявивший о своем намерении вступить в ТС и шире - в ЕАЭС?
Это, прежде всего, вопросы безопасности. Россия является гарантом неприкосновенности Армении. Будучи связанной с ней договором ОДКБ и имея на ее территории военную базу – Гюмри , она несет конкретные обязательства перед Арменией. В этом же контексте не стоит сбрасывать со счетов имеющиеся у России рычаги воздействия на проблему урегулирования карабахского конфликта, что вполне осознают не только в Баку и Ереване, но и на Западе. Москва полагает, что измеряемое более чем 20 годами противостояние возможно устранить лишь политическими средствами. Это дает основание считать, что силового вмешательства «извне» не предполагается, ибо основная задача Москвы в этом вопросе заключается в сохранении зыбкого баланса между Ереваном и Баку.
К вступлению в ЕАЭС Армению подвигло и ее осознание того, что изоляция, в которой сегодня оказался Ереван, не будет вызывать особого интереса для его участия в привлекательных интеграционных проектов. В такой ситуации активность Москвы, связанная с вопросом разблокирования абхазской железной дороги в условиях двух закрытых границ Армении, является архиважным для Еревана.
В договоре о ЕАЭС систематизирована нормативно-правовая база ТС и ЕЭП, а участие в создаваемом интеграционном объединении открывает значительные возможности для развития экономик стран-участниц ЕАЭС, полномасштабной реализации их потенциала в сферах энергетики, транспорта, промышленности и сельского хозяйства.
Согласно Договору о присоединении Армении к ЕАЭС Ереван получает право на льготный режим, охватывающий большинство товаров сроком на 5 лет. Это, прежде всего, объясняется тем, что таможенные пошлины в Армении значительно ниже, чем в остальных странах ЕАЭС, и поэтому единый подход в этом вопросе мог привести к серьезным разногласиям внутри страны. Договором также предусматривается отказ от ввозной пошлины продукции военного назначения, предназначенной для обеспечения потребностей Вооруженных сил Армении сроком на 7 лет, начиная с 2015 г., т.е. с момента вступления Евразийского Союза в силу. В отсутствии общих границ со странами ЕАЭС такое положение дел должно, по замыслу стратегов этого интеграционного проекта, стимулировать стремление Еревана к более тесной интеграции с ними.
Еще одним фактором, определившим выбор Еревану в сторону ЕАЭС, стал целый ряд бонусов, обещанных Россией Армении в обмен на ее вступление в эту организацию. Среди них, намерение Москвы выделить Еревану 15 млрд. рублей на модернизацию Армянской железной дороги, находящейся в концессионном управлении РЖД, готовность «Роснефти» инвестировать в армянский химический комбинат «Наирит», решение «Росатома» продлить функционирование Армянской атомной станции с предоставлением 30 млн. долл. для развития сферы атомной энергетики страны.
В последнее время Россия делает ставку на создание Евразийского союза в качестве своего рода противовеса ЕС и европейской интеграции, что может способствовать, по мнению Москвы, появлению двух политико-экономических центров влияния. Согласно этой же логике Таможенный союз и его будущая судьба является архиважным вопросом для России, т.к. посредством этого инструмента Москва может вновь занять ведущие позиции на постсоветском пространстве. Вот почему отсутствие у Армении общей границы со странами-членами Таможенного союза, что могло бы стать серьезным препятствием на пути ее вступления в ТС, не помешало Москве начать рассматривать Ереван как будущего члена ТС.
Российские интересы в Армении обусловлены, главным образом, тем, что Армения является форпостом Москвы в Закавказье – самом сложном и проблемном для Москвы регионе. Несмотря на свою небольшую территорию, а также на скромную роль, которая играет экономика Армении в СНГ, в настоящее время она является единственной страной Закавказья, за исключением де-факто государств Абхазии и Южной Осетии, в которой сохраняется военное присутствие России. Это имеет огромное значение для Москвы в контексте ситуации на Ближнем Востоке, а также в связи с закрытием Габалинской РЛС в Азербайджане. Российские пограничники участвуют в совместной защите армянских границ с Турцией и Ираном. К тому же Москва и Ереван договорились о том, что 102-я военная база в Гюмри будет продолжать функционировать до 2044 года .
В сфере энергетики особо следует отметить такие крупные проекты с российским участием, как продление срока действия Армянской АЭС до 2026 года; участие "Газпрома" в строительстве газопровода Иран - Армения; обновление Севана-Разданского каскада ГЭС с помощью "Интер РАО ЕЭС", что будет способствовать увеличению экспорта электроэнергии из Армении страны.
Россия также является ведущим торговым партнером Армении. Объем прямых инвестиций РФ в этой стране уже превысил $2,4 млрд – это почти 45% прямых зарубежных инвестиций в экономику Армении. К тому же предприятия с российским капиталом составляют более четверти от общего числа в республике .
Также в ближайшее время Россия намерена вместе с Арменией создать единую систему противовоздушной обороны .
Присоединение Армении к ТС приведет к возникновению новой экономико-географической зоны, граничащей с Ираном, что позволит Тегерану участвовать в создании проектов транзитных коридоров между Персидским заливом, Россией и странами Закавказья. Этому в первую очередь будет способствовать проект прямого железнодорожного сообщения Армения – Иран в рамках ТС , в реализации которого будет участвовать и Россия.
Украинский кризис стал главным катализатором на пути интеграции Еревана в Е. Поэтому возражения со стороны Казахстана, рьяно поддерживающего принцип территориального единства в целом и Азербайджана, в частности, связанные с приемом Еревана в эту организацию при соблюдении требования, предполагающего обязательное разделение Армении и Нагорного Карабаха таким образом, чтобы Армения могла вступить в этот проект без Нагорного Карабаха, были устранены лишь формально. После вступления Армении в ЕАЭС на границе с НКР будут установлены таможенные пункты, не играющие практически никакой роли. В обстановке крайне неспокойной ситуации в зоне Нагорно - Карабахского конфликта сегодня – это самое оптимальное решение.
Тем не менее, в силу своего географического положения Армения всегда будет вынуждена вести комплементарную политику, балансируя между интересами Москвы и амбициями Запада. Намерение Еревана продолжать и укреплять отношения с ЕС и с США, связаны, в первую очередь, с его желанием убедить западных партнеров в способности проводить политику комплементаризма. К тому же такая политика Армении активно поддерживается и многочисленной армянской диаспорой, которая сконцентрирована в основном в США и во Франции. Именно ей отводится ключевая роль в формировании крайне позитивного имиджа непризнанной Нагорно-Карабахской республики.
Не в последнюю очередь стремление Армении к интеграции с Западом связано и с тем, что в настоящее время региональная изоляция Армении, в которой оказался Ереван в результате закрытия двух сухопутных границ – с Турцией и Азербайджаном, не позволяет ему стать транзитным государством, имеющим выход в Европу. Однако перспектива нормализации армяно-турецких отношений, предполагающая открытие границы между Арменией и Азербайджаном, может изменить эту ситуацию. И именно это соображение не позволяет ни Армении, с одной стороны, ни Брюсселю – с другой, игнорировать встречное сближение. Похоже, что Ереван и ЕС намерены продолжать запущенный процесс интеграции без учета взаимных обязательств, т.е. по упрощенному сценарию.
Тем не менее, итог «битвы» за Украину закрепит выбор государств Закавказья в пользу более могущественного партнера, что неизбежно повлияет на жизнеспособность как западных, так и российских интеграционных проектов.
Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН
Комментарии


Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.