Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

13.10.2014 | Нана Гегелашвили

Армения: отказ от комплементаризма?

29 мая на саммита Высшего Евразийского экономического совета в Астане было принято решение согласовать все нерешенные вопросы в переговорах по присоединению Армении к ЕАЭС до конца 2014 года.

1 сентября президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение «О подписании Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года». Со своей стороны правительство Армении одобрило проект соглашения о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе. Наконец, 10 октября в Минске был подписан договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу.

Тем не менее, вопрос о членстве АР в этой организации продолжает активно муссироваться как сторонниками, так и противниками евразийской интеграции Армении. Старт дебатам был дан З сентября 2013 г., когда устами армянского президента С. Саргсяна было озвучено намерение Еревана вступить в Таможенный союз и включиться в процесс формирования Евразийского экономического союза. Вот почему на Вильнюсском саммите, состоявшемся в конце ноября 2013 г., Соглашение об ассоциации в пакете с Договором о Зоне всеобъемлющей свободной торговле (ЗСТ) не были парафированы Арменией.

Что же стала главным соображением, которым руководствовался официальный Ереван, заявивший о своем намерении вступить в ТС и шире - в ЕАЭС?

Это, прежде всего, вопросы безопасности. Россия является гарантом неприкосновенности Армении. Будучи связанной с ней договором ОДКБ и имея на ее территории военную базу – Гюмри , она несет конкретные обязательства перед Арменией. В этом же контексте не стоит сбрасывать со счетов имеющиеся у России рычаги воздействия на проблему урегулирования карабахского конфликта, что вполне осознают не только в Баку и Ереване, но и на Западе. Москва полагает, что измеряемое более чем 20 годами противостояние возможно устранить лишь политическими средствами. Это дает основание считать, что силового вмешательства «извне» не предполагается, ибо основная задача Москвы в этом вопросе заключается в сохранении зыбкого баланса между Ереваном и Баку.

К вступлению в ЕАЭС Армению подвигло и ее осознание того, что изоляция, в которой сегодня оказался Ереван, не будет вызывать особого интереса для его участия в привлекательных интеграционных проектов. В такой ситуации активность Москвы, связанная с вопросом разблокирования абхазской железной дороги в условиях двух закрытых границ Армении, является архиважным для Еревана.

В договоре о ЕАЭС систематизирована нормативно-правовая база ТС и ЕЭП, а участие в создаваемом интеграционном объединении открывает значительные возможности для развития экономик стран-участниц ЕАЭС, полномасштабной реализации их потенциала в сферах энергетики, транспорта, промышленности и сельского хозяйства.

Согласно Договору о присоединении Армении к ЕАЭС Ереван получает право на льготный режим, охватывающий большинство товаров сроком на 5 лет. Это, прежде всего, объясняется тем, что таможенные пошлины в Армении значительно ниже, чем в остальных странах ЕАЭС, и поэтому единый подход в этом вопросе мог привести к серьезным разногласиям внутри страны. Договором также предусматривается отказ от ввозной пошлины продукции военного назначения, предназначенной для обеспечения потребностей Вооруженных сил Армении сроком на 7 лет, начиная с 2015 г., т.е. с момента вступления Евразийского Союза в силу. В отсутствии общих границ со странами ЕАЭС такое положение дел должно, по замыслу стратегов этого интеграционного проекта, стимулировать стремление Еревана к более тесной интеграции с ними.

Еще одним фактором, определившим выбор Еревану в сторону ЕАЭС, стал целый ряд бонусов, обещанных Россией Армении в обмен на ее вступление в эту организацию. Среди них, намерение Москвы выделить Еревану 15 млрд. рублей на модернизацию Армянской железной дороги, находящейся в концессионном управлении РЖД, готовность «Роснефти» инвестировать в армянский химический комбинат «Наирит», решение «Росатома» продлить функционирование Армянской атомной станции с предоставлением 30 млн. долл. для развития сферы атомной энергетики страны.

В последнее время Россия делает ставку на создание Евразийского союза в качестве своего рода противовеса ЕС и европейской интеграции, что может способствовать, по мнению Москвы, появлению двух политико-экономических центров влияния. Согласно этой же логике Таможенный союз и его будущая судьба является архиважным вопросом для России, т.к. посредством этого инструмента Москва может вновь занять ведущие позиции на постсоветском пространстве. Вот почему отсутствие у Армении общей границы со странами-членами Таможенного союза, что могло бы стать серьезным препятствием на пути ее вступления в ТС, не помешало Москве начать рассматривать Ереван как будущего члена ТС.

Российские интересы в Армении обусловлены, главным образом, тем, что Армения является форпостом Москвы в Закавказье – самом сложном и проблемном для Москвы регионе. Несмотря на свою небольшую территорию, а также на скромную роль, которая играет экономика Армении в СНГ, в настоящее время она является единственной страной Закавказья, за исключением де-факто государств Абхазии и Южной Осетии, в которой сохраняется военное присутствие России. Это имеет огромное значение для Москвы в контексте ситуации на Ближнем Востоке, а также в связи с закрытием Габалинской РЛС в Азербайджане. Российские пограничники участвуют в совместной защите армянских границ с Турцией и Ираном. К тому же Москва и Ереван договорились о том, что 102-я военная база в Гюмри будет продолжать функционировать до 2044 года .

В сфере энергетики особо следует отметить такие крупные проекты с российским участием, как продление срока действия Армянской АЭС до 2026 года; участие "Газпрома" в строительстве газопровода Иран - Армения; обновление Севана-Разданского каскада ГЭС с помощью "Интер РАО ЕЭС", что будет способствовать увеличению экспорта электроэнергии из Армении страны.

Россия также является ведущим торговым партнером Армении. Объем прямых инвестиций РФ в этой стране уже превысил $2,4 млрд – это почти 45% прямых зарубежных инвестиций в экономику Армении. К тому же предприятия с российским капиталом составляют более четверти от общего числа в республике .

Также в ближайшее время Россия намерена вместе с Арменией создать единую систему противовоздушной обороны .

Присоединение Армении к ТС приведет к возникновению новой экономико-географической зоны, граничащей с Ираном, что позволит Тегерану участвовать в создании проектов транзитных коридоров между Персидским заливом, Россией и странами Закавказья. Этому в первую очередь будет способствовать проект прямого железнодорожного сообщения Армения – Иран в рамках ТС , в реализации которого будет участвовать и Россия.

Украинский кризис стал главным катализатором на пути интеграции Еревана в Е. Поэтому возражения со стороны Казахстана, рьяно поддерживающего принцип территориального единства в целом и Азербайджана, в частности, связанные с приемом Еревана в эту организацию при соблюдении требования, предполагающего обязательное разделение Армении и Нагорного Карабаха таким образом, чтобы Армения могла вступить в этот проект без Нагорного Карабаха, были устранены лишь формально. После вступления Армении в ЕАЭС на границе с НКР будут установлены таможенные пункты, не играющие практически никакой роли. В обстановке крайне неспокойной ситуации в зоне Нагорно - Карабахского конфликта сегодня – это самое оптимальное решение.

Тем не менее, в силу своего географического положения Армения всегда будет вынуждена вести комплементарную политику, балансируя между интересами Москвы и амбициями Запада. Намерение Еревана продолжать и укреплять отношения с ЕС и с США, связаны, в первую очередь, с его желанием убедить западных партнеров в способности проводить политику комплементаризма. К тому же такая политика Армении активно поддерживается и многочисленной армянской диаспорой, которая сконцентрирована в основном в США и во Франции. Именно ей отводится ключевая роль в формировании крайне позитивного имиджа непризнанной Нагорно-Карабахской республики.

Не в последнюю очередь стремление Армении к интеграции с Западом связано и с тем, что в настоящее время региональная изоляция Армении, в которой оказался Ереван в результате закрытия двух сухопутных границ – с Турцией и Азербайджаном, не позволяет ему стать транзитным государством, имеющим выход в Европу. Однако перспектива нормализации армяно-турецких отношений, предполагающая открытие границы между Арменией и Азербайджаном, может изменить эту ситуацию. И именно это соображение не позволяет ни Армении, с одной стороны, ни Брюсселю – с другой, игнорировать встречное сближение. Похоже, что Ереван и ЕС намерены продолжать запущенный процесс интеграции без учета взаимных обязательств, т.е. по упрощенному сценарию.

Тем не менее, итог «битвы» за Украину закрепит выбор государств Закавказья в пользу более могущественного партнера, что неизбежно повлияет на жизнеспособность как западных, так и российских интеграционных проектов.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net