Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

18.01.2005

ДАЛАЙ-ЛАМА: "Я, НАВЕРНО, САМЫЙ БОЛЬШОЙ АТЕИСТ НА ЗЕМЛЕ"

Живущий с 1959 года в изгнании в индийском городе Дхармасала 69-летний духовный глава буддистов мира и религиозный лидер Тибета Далай-лама XIV Агван Лобсан Тенцзин Гятсо в конце ноября уходящего года, после больших сложностей с получением разрешения на въезд и визы российского МИДа, все же посетил Калмыкию с сугубо пастырским визитом по приглашению президента республики Кирсана Илюмжинова.

Как известно, 69-летний Далай-лама является выразителем идеи ненасильственной борьбы за независимость Тибета. За это Пекин наградил его званием "сепаратиста", а Запад - престижной Нобелевской премией мира 1989 года. Китайские власти с большой подозрительностью следят за контактами Далай-ламы с внешним миром, опасаясь, что он использует их для того, чтобы заручиться международной поддержкой в вопросе о статусе Тибета.

После визита Ельцина в Китай в 1996 году Москва, уступив требованиям Пекина и руководствуясь "высшими государственными интересами", в течение более 10 лет многократно отказывала Далай-ламе в визите в Россию, всякий раз находя для этого более чем неубедительные аргументы. Именно этот факт и придает визиту высшего духовного лица буддистов в Россию, не исключительно пастырский, но, безусловно, - и социально-политический характер, поскольку "волны" от него разошлись не только по российским весям, но достигли также и международных пределов, где, разумеется, внимательно следили за реакцией Китая.

Словом, Китай привычно возражал, но Далай-лама в Россию все же прилетел. Для него это был восьмой визит в Россию. Трижды он приезжал при Леониде Брежневе и по два раза - при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине. В Калмыкии лидер буддистов был последний раз в 1992 году.

Далай-ламу встречали в аэропорту президент объединения буддистов Калмыкии Шажин-лама Тэло Тулку Ринпоче, а также представители буддийского духовенства Бурятии, Тувы, Монголии…

Среди сопровождавших почетного гостя - от самого начала визита до его завершения - был человек, который не значился в официальных списках, но которому удалось провести рядом с Далай-ламой довольно много времени. Он также, как мог, способствовал тому, чтобы этот визит состоялся.

Павел Свиридов - профессиональный астролог, создатель и руководитель "Фонда темпоральных исследований, анализа и прогноза". Кроме того - полковник в отставке, специалист в области "public relations" силовых структур. (Работал в Германии, Китае, США и других странах. Владеет китайским, английским, немецким языками).

Далай-ламу он сопровождал в качестве фотографа, фактически находясь в течение трех дней рядом с высоким гостем. Потому имел возможность общаться с ним без посредников, наблюдать "живое воплощение Будды", как называют Далай-ламу верующие, в перерывах между официальными встречами с паствой, выступлениями, переездами… А значит - мог видеть и замечать детали, которые не могли наблюдать другие и которые более полно характеризуют лидера буддистов как человека.

Мы попросили Павла Свиридова поделиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

- Павел, вы можете так сказать: "Я был в ближнем круге Далай-ламы"?

- Это звучит амбициозно и, наверно, неправильно. Я просто ездил в джипе охраны, фотографировал. То есть постоянно был где-то рядом. Мне показалось, что постепенно Далай-лама стал меня выделять среди других. Я вместе с ним и его ближним кругом обедал. Но, поскольку расписание визита было очень плотным, Далай-лама отвлекаться от протокола на досужие разговоры не мог. Если я находил удобную минуту, то задавал ему вопрос. Старался не надоедать. Когда Его Святейшество фотографировался с представителями принимающей стороны, он вдруг усадил меня рядом с собой и взял за руку, что позволял себе далеко не с каждым и что, разумеется, меня очень взволновало…

- Еще бы! Столько людей мечтают о том, чтобы прикоснуться хотя бы к святейшим одеждам. Что вы ощущали?

- Это очень странно, но у меня воспалились глаза. Можно объяснить это работой в сложных погодных условиях, но я верю в биоэнергетику и знаю, что это сигнал о том, что человеку нужно менять мировоззрение. Я провел в обществе Далай-ламы довольно много времени и понял, что стал другим. И вообще начал подозревать, что тоже являюсь стихийным буддистом.

- Павел, близкое общение с таким, можно сказать, легендарным человеком - редкая возможность увидеть в нем то, чего не могли заметить другие. Какое впечатление на вас произвел Далай-лама?

- Он меня поразил как человек. Его поведение, манера общения очень отличаются от общепринятого понимания - каким должен быть человек высшего духовного звания. Он весьма непритязателен и никаких особенных пожеланий по организации своего пребывания в Элисте не делал, в отличие от эстрадных звезд.

Далай-лама невероятно прост в общении, скромен и с величайшим уважением относится к другим людям. Он как бы созвучен окружающему пространству и людям, с которыми общается. В нем ощущается удивительная молодость души.

И в то же время он многолик. Когда перед началом службы в главном буддийском храме Калмыкии - Элистинском хурул Сякюсн-сюмэ, - он вошел в храм, сразу в нем почувствовалось властное начало. Что-то кому-то сказал, что-то подправил в порядке службы - всё делал четко и, если можно использовать в данном случае это слово, - профессионально. И стало ясно, что это не просто добрый дедушка, который учит других, а человек, знающий свое дело.

- А поразило ли вас что-то в Далай-ламе с точки зрения мировоззренческой?

- Однажды на одной из встреч он вдруг сказал: "Я, наверно, самый большой атеист на Земле". "Вы, глава мирового буддизма, религиозные лидер, - и атеист?" - переспросил я. Он ответил, что буддизм не предполагает существования на небе какого-то дядьки с бородой, который правит миром и контролирует его. Буддизм верит в творческое саморазвитие и самосовершенствование человека. Если человек становится светлым - и в мире становится светлей.

- Значит, для Далай-ламы не существует Некто, создавший наш мир - тот, кого мы называем Богом?

- Я пытался впрямую задать этот вопрос, но натыкался на вежливый уход от ответа. "Читайте мои книги", - вежливо говорил Далай-лама. И его лаконизм объясним: есть вещи, которые человек открывает шаг за шагом, постепенно. Эти основополагающие понятия требуют более глубокого знания буддизма и слишком серьезны, чтобы говорить о них всуе.

- Говорили ли вы с Далай-ламой об астрологии? Ведь вы - профессиональный астролог.

- Я попытался уточнить, когда он родился. Но Далай-лама снова мягко ушел от ответа. Понятна его осторожность - сейчас кто только не называет себя астрологом и вторгается на священные территории. И вообще: чтобы понять буддизм, нельзя просто "надкусывать яблоко" - нужно всё яблоко съесть. Чтобы получить некое сокровенное знание, ты должен быть к этому готов.

- Но известно, что, когда Далай-лама умирает, монахи ищут его воплощение в маленьких мальчиках и отбирают из них претендента в ламы. Обращаются ли в этом случае к его гороскопу?

- Конечно! Далай-ламой может стать только особый человек, у которого в гороскопе существует большое количество аспектов, называемых в астрологии "квинтильной группой". Для того, чтобы попасть, так сказать, в "вектор истории" и управлять большими потоками энергии, то есть людьми, информацией, знаниями, - эти аспекты просто необходимы.

Они складываются в определенную конфигурацию и свидетельствуют о наличии у личности особых творческих данных, а также каналов управления энергией в тонких планах. Присутствие "квинтильной группы" в натальной карте и ряд других факторов говорят о том, что человек по рождению предрасположен к высокой степени духовного просвещения и допущен к каким-то системам управления миром. Такие люди являются как бы "посвященными по рождению". Они способны учить и благотворно воздействовать на других.

Кстати, хоть Далай-лама и не ответил на мой вопрос о точном времени рождения, но дата его известна, он - Рак по рождению. Его нашли в двухлетнем возрасте, когда умер его предшественник - 13-й Далай-лама.

- По сообщениям СМИ, Далай-лама, прибыв в Калмыкию, заявил, что главной целью его пастырской поездки в эту республику является пропаганда человеческих ценностей…

- Не только в пастырских речах и на официальных встречах, но и в приватных наших разговорах он повторял, что исповедует гуманизм и человеколюбие, потому что это - основа основ человеческой жизни.

Он показывал свои пять пальцев и объяснял: "Большой палец - это я Далай-лама, духовный лидер буддистов. Я стал таким, потому что я - посвященный монах (указывал на второй палец). Я стал посвященным монахом, потому что я - буддист (третий палец). Я стал буддистом, потому что я - тибетец (четвертый палец). А до осознания того, что я - тибетец, был просто человеком (пятый палец".

Потом пояснял: "Вот спросите у ребенка от 2 до 4 лет, который только начинает понимать мир: "Ты русский, немец, еврей, китаец?" Он не может ответить, потому что не знает, не понимает, что это такое. Деление на национальности - это последующие наслоения в сознании, структурирующие его определенным образом и дающие человеку некую систему условных знаков.

Так вот, самый основной, базовый уровень - это просто человек. А те, кто выступает за приоритет какой-либо религии, игнорируют базовый уровень. Те, кто выступает за приоритет какой-то национальности, совершают то же самое. Надо любить просто человека и идти в своих воззрениях от его взглядов, потребностей, благополучия. Такая философия дает успех в любом деле".

- А как Далай-лама рассматривает свое пребывание в святейшей "должности" главы буддистов мира?

- Как служение, как полное отсутствие свободы. По сути, Далай-лама - духовный узник. Он сказал мне: "Родину я потерял в 9 лет, когда вынужден был бежать из Тибета в период захвата его китайцами, а свободу - в 16 лет, когда стал Далай-ламой. Ради высокой цели я перестал принадлежать себе".

Я задал ему провокационный вопрос: "Чем бы вы занимались в жизни, если бы не стали Далай-ламой?" Он ответил: "Инженером. У меня на удивление мастеровитые руки, и мне доставляет большое удовольствие починить что-то своими руками - часы, механизм, стол… Однажды ко мне приехал корреспондент и у него поломалась камера, он был в отчаянии. Но к моему и его величайшему изумлению, я камеру починил".

Я спросил его: "А как вы оцениваете то, что именно вы стали Далай-ламой, взошли на вершину пирамиды и стали высшим духовным лицом?" Он улыбнулся и ответил: "Я сам удивляюсь, как простой мальчишка из деревни - и стал Далай-ламой!".

- А какие еще вопросы задавали Далайц-ламе журналисты и, люди, его принимавшие?

- Например, о марксизме. Он ответил, что поддерживает марксизм как философское учение и считает, что у него большое будущее. Потом добавил: "Советский Союз имел огромный потенциал, пока его руководители не начали замешивать марксизм на страхе. С этого момента идея начала разрушаться и терять свое прогрессивное значение". Если идти от человека, от его интересов, марксизм - стройная и разумная философия.

- МИД КНР считает, что Далай-лама является религиозным деятелем, который ведет раскольническую деятельность в отношении Китая. Комментировал ли как-то эту тему высокий гость?

- Отвечал он так: "Есть две мантры. Первая, которую постоянно повторяет Китай: "Далай лама - раскольник и хочет отделения Тибета". И вторая, повторяемая мною: "Я вовсе не настаиваю на отделении Тибета от Китая".

И эти мантры как бы парят в политическом пространстве совершенно отдельно друг от друга и потому малоэффективны. Я пытаюсь донести свой посыл о том, что борюсь за развитие Тибета, чтобы народ там не прозябал. А пока он живет на грани вымирания. Но мне не верят. И если я сейчас прилечу в Пекин, мне сразу наденут наручники и арестуют".

- Вообще четыре десятка лет жить в изгнании…

- На это он отвечает: "Родина там, где человеку хорошо. Я беспокоюсь за Тибет, но сейчас у меня Родина - в Дхарамсале. Мне там хорошо".

- Обладает ли Далай-лама чувством юмора?

- У него замечательное чувство юмора, иронии и самоиронии. И это умение иронизировать и самоиронизировать делает его необычайно привлекательной личностью. Появлялось ощущение, что этого человека ты давно знаешь и он близок тебе. И нет в нем никакой монополии на богоизбранность, какую часто можно наблюдать, например, у наших православных иерархов.

Он очень скромен и прост во всем. На его фоне особенно четко чувствуешь все ложное и показное, всю фальш помпезности, сановности и напыщенности. Это органичный и гармоничный человек.

- И над чем же он шутил?

- "Двенадцать лет назад, - говорил он, - когда я сюда приехал, было невыносимо жарко. Сейчас - невыносимо холодно. Наверно, если бы я не был таким лысым, мне было бы теплее".

Было действительно очень холодно. Он давал учение в летней пагодке. Просидел там три с половиной часа в легкой тоге, но не жаловался. Потом, правда, все-таки слегка простудился. Вообще с визитами Далай-ламы периодически случаются странные вещи. Его энергетика вызывает аномалии в природе. Но у буддистов считается, что через экстремальные климатические проявления, через их преодоление у народа сжигается тяжелая карма.

А когда была встреча с отцом Зосимой - настоятелем православной церкви в Калмыки, он подошел к нему, подергал его за бороду и сказал: "Жаль, что у меня нет такой - наверно, греет в холода?"

- А какую-то особую энергетику вы почувствовали, находясь рядом с этим человеком?

- Я практичный человек и в чудеса не верю. Но он действительно излучает какую-то благодать. Это чувствуется. Далай-лама подарил мне книгу - и от нее идет тепло! Я решил себя проверить и, ничего не говоря, дал подержать ее другим людям. Они, не сговариваясь, сказали то же самое.

- Но вы, видимо, как астролог, все-таки должны верить в чудеса?

- Астрология - это не чудеса, а наука, математика. Я очень осторожно отношусь к этим вещам - инопланетяне, летающие тарелки… Хотя статистика "чудес" в мире накапливается, и, значит, это надо изучать.

Кроме того, я знаю, что есть вещи внушаемые или самовнушаемые, а есть - объективные. Существуют и странные: например, падал снег с дождем, а снимал Далай-ламу на цифровую камеру, и на снимке капли "выстроились" так, что у него над головой образовался нимб. Ведь я снимал и других людей в тех же погодных условиях - но ни у кого из них такого нимба не возникало! Я могу материалистично объяснить это игрой вспышки света на кристаллах воды, но почему это случилось именно с Далай-ламой?

Я не могу объяснить, какими органами чувств это ощущал, но Далай-лама меняет реальность вокруг себя. Он просветленный человек. И я заметил, что стал рядом с ним тоже меняться. И, как бы кто-то ни иронизировал по этому поводу, но я вижу и чувствую эти перемены. Я стал более спокоен и почувствовал гармонию с самим собой, четче определяю приоритеты в жизни, различаю, что главное, а что - второстепенное, наносное, суета сует. Я почувствовал наполнение реальностью китайской поговорки, которую раньше воспринимал как поэтический образ: сидит мудрец и медитирует - и море успокаивается.

- Много ли сановного народу пытались пробиться к Далай-ламе?

- Разумеется, многие хотели с ним поздороваться лично, прикоснуться: "А вот это наш уважаемый генерал, а это его жена. А можно с вами…"

Проявляли себя и депутаты. Например, господин Митрофанов заявил: "Я курирую в Госдуме вопросы, связанные с космонавтикой. Как вы относитесь к идее запустить монаха, или вас, Далай-ламу в космос, чтобы над землей совершить мантру. Это возможно?"

Далай-лама ответил: "Теоретически - да, практически - нет. Когда я был маленьким, мне отец рассказывал такую вещь. Однажды он увидел, как высоко на горе лама творит молитву. И тут же он увидел того же ламу, который медитировал на вершине уже другой горы. Для того, чтобы творить молитву над миром и общаться с Богом, не надо садиться в космический корабль и подниматься с ревом на орбиту. Молитве не нужна вся эта механика".

- То есть Далай-лама довольно вынослив?

- Это человек в прекрасной физической форме и молод душой. Он не раз повторял, что тело - это скафандр, данный нашей душе. Если ты правильно себя ведешь и есть гармония между духовным началом и телом, то и тело не стареет. И наоборот: если тело не щадим, душа тоже скукоживается. Ложился спать строго по расписанию - в 9-10 вечера. Выдерживал очень насыщенную программу.

- Что вас еще поразило в этом визите?

- Необычайный духовный подъем всех калмыков, вышедших на улицы города. Они терпеливо стояли на холоде, мерзли, но не уходили. Даже в этом морозе они видели доброе предзнаменование, пели песни и радовались, как дети. А Далай-лама, в свою очередь, настоял на том, чтобы в автомобиле, который вез его по улицам Элисты, были открыты окна, вопреки всем правилам безопасности. Он хотел видеть лица людей и их приветствовать. И я с трудом могу представить его на шикарном "Мерседесе" с охраной, летящем на бешеной скорости и распугивающим людей. Он просил, чтобы скорость машины была не более 15 км в час.

Калмыки - маленький народ. Но я чувствовал в душе Далай-ламы удивление по поводу того, сколько делается для верующих в республике, как тепло его принимают и какого мощного союзника он нашел в лице Илюмжинова. Ведь хурул был построен на освященном Далай-ламой 12 лет назад месте. Он очень красивый. Он был искренне впечатлен и повторял: "Несмотря на то, что здесь холодно, меня согревает жар тех сердец, которые я здесь нашел".

- Кирсан Илюмжинов, как сообщали СМИ, с Далай-ламой встретился?

- Да, он встречался с Далай-ламой. Но как частное лицо, а не президент. Илюмжинов взял отпуск и никаких официальных встреч не проводил. В вопросах веры он считает себя свободным человеком и волен поступать, как хочет.

Вообще Илюмжинову пришлось изрядно понервничать. Была масса проблем. Завтра утром Далай-ламе нужно было улетать, а накануне вечером ещё не было ясно, дадут ли индийцы разрешение на пролет над их территорией. Пришлось выходить на кабинет Ганди, чтобы с высочайшего позволения разрешение дали. Разумеется, это связано с позицией Китая.

Но тут уместно вспомнить историю с Сильвио Берлускони. Накануне его встречи с Далай-ламой Китай пригрозил осложнить дипломатические отношения с Италией. Но Берлускони заявил: "Я - свободный человек в свободной стране. Далай-лама - мой друг и я его приму". Формально ноту протеста китайцы заявили, но дипломатические отношения не разорвали.

- Многие выдающиеся люди современности и прошлого выбирали буддизм как наиболее адекватную для себя религию. Как вы думаете - почему? Что в буддизме привлекает?

- Упор на человека как на творца, а не раба божьего. Отсутствие меча кары и наказания за свои грехи. В постулатах христианства человек изначально грешен - зачат в пороке, рожден в муках, и жизнь его - нескончаемое терпение и страдание. В буддизме, видимо, привлекает позитивный, оптимистичный взгляд на жизнь. То есть когда человек вступает на путь духовного развития, это доставляет ему необычайную радость.

У меня создалось впечатление, что Далай-лама не настаивает на соблюдении строгих постов и ограничений. Он считает, что каждый человек сам должен ставить для себя пределы. А, например, в христианстве и мусульманстве постам придается чуть ли не целеполагающее значение.

- Говорил ли что-нибудь Далай-лама про Россию?

- Он сказал, что верит в великое будущее России и с большим вниманием относится к тем переменам, которые происходят у нас. Но был в комментариях чрезвычайно сдержан.

Беседовала Людмила Столяренко

Наша справка:

Буддийская Сангха России признана в качестве одной из четырех традиционных религий РФ. Основными регионами распространения буддизма считаются Бурятия, Калмыкия и Тыва. В настоящий момент в РФ действует около 200 буддийских общин, а число последователей буддизма приближается к 1,5 млн. чел.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net