Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

18.01.2005

ДАЛАЙ-ЛАМА: "Я, НАВЕРНО, САМЫЙ БОЛЬШОЙ АТЕИСТ НА ЗЕМЛЕ"

Живущий с 1959 года в изгнании в индийском городе Дхармасала 69-летний духовный глава буддистов мира и религиозный лидер Тибета Далай-лама XIV Агван Лобсан Тенцзин Гятсо в конце ноября уходящего года, после больших сложностей с получением разрешения на въезд и визы российского МИДа, все же посетил Калмыкию с сугубо пастырским визитом по приглашению президента республики Кирсана Илюмжинова.

Как известно, 69-летний Далай-лама является выразителем идеи ненасильственной борьбы за независимость Тибета. За это Пекин наградил его званием "сепаратиста", а Запад - престижной Нобелевской премией мира 1989 года. Китайские власти с большой подозрительностью следят за контактами Далай-ламы с внешним миром, опасаясь, что он использует их для того, чтобы заручиться международной поддержкой в вопросе о статусе Тибета.

После визита Ельцина в Китай в 1996 году Москва, уступив требованиям Пекина и руководствуясь "высшими государственными интересами", в течение более 10 лет многократно отказывала Далай-ламе в визите в Россию, всякий раз находя для этого более чем неубедительные аргументы. Именно этот факт и придает визиту высшего духовного лица буддистов в Россию, не исключительно пастырский, но, безусловно, - и социально-политический характер, поскольку "волны" от него разошлись не только по российским весям, но достигли также и международных пределов, где, разумеется, внимательно следили за реакцией Китая.

Словом, Китай привычно возражал, но Далай-лама в Россию все же прилетел. Для него это был восьмой визит в Россию. Трижды он приезжал при Леониде Брежневе и по два раза - при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине. В Калмыкии лидер буддистов был последний раз в 1992 году.

Далай-ламу встречали в аэропорту президент объединения буддистов Калмыкии Шажин-лама Тэло Тулку Ринпоче, а также представители буддийского духовенства Бурятии, Тувы, Монголии…

Среди сопровождавших почетного гостя - от самого начала визита до его завершения - был человек, который не значился в официальных списках, но которому удалось провести рядом с Далай-ламой довольно много времени. Он также, как мог, способствовал тому, чтобы этот визит состоялся.

Павел Свиридов - профессиональный астролог, создатель и руководитель "Фонда темпоральных исследований, анализа и прогноза". Кроме того - полковник в отставке, специалист в области "public relations" силовых структур. (Работал в Германии, Китае, США и других странах. Владеет китайским, английским, немецким языками).

Далай-ламу он сопровождал в качестве фотографа, фактически находясь в течение трех дней рядом с высоким гостем. Потому имел возможность общаться с ним без посредников, наблюдать "живое воплощение Будды", как называют Далай-ламу верующие, в перерывах между официальными встречами с паствой, выступлениями, переездами… А значит - мог видеть и замечать детали, которые не могли наблюдать другие и которые более полно характеризуют лидера буддистов как человека.

Мы попросили Павла Свиридова поделиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

- Павел, вы можете так сказать: "Я был в ближнем круге Далай-ламы"?

- Это звучит амбициозно и, наверно, неправильно. Я просто ездил в джипе охраны, фотографировал. То есть постоянно был где-то рядом. Мне показалось, что постепенно Далай-лама стал меня выделять среди других. Я вместе с ним и его ближним кругом обедал. Но, поскольку расписание визита было очень плотным, Далай-лама отвлекаться от протокола на досужие разговоры не мог. Если я находил удобную минуту, то задавал ему вопрос. Старался не надоедать. Когда Его Святейшество фотографировался с представителями принимающей стороны, он вдруг усадил меня рядом с собой и взял за руку, что позволял себе далеко не с каждым и что, разумеется, меня очень взволновало…

- Еще бы! Столько людей мечтают о том, чтобы прикоснуться хотя бы к святейшим одеждам. Что вы ощущали?

- Это очень странно, но у меня воспалились глаза. Можно объяснить это работой в сложных погодных условиях, но я верю в биоэнергетику и знаю, что это сигнал о том, что человеку нужно менять мировоззрение. Я провел в обществе Далай-ламы довольно много времени и понял, что стал другим. И вообще начал подозревать, что тоже являюсь стихийным буддистом.

- Павел, близкое общение с таким, можно сказать, легендарным человеком - редкая возможность увидеть в нем то, чего не могли заметить другие. Какое впечатление на вас произвел Далай-лама?

- Он меня поразил как человек. Его поведение, манера общения очень отличаются от общепринятого понимания - каким должен быть человек высшего духовного звания. Он весьма непритязателен и никаких особенных пожеланий по организации своего пребывания в Элисте не делал, в отличие от эстрадных звезд.

Далай-лама невероятно прост в общении, скромен и с величайшим уважением относится к другим людям. Он как бы созвучен окружающему пространству и людям, с которыми общается. В нем ощущается удивительная молодость души.

И в то же время он многолик. Когда перед началом службы в главном буддийском храме Калмыкии - Элистинском хурул Сякюсн-сюмэ, - он вошел в храм, сразу в нем почувствовалось властное начало. Что-то кому-то сказал, что-то подправил в порядке службы - всё делал четко и, если можно использовать в данном случае это слово, - профессионально. И стало ясно, что это не просто добрый дедушка, который учит других, а человек, знающий свое дело.

- А поразило ли вас что-то в Далай-ламе с точки зрения мировоззренческой?

- Однажды на одной из встреч он вдруг сказал: "Я, наверно, самый большой атеист на Земле". "Вы, глава мирового буддизма, религиозные лидер, - и атеист?" - переспросил я. Он ответил, что буддизм не предполагает существования на небе какого-то дядьки с бородой, который правит миром и контролирует его. Буддизм верит в творческое саморазвитие и самосовершенствование человека. Если человек становится светлым - и в мире становится светлей.

- Значит, для Далай-ламы не существует Некто, создавший наш мир - тот, кого мы называем Богом?

- Я пытался впрямую задать этот вопрос, но натыкался на вежливый уход от ответа. "Читайте мои книги", - вежливо говорил Далай-лама. И его лаконизм объясним: есть вещи, которые человек открывает шаг за шагом, постепенно. Эти основополагающие понятия требуют более глубокого знания буддизма и слишком серьезны, чтобы говорить о них всуе.

- Говорили ли вы с Далай-ламой об астрологии? Ведь вы - профессиональный астролог.

- Я попытался уточнить, когда он родился. Но Далай-лама снова мягко ушел от ответа. Понятна его осторожность - сейчас кто только не называет себя астрологом и вторгается на священные территории. И вообще: чтобы понять буддизм, нельзя просто "надкусывать яблоко" - нужно всё яблоко съесть. Чтобы получить некое сокровенное знание, ты должен быть к этому готов.

- Но известно, что, когда Далай-лама умирает, монахи ищут его воплощение в маленьких мальчиках и отбирают из них претендента в ламы. Обращаются ли в этом случае к его гороскопу?

- Конечно! Далай-ламой может стать только особый человек, у которого в гороскопе существует большое количество аспектов, называемых в астрологии "квинтильной группой". Для того, чтобы попасть, так сказать, в "вектор истории" и управлять большими потоками энергии, то есть людьми, информацией, знаниями, - эти аспекты просто необходимы.

Они складываются в определенную конфигурацию и свидетельствуют о наличии у личности особых творческих данных, а также каналов управления энергией в тонких планах. Присутствие "квинтильной группы" в натальной карте и ряд других факторов говорят о том, что человек по рождению предрасположен к высокой степени духовного просвещения и допущен к каким-то системам управления миром. Такие люди являются как бы "посвященными по рождению". Они способны учить и благотворно воздействовать на других.

Кстати, хоть Далай-лама и не ответил на мой вопрос о точном времени рождения, но дата его известна, он - Рак по рождению. Его нашли в двухлетнем возрасте, когда умер его предшественник - 13-й Далай-лама.

- По сообщениям СМИ, Далай-лама, прибыв в Калмыкию, заявил, что главной целью его пастырской поездки в эту республику является пропаганда человеческих ценностей…

- Не только в пастырских речах и на официальных встречах, но и в приватных наших разговорах он повторял, что исповедует гуманизм и человеколюбие, потому что это - основа основ человеческой жизни.

Он показывал свои пять пальцев и объяснял: "Большой палец - это я Далай-лама, духовный лидер буддистов. Я стал таким, потому что я - посвященный монах (указывал на второй палец). Я стал посвященным монахом, потому что я - буддист (третий палец). Я стал буддистом, потому что я - тибетец (четвертый палец). А до осознания того, что я - тибетец, был просто человеком (пятый палец".

Потом пояснял: "Вот спросите у ребенка от 2 до 4 лет, который только начинает понимать мир: "Ты русский, немец, еврей, китаец?" Он не может ответить, потому что не знает, не понимает, что это такое. Деление на национальности - это последующие наслоения в сознании, структурирующие его определенным образом и дающие человеку некую систему условных знаков.

Так вот, самый основной, базовый уровень - это просто человек. А те, кто выступает за приоритет какой-либо религии, игнорируют базовый уровень. Те, кто выступает за приоритет какой-то национальности, совершают то же самое. Надо любить просто человека и идти в своих воззрениях от его взглядов, потребностей, благополучия. Такая философия дает успех в любом деле".

- А как Далай-лама рассматривает свое пребывание в святейшей "должности" главы буддистов мира?

- Как служение, как полное отсутствие свободы. По сути, Далай-лама - духовный узник. Он сказал мне: "Родину я потерял в 9 лет, когда вынужден был бежать из Тибета в период захвата его китайцами, а свободу - в 16 лет, когда стал Далай-ламой. Ради высокой цели я перестал принадлежать себе".

Я задал ему провокационный вопрос: "Чем бы вы занимались в жизни, если бы не стали Далай-ламой?" Он ответил: "Инженером. У меня на удивление мастеровитые руки, и мне доставляет большое удовольствие починить что-то своими руками - часы, механизм, стол… Однажды ко мне приехал корреспондент и у него поломалась камера, он был в отчаянии. Но к моему и его величайшему изумлению, я камеру починил".

Я спросил его: "А как вы оцениваете то, что именно вы стали Далай-ламой, взошли на вершину пирамиды и стали высшим духовным лицом?" Он улыбнулся и ответил: "Я сам удивляюсь, как простой мальчишка из деревни - и стал Далай-ламой!".

- А какие еще вопросы задавали Далайц-ламе журналисты и, люди, его принимавшие?

- Например, о марксизме. Он ответил, что поддерживает марксизм как философское учение и считает, что у него большое будущее. Потом добавил: "Советский Союз имел огромный потенциал, пока его руководители не начали замешивать марксизм на страхе. С этого момента идея начала разрушаться и терять свое прогрессивное значение". Если идти от человека, от его интересов, марксизм - стройная и разумная философия.

- МИД КНР считает, что Далай-лама является религиозным деятелем, который ведет раскольническую деятельность в отношении Китая. Комментировал ли как-то эту тему высокий гость?

- Отвечал он так: "Есть две мантры. Первая, которую постоянно повторяет Китай: "Далай лама - раскольник и хочет отделения Тибета". И вторая, повторяемая мною: "Я вовсе не настаиваю на отделении Тибета от Китая".

И эти мантры как бы парят в политическом пространстве совершенно отдельно друг от друга и потому малоэффективны. Я пытаюсь донести свой посыл о том, что борюсь за развитие Тибета, чтобы народ там не прозябал. А пока он живет на грани вымирания. Но мне не верят. И если я сейчас прилечу в Пекин, мне сразу наденут наручники и арестуют".

- Вообще четыре десятка лет жить в изгнании…

- На это он отвечает: "Родина там, где человеку хорошо. Я беспокоюсь за Тибет, но сейчас у меня Родина - в Дхарамсале. Мне там хорошо".

- Обладает ли Далай-лама чувством юмора?

- У него замечательное чувство юмора, иронии и самоиронии. И это умение иронизировать и самоиронизировать делает его необычайно привлекательной личностью. Появлялось ощущение, что этого человека ты давно знаешь и он близок тебе. И нет в нем никакой монополии на богоизбранность, какую часто можно наблюдать, например, у наших православных иерархов.

Он очень скромен и прост во всем. На его фоне особенно четко чувствуешь все ложное и показное, всю фальш помпезности, сановности и напыщенности. Это органичный и гармоничный человек.

- И над чем же он шутил?

- "Двенадцать лет назад, - говорил он, - когда я сюда приехал, было невыносимо жарко. Сейчас - невыносимо холодно. Наверно, если бы я не был таким лысым, мне было бы теплее".

Было действительно очень холодно. Он давал учение в летней пагодке. Просидел там три с половиной часа в легкой тоге, но не жаловался. Потом, правда, все-таки слегка простудился. Вообще с визитами Далай-ламы периодически случаются странные вещи. Его энергетика вызывает аномалии в природе. Но у буддистов считается, что через экстремальные климатические проявления, через их преодоление у народа сжигается тяжелая карма.

А когда была встреча с отцом Зосимой - настоятелем православной церкви в Калмыки, он подошел к нему, подергал его за бороду и сказал: "Жаль, что у меня нет такой - наверно, греет в холода?"

- А какую-то особую энергетику вы почувствовали, находясь рядом с этим человеком?

- Я практичный человек и в чудеса не верю. Но он действительно излучает какую-то благодать. Это чувствуется. Далай-лама подарил мне книгу - и от нее идет тепло! Я решил себя проверить и, ничего не говоря, дал подержать ее другим людям. Они, не сговариваясь, сказали то же самое.

- Но вы, видимо, как астролог, все-таки должны верить в чудеса?

- Астрология - это не чудеса, а наука, математика. Я очень осторожно отношусь к этим вещам - инопланетяне, летающие тарелки… Хотя статистика "чудес" в мире накапливается, и, значит, это надо изучать.

Кроме того, я знаю, что есть вещи внушаемые или самовнушаемые, а есть - объективные. Существуют и странные: например, падал снег с дождем, а снимал Далай-ламу на цифровую камеру, и на снимке капли "выстроились" так, что у него над головой образовался нимб. Ведь я снимал и других людей в тех же погодных условиях - но ни у кого из них такого нимба не возникало! Я могу материалистично объяснить это игрой вспышки света на кристаллах воды, но почему это случилось именно с Далай-ламой?

Я не могу объяснить, какими органами чувств это ощущал, но Далай-лама меняет реальность вокруг себя. Он просветленный человек. И я заметил, что стал рядом с ним тоже меняться. И, как бы кто-то ни иронизировал по этому поводу, но я вижу и чувствую эти перемены. Я стал более спокоен и почувствовал гармонию с самим собой, четче определяю приоритеты в жизни, различаю, что главное, а что - второстепенное, наносное, суета сует. Я почувствовал наполнение реальностью китайской поговорки, которую раньше воспринимал как поэтический образ: сидит мудрец и медитирует - и море успокаивается.

- Много ли сановного народу пытались пробиться к Далай-ламе?

- Разумеется, многие хотели с ним поздороваться лично, прикоснуться: "А вот это наш уважаемый генерал, а это его жена. А можно с вами…"

Проявляли себя и депутаты. Например, господин Митрофанов заявил: "Я курирую в Госдуме вопросы, связанные с космонавтикой. Как вы относитесь к идее запустить монаха, или вас, Далай-ламу в космос, чтобы над землей совершить мантру. Это возможно?"

Далай-лама ответил: "Теоретически - да, практически - нет. Когда я был маленьким, мне отец рассказывал такую вещь. Однажды он увидел, как высоко на горе лама творит молитву. И тут же он увидел того же ламу, который медитировал на вершине уже другой горы. Для того, чтобы творить молитву над миром и общаться с Богом, не надо садиться в космический корабль и подниматься с ревом на орбиту. Молитве не нужна вся эта механика".

- То есть Далай-лама довольно вынослив?

- Это человек в прекрасной физической форме и молод душой. Он не раз повторял, что тело - это скафандр, данный нашей душе. Если ты правильно себя ведешь и есть гармония между духовным началом и телом, то и тело не стареет. И наоборот: если тело не щадим, душа тоже скукоживается. Ложился спать строго по расписанию - в 9-10 вечера. Выдерживал очень насыщенную программу.

- Что вас еще поразило в этом визите?

- Необычайный духовный подъем всех калмыков, вышедших на улицы города. Они терпеливо стояли на холоде, мерзли, но не уходили. Даже в этом морозе они видели доброе предзнаменование, пели песни и радовались, как дети. А Далай-лама, в свою очередь, настоял на том, чтобы в автомобиле, который вез его по улицам Элисты, были открыты окна, вопреки всем правилам безопасности. Он хотел видеть лица людей и их приветствовать. И я с трудом могу представить его на шикарном "Мерседесе" с охраной, летящем на бешеной скорости и распугивающим людей. Он просил, чтобы скорость машины была не более 15 км в час.

Калмыки - маленький народ. Но я чувствовал в душе Далай-ламы удивление по поводу того, сколько делается для верующих в республике, как тепло его принимают и какого мощного союзника он нашел в лице Илюмжинова. Ведь хурул был построен на освященном Далай-ламой 12 лет назад месте. Он очень красивый. Он был искренне впечатлен и повторял: "Несмотря на то, что здесь холодно, меня согревает жар тех сердец, которые я здесь нашел".

- Кирсан Илюмжинов, как сообщали СМИ, с Далай-ламой встретился?

- Да, он встречался с Далай-ламой. Но как частное лицо, а не президент. Илюмжинов взял отпуск и никаких официальных встреч не проводил. В вопросах веры он считает себя свободным человеком и волен поступать, как хочет.

Вообще Илюмжинову пришлось изрядно понервничать. Была масса проблем. Завтра утром Далай-ламе нужно было улетать, а накануне вечером ещё не было ясно, дадут ли индийцы разрешение на пролет над их территорией. Пришлось выходить на кабинет Ганди, чтобы с высочайшего позволения разрешение дали. Разумеется, это связано с позицией Китая.

Но тут уместно вспомнить историю с Сильвио Берлускони. Накануне его встречи с Далай-ламой Китай пригрозил осложнить дипломатические отношения с Италией. Но Берлускони заявил: "Я - свободный человек в свободной стране. Далай-лама - мой друг и я его приму". Формально ноту протеста китайцы заявили, но дипломатические отношения не разорвали.

- Многие выдающиеся люди современности и прошлого выбирали буддизм как наиболее адекватную для себя религию. Как вы думаете - почему? Что в буддизме привлекает?

- Упор на человека как на творца, а не раба божьего. Отсутствие меча кары и наказания за свои грехи. В постулатах христианства человек изначально грешен - зачат в пороке, рожден в муках, и жизнь его - нескончаемое терпение и страдание. В буддизме, видимо, привлекает позитивный, оптимистичный взгляд на жизнь. То есть когда человек вступает на путь духовного развития, это доставляет ему необычайную радость.

У меня создалось впечатление, что Далай-лама не настаивает на соблюдении строгих постов и ограничений. Он считает, что каждый человек сам должен ставить для себя пределы. А, например, в христианстве и мусульманстве постам придается чуть ли не целеполагающее значение.

- Говорил ли что-нибудь Далай-лама про Россию?

- Он сказал, что верит в великое будущее России и с большим вниманием относится к тем переменам, которые происходят у нас. Но был в комментариях чрезвычайно сдержан.

Беседовала Людмила Столяренко

Наша справка:

Буддийская Сангха России признана в качестве одной из четырех традиционных религий РФ. Основными регионами распространения буддизма считаются Бурятия, Калмыкия и Тыва. В настоящий момент в РФ действует около 200 буддийских общин, а число последователей буддизма приближается к 1,5 млн. чел.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net