Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

14.11.2014 | Александр Гущин

Каракалпакия: мечтатели-сепаратисты или путь к независимости?

2014 год стал годом серьезных потрясений на постсоветском пространстве, оказывающих негативное влияние на обстановку как в отдельных конфликтных зонах, так и в целом в глобальном контексте. Среди таких событий, безусловно, обострение конфликтов, связанных с проблемами национально-территориального устройства, сепаратизма, ирридентизма. Это и Крым, и Юго-Восток Украины, и Нагорный Карабах. В этом ряду фигурирует также регион, который редко попадал в поле зрения не только СМИ, но и политологов, специалистов по Средней Азии и Казахстану. Речь идет о Каракалпакии, области на севере Узбекистана, которая в настоящий момент является частью Республики Узбекистан и на территории которой в последнее время все чаще стали проявляться тенденции, говорящие о существующем в определенных кругах каракалпакского общества запросе на изменение статуса региона.

Исторически Каракалпакию можно в полной мере отнести к тем регионам, которые в наибольшей степени пострадали от национально-территориального деления, осуществляемого большевиками. Она, естественно, была всегда связана с соседними народами – казахами, узбеками, русскими. Еще в XVIII веке так называемые «нижние» каракалпаки – обратились к России с просьбой о подданстве. Это вызвало резкую реакцию казахов и вынудило их переместиться к Амударье и Аральскому морю. В это период каракалпаки попали под власть Хивы, вплоть до вхождения всего региона в состав Российской империи. В 1925 г. Каракалпакская автономная область вошла в состав Киргизии, потом Казахстана, когда те были еще автономными советскими республиками. В 1925 году часть территории рода адайцев из младшего жуза была передана в Каракалпакию, а потом вместе с ней вошла в состав Узбекистана, что породило еще одну территориальную проблему. Сама же Каракалпакия в 1932 году была передана в состав Узбекистана.

Следующим серьезным этапом, на котором определялась судьба региона, стали Перестройка и период распада СССР. 14 декабря 1990 года Верховный совет Каракалпакской АССР принял решение о государственном суверенитете, но в 1992 г. Каракалпакия вновь вошла в состав Узбекистана. В 1993 году был подписан межгосударственный договор сроком на 20 лет о вхождении Республики Каракалпакстан в состав Узбекистана. В документе было оговорено право выхода автономной республики из Узбекистана путём проведения референдума. Сам договор подписывался на 20 лет, то есть по истечении его срока действия, можно было поставить вопрос о проведении референдума.

Естественно, что в 2013 г. ни о каком референдуме речи уже не шло. По информации, исходившей от ответственных, но не называемых лиц из администрации Каракалпакстана, договор неоднократно переписывался задним числом, а сам его оригинал засекречен. Сегодня, учитывая, что в руководстве Каракалпакии подавляющее большинство населения узбеки, не приходится говорить о возможности даже постановки вопроса о проведении какого-либо опроса населения.

В настоящее время население республики по официальным данным 1 млн. 700 тыс. человек, из которых примерно равная численность узбеков и каракалпаков по, 32 процентов, при этом четверть населения - казахи. По данным негосударственных источников численность населения заметно меньше и имеется серьезная тенденция к сокращению ее по причине значительной миграции, прежде всего, каракалпаков. Согласно некоторым оценкам, точность которые проверить трудно, но которые постоянно появляются в разных источниках и демонстрируют общую тенденцию, из Каракалпакии уже уехало около 250 тысяч человек, что составляет примерно шестую часть от всего населения республики. Отъезд каракалпаков и казахов происходит в основном в Казахстан, ведь каракалпаки очень близки этнически именно казахам. Миграция во многом помогает узбекским властям, так как объективно снижает градус сепаратизма, избавляя Ташкент от проблемы.

Миграция каракалпаков тесно связана с экономическими проблемами. Несмотря на официальные радостные рапорты о введении в действие новых производственных мощностей и росте уровня жизни граждан, реальное социально-экономическое положение далеко от позитивного. Средняя зарплата в регионе составляет примерно 40 долларов, наибольший доход получают представители силовых структур и чиновники, кроме того, система управления выстроена так, что огромное значение традиционно имеют взяточничество, кумовство, система откатов и откупа. Несмотря на то, что официальные власти всегда докладывают о динамичном развитии региона, несмотря на то, что на территории Каракалпакии работают такие крупные комплексы как Устюртский газохимический комплекс, предприятия переработки хлопка итд, общий уровень развития достаточно низок, хотя Каракалпакстан очень богат природными ресурсами, прежде всего углеводородами.

Серьезной проблемой для Каракалпакстана является и проблема Арала. Несмотря на выделение огромных средств, в том числе заимствованных из внешних источников Узбекистан слабо продвинулся в вопросе улучшения положения Арала, зато само наличие этой проблемы позволяет просить все новые и новые средства. Сложное экономическое положение, отсутствие реального автономного статуса, ситуация, при которой подавляющее число представителей управленческого класса в Каракалпакстане – узбеки по национальности, а также общая конъюнктура, связанная с актуализацией сепаратизма на постсоветском пространстве вызвали определенное оживление и в Каракалпакстане.

В этом году появились заявления движения «Алга Каракалпакстан», которое ратует за отделение от Узбекистана, при чем лидеры движения не прочь разыграть при этом и российскую карту. Безусловно, пример Крыма дал импульс сепаратистскому движению, оно всегда появлялось в Каракалпакии в момент трудностей – так было на рубеже 80-х и 90- х годов – движение «Инетресы народа», так есть и сегодня, в период событий в Украине, когда активизировалась оппозиционная центральным властям сепаратистская группа «Алга Каракалпакстан». 5 марта 2014 г. по инициативе «Алга, Каракалпакстан», выступающего за проведение референдума о самоопределении страны, в нескольких населенных пунктах прошли акции протеста, активисты движения стали активно выступать в СМИ, в том числе и на международной арене. В мае этого года «Алга Каракалпакстан» направило письмо Всемирному банку, в котором содержится призыв не давать Ташкенту ссуду. Активисты привлекают внимание международной общественности к репрессиям, которым подвергаются со стороны центральных властей Узбекистана лидеры каракалпакского движения. В Варшаве на конференции ОБСЕ по «человеческому развитию» представитель каракалпакской диаспоры Киргизии, президент общества «Арал-Жайхун» Н. Нуратдинов определил положение Каракалпакстана в составе Узбекистана как колониальное.

При этом некоторые эксперты, оценивают такую активность сепаратистов как элемент влияния внешнего фактора, одни склонны считать, что это США дают понять Ташкенту уязвимость его положения и необходимость проведения антимосковского политического курса, другие бездоказательно говорят, что это Кремль демонстрирует мускулы и продолжает использовать сепаратизм в качестве инструмента давления. Американское влияние исключать нельзя, учитывая и важность Узбекистана и для размещения военной инфраструктуры. В любом случае положение в Каракалпакии стало вызывать интерес центральных ташкентских властей, что раньше не наблюдалось.

Как сообщают неофициальные источники, именно с возрождением сепаратистского движения в Каракалпакии был связан инспекционный визит президента И. Каримова в Каракалпакию. Формально он был вызван необходимостью ознакомиться с работой Устюртского газохимического комплекса, который является одним из крупнейших в мире проектов в нефтегазовой сфере. Проект финансируется за счет прямых инвестиций учредителей совместного предприятия — южнокорейских компаний Коgаs, Lotte Сhemical, STX Energy и Национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз» в размере 1,4 млрд долларов, а также кредитных ресурсов на общую сумму более 2,5 млрд долларов. Но наряду с поездкой в Устюрт Каримов провел ряд совещаний и встреч, на которых обсуждался именно вопрос сепаратизма. Спецслужбы Узбекистана активизировали охоту за лидерами движения, опасаясь повторения событий, похожих на Андижанские, хотя и в самой Каракалпакии социальные взрывы с национальным оттенком уже были. Достаточно упомянуть протесты в Чимбае, когда рабочие на заводе хлопкового масла и комбикормов выступили с протестами против переноса производства из Каракалпакии и протесты эти помимо социального имели явный национальный окрас.

Вместе с тем сепаратистское движение в Каракалпакстане характеризовать как массовое и сильное пока рано. Учитывая массовую миграцию, время не работает на сепаратистов, как и высокий процент узбекского населения, отсутствие каналов информации и тотальный контроль властей, наличие в Каракалпакии крупных военных соединений узбекской армии и сил правопорядка вряд ли следует ожидать бурного роста сепаратизма и превращения его в массовое движение.

Ситуация во многом зависит от общего положения в Узбекистане, где приближающаяся в силу объективных временных причин смена власти решит многое. От того, какой она будет, зависит не только будущее Узбекистана, но и будущее Каркалпакии, ведь в случае осложнений внутриполитического характера, усиления влияния радикального ислама, роста сепаратистских тенденций в других районах страны, роль каракалпакского движения может измениться и от простого беспокоящего фактора оно может превратиться в серьезную силу. Эта сила при определенных обстоятельствах способна будет влиять и на территориальное разграничение, ведь Каракалпакстан граничит с Казахстаном и Туркменистаном, территориальные, проблемы которых с Узбекистаном сейчас решены, но могут обостриться в случае дестабилизации внутриполитической ситуации в Узбекистане и роста влияния региональных элит.

Александр Гущин - заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net