Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.02.2005
ПОЙДЕТ ЛИ БУШ НА ВТОРУЮ ВОЙНУ?
Президент США Джордж Буш в своей недавней речи объявил главной угрозой миру и безопасности Иран. В качестве аргументов американский президент привел возможность изготовления Ираном ядерного оружия, антидемократический характер режима и ставшее уже традиционным обвинение в пособничестве международному терроризму. Ограничится ли Вашингтон дипломатическими средствами воздействия на непокорный Иран или будет готов провести военную кампанию, аналогичную иракской? Мнения Салеха Алиева, Бориса Макаренко и Виктора Кременюка.
Салех Алиев, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор, член европейского иранологического общества:
Вопрос сложный. Сейчас сам президент Буш, которого поддерживают 50 процентов американцев, ставший основным идеологом войны в Ираке, признал, что оружия массового поражения в Ираке не обнаружили.
США не в первый раз говорят о том, что они накажут Иран, причем Америку подталкивает на это еще и израильское руководство, которое настроено против Ирана, поскольку эта страна проводит очень агрессивную политику против Израиля.
Но Иран - государство гораздо более могущественное, чем Ирак. Поэтому в случае вторжения туда можно получить кризис куда большего масштаба.
Кроме того, надо принимать во внимание, что Россия поддерживает с Ираном хорошие отношения, в том числе в военной области, и поддерживает его ядерную программу. Ни для кого не секрет, что Бушер начали строить европейские страны при поддержке США, а Россия только завершала это строительство. США теперь недовольны и другими иранскими программами.
Нужно понимать, что между высказываниями Кондолизы Райс и высказываниями Буша есть некоторая разница, потому что перед тем, как Кондолизу Райс должны были утверждать на посту госсекретаря, она заявила, что проблема Ирана будет решена дипломатическим путем.
Последние годы между Ираном, Англией, Францией и Германией происходили переговоры, и сейчас американцы единственная страна, которая называет Иран своим врагом.
Поэтому я думаю, что американское руководство будет пытаться оказать на Иран давление, и такое же давление оказывать на Россию, но ни один человек не сможет сказать точно, осуществят ли Штаты нападение на Иран. В данный момент американцы пропагандистскими путями пытаются найти себе союзников, но, я думаю, что это будет сделать куда сложнее, чем в прошлый раз.
Иран, конечно, готовится ко всему. Иранский режим, поддерживаемый народными массами, тем не менее, имеет и противников среди иранцев. Нельзя не принимать во внимание, что в Европе проживает огромное число иранцев, в том числе очень богатых иранцев, которые эмигрировали после революции и которые придерживаются совершенно иных взглядов на этот счет. Среди них многие сотрудничают с американскими СМИ, многие владеют промышленными предприятиями и поддерживают с американцами деловые связи. Большинство этих людей весьма враждебно настроены к иранскому руководству.
Борис Макаренко, заместитель директора Центра политических технологий:
Ясно, что США заинтересованы в максимальном давлении на Иран, чтобы заставить его отказаться от ядерных программ. Эта политика распространяется и на Россию, на которую тоже оказывается давление на предмет ее военного сотрудничества с Ираном. Это включает и давление на МАГАТЭ, где США сейчас очень не поддерживает переизбрание на второй срок Барадеи, поскольку тот склонен давить на Иран "терапевтически".
Но я уверен, что пока Штаты не исчерпают всех политических средств воздействия, к "более решительным" они не перейдут.
Но еще важнее другие обстоятельства. Во-первых, в Иране нет Саддама Хусейна, во-вторых, США и для войны с Ираком с трудом собрали коалицию. Есть и третий фактор - если в Ираке были основания полагать, что большинство его населения не кинется защищать Саддама, то в Иране такой уверенности нет.
Я бы не стал утверждать, что мандат, выданный президенту Бушу на управление страной, равнозначен мандату на полномасштабные военные действия в Иране. Такая идея не найдет поддержки ни в мире, ни в самой Америке.
Виктор Кременюк, заведующий отделом внешнеполитических исследований ИСКРАН:
В нынешних условиях, когда США так плотно сидят в Ираке, это маловероятно. Буш, хоть человек и рисковый, но вряд ли настолько, чтобы лезть в два осиных улья одновременно.
Но про Иран он вряд ли забудет. Это противник, и противник серьезный, кроме того, он очень близок к тому, чтобы стать ядерной державой. И решать что-то надо. Пока переговорные технологии мало что дают американцам. Иран ведет переговоры и с Россией, и с МАГАТЭ, и с Евросоюзом, но США беспокоятся, не начнут ли они испытывать свое оружие на территории России.
Так что о полномасштабной военной операции США против Ирана говорить вряд ли приходится. Но не исключен другой вариант: нападение с воздуха и уничтожение ряда стратегических объектов в Иране. Это, с одной стороны, позволит продемонстрировать, что США по-прежнему хозяева на этой планете, а с другой стороны, не увязать в этой стране так, как они увязли в Ираке. Ясно, однако, что Иран, конечно, давно уже застраховался от такой опасности, и все, что важно - уже спрятано, так что разгромлены могут быть только сами здания и станции.
При таком повороте событий Иран начнет мстить через свои террористические организации, Европа начнет возмущаться. То есть кризис все-таки будет, но не глобальный, никто не умрет и не падет: ни Иран, ни Штаты. Мировое сообщество, конечно, будет возмущено. Но ведь мы сейчас наблюдаем, как зарождается новая международная норма: решение о нападении принимает не Совет Безопасности ООН, а президент США.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.