Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.12.2014 | Нана Гегелашвили
Грузия и ЕС – есть ли шанс на членство?
18 декабря 2014 г. на сессии Европарламента в Страсбурге было ратифицировано Соглашение об ассоциации между Грузией и ЕС. Напомним, что данное соглашение было парафировано в конце ноября 2013 г. на саммите стран «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Показательно, что окончательное его подписание планировалось в августе-сентябре 2014 г., однако затем оно было перенесено на более ранний срок, что, как представляется, в значительной степени объясняется украинским кризисом, ставшим катализатором этого процесса.
В июне 2014 г. Грузия, наряду с Молдавией стала подписантом Соглашения об ассоциации. Официальный Тбилиси уверен, что прозападная ориентация – единственный способ укрепления грузинской государственности и всестороннего развития страны . Вот почему во вопросу, связанному с подписанием Соглашения об Ассоциации Грузии с ЕС, между представителями всех политических сил страны был достигнут полный консенсус. 18 июля 2014 г. Парламент Грузии на внеочередном заседании единогласно ратифицировал Соглашение об ассоциации страны с ЕС, призванного создать новые правовые рамки сотрудничества между обеими сторонами.
Тем не менее, главная проблема, стоящая на пути Грузии к полноценной интеграции с Западом, заключается в том, насколько эта страна сможет справиться с проблемой восстановления своей территориальной целостности. Эта проблема стоит остро перед Грузией, потерявшей 20% своей территории в результате августовских событий 2008 г. В настоящее время Тбилиси в полной мере осознает, что эту проблему в одиночку ему решить не удастся, и, главным образом, за счет неспособности обеспечить политическую стабильность и сплоченность нации.
Понимая озабоченность Грузии в отношении территориальной раздробленности страны, Брюссель начал предпринимать собственные попытки, направленные на посильное решение этой проблемы. В арсенале ЕС, помимо политики «Восточного партнерства», имеется новый подход к Абхазии, базирующийся на принципе «вовлечение без признания» и предусматривающий участие Сухуми в мирных инициативах, что может рассматриваться как аванс Брюсселя Сухуми для снижения накала его страстей с Тбилиси. Инструментарий ЕС также включает в себя и т.н. новый «план Штайнмайера » , запущенный Германией в 2008 г. и охватывающий весь спектр политических вопросов, обсуждаемых Грузией, Абхазией, Южной Осетией и Россией.
Действуя в рамках трансатлантического партнерства, Европа, в своем стремлении распространить «зону своего влияния» на постсоветские страны, пытается обновить и усовершенствовать свой собственный европейский пакет для стран «Восточного партнерства », осознав недочеты своей «восточной политики», главным из которых является неспособность Брюсселя определить, что является конечной целью для стран «Восточного партнерства», равно как и политическая нерешительность и излишняя бюрократизация ЕС. Похоже, что украинский кризис переломил эту тенденцию.
Для реализации этой цели ЕС выработал дорожную карту (A Democracy roadmap from Vilnius to Riga), направленную на расширение сотрудничества со странами «Восточного партнерства» и призванную определить перспективы этих стран после вильнюсского саммита 2013 г. вплоть до следующего саммита ЕС, который должен состояться в Риге в первой половине 2015 г. В проекте документа речь не идет о возможности членства этих стран в Евросоюзе, однако отмечается, что европейский пакет должен стать таким проектом, который может предложить этим странам куда больше возможностей, чем Соглашение об ассоциации с ЕС . Он содержит положения, касающиеся облегченного визового режима, обмена студентами, а также большего привлечения стран «Восточного партнерства» к общественным программам. Показательно, что в этом проекте содержится и намерение Брюсселя усилить роль ЕС в вопросе урегулирования затяжных конфликтов: превратить реализацию Соглашения об ассоциации в механизм, способный предоставить постсоветским государствам с территориальными проблемами возможность укрепить связи с сепаратистскими территориями и всячески способствовать активизации взаимных контактов.
В настоящее время США и ЕС уже приступили к разработке совместного плана и определили цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу как по двусторонним вопросам, так и по вопросам мирового и регионального уровней. Таким образом, по замыслу западных стратегов, ЕС, нуждающийся в новой восточной политике, должен расширять поддержку гражданскому обществу и укреплять отношения со странами с помощью торговли стипендиальных программ и облегчения визового режима, а НАТО, в свою очередь, необходимо развивать военное сотрудничество, выходя за рамки членства в блоке. Конечной целью Трансатлантического партнерства должно стать достижение крайне эффективного сотрудничества между США и ЕС посредством широкой координации совместных действий в рамках процесса реформирования европейской структуры безопасности на основе принципов ОБСЕ, а также отвечающего задачам НАТО.
Сегодня позиции Вашингтона и Брюсселя по украинскому кризису сближаются. США намерены как никогда ранее действовать с ЕС в одной упряжке в контексте «Трансатлантического партнерства». Вашингтон стремится активизировать свою политику в отношении постсоветских государств с целью интегрировать их в западное сообщество за счет усиления натовской составляющей, которая будет осуществляться параллельно с оказанием прямой поддержки Вашингтона в области проведения военных, гражданских и социальных реформ.
На саммите НАТО, состоявшемся в Уэльсе 4-5 сентября 2014 г., был утвержден пакет "усиленного сотрудничества " с Грузией. Это предусматривает делегирование в Грузию миссии по изучению оборонных потребностей и оказание ей помощи в реформировании системы обороны и безопасности, а также учреждение совместного с НАТО учебного центра. Пакет усиленного сотрудничества с Грузией нацелен на укрепление обороноспособности этой страны и призван обеспечить гораздо более тесную связь с альянсом, что, по мнению натовских стратегов, должно помочь ей достичь значительных успехов в процессе подготовки к членству в НАТО.
Таким образом, саммит НАТО в Уэльсе продемонстрировал повышенную заинтересованность Вашингтона в вопросе о расширении НАТО за счет возможного включения в него некоторых постсоветских стран и, прежде всего, Грузии. Не случайно, что во время своего визита в Тбилиси, состоявшегося сразу же после саммита НАТО, министр обороны США Чак Хейгел заявил о том, что «новый статус Грузии как партнера НАТО с усиленными возможностями является новым этапом для ее вступления в альянс, и мы обязательно продолжим углубление военного сотрудничества с Грузией, особенно на фоне агрессии России на Украине ».
Сегодня членство Грузии в НАТО не рассматривается, однако, похоже, что решение Бухарестского саммита остается в силе, и это - политическое решение альянса. Усиленный пакет сотрудничества в первую очередь направлен на оказание всесторонней помощи Грузии на пути ее членства в альянс.Тем не менее, председатель комитета Европарламента по иностранным делам Элмар Брок предупредил о недопустимости возобновления дискуссии о членстве соседей ЕС — Украины, Молдовы, Грузии — в НАТО. По его мнению, следует «поддерживать политические и экономические реформы, а также реформы силовых структур в Украине, Молдове и Грузии политическими и финансовыми средствами, чтобы приблизить их к ЕС». Таким образом, Москва должна понимать, что «с учетом новых реалий в Закавказье» удержать Грузию под своим влиянием уже не представляется возможным, а любые попытки блокировать стремление Грузии к интеграции с Западом контрпродуктивны. С возникновением двух де-факто образований – Абхазии и Южной Осетии – они перестали быть основными козырными картами Москвы в ее игре с Тбилиси, что в значительной степени будет расширять возможности Грузии при выборе внешнеполитических союзников.
К тому же Россия не может не учитывать, что интеграция двух независимых государств – Абхазии и Южной Осетии в мировое сообщество является процессом довольно длительным и вряд ли оправданным, равно как и то, что по мере укрепления своего суверенитета интересы Сухуми могут далеко не всегда совпадать с интересами Москвы. Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве, подписанный в ноябре нынешнего года лидерами России и Абхазии, как нельзя лучше продемонстрировал это. Тем более, что новой повестки дня в российско-абхазских отношениях, способной сделать партнерство между двумя странами взаимовыгодным и продуктивным, сегодня у Москвы не имеется. В свою очередь Грузия не может не понимать, что ключ от решения проблемы территориальной целостности страны находится в активе России – ее северного соседа, занимающего крайне активную позицию в отношении постсоветских стран.
Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.