Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.03.2005
СЕМЕРО ОДНОГО - ЖДУТ?
Соединенные Штаты должны добиваться запрета на участие России в предстоящей встрече стран-частниц Большой восьмерки в качестве наказания за воскресную сделку по поставке ядерного горючего Ирану - так считает влиятельный американский сенатор-республиканец Джон Маккейн. Подобные требования раздаются все чаще, и Иран - не единственная причина, недовольство вызывает также и "отход от демократических ценностей", несовместимый с обликом члена G8. Можно ли говорить, что над Россией нависла реальная угроза исключения из престижнейшего международного клуба? Какие причины могли бы побудить наших западных коллег перейти от угроз к делу? Мнения Бориса Макаренко, Ирины Хакамады, Александра Шаравина.
Борис Макаренко, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
Это уже становится угрожающим. Но когда говорят "выгнать", то понятно, что под этим не подразумевается, что нас действительно могут выгнать, другое дело - что нас могут "не впустить". Мы ведь пока там сидим на приставном стульчике.
Так что главная угроза заключается в том, что этот стульчик могут все дальше и дальше отодвигать, а разговоры с Россией на саммитах G8 будут все менее содержательными. Конечно, Иран не может быть достаточной для этого причиной, потому что не мы одни, и Европа занимает взвешенную позицию по поводу ядерной программы Ирана. И, несмотря на то, что США были в свое время главными инициаторами нашего приглашения в "большую восьмерку", тогда, когда на то почти не было оснований, из-за одной только американской дипломатии нас не исключат.
Но, тем не менее, где-то эта черта есть. Наверное, она пролегает за тем шагом, который однозначно трактовался бы как окончательный отход от демократии.
У Запада есть один способ выразить свое "фэ", не выгоняя. В 2006 году Москва должна принять "большую восьмерку" и, соответственно, возглавить ее. Так вот, худшее, что может случиться для нас на саммите в этом году - это если по какой-то причине саммит-2006 перенесут из России. Это будет серьезным намеком.
Но пока все же такой сценарий выглядит экзотичным.
Ирина Хакамада, член правления "Комитета 2008":
Я думаю, что опасаться этого не стоит. Потому что западные коллеги сейчас считают Россию удобным партнером. "Большая восьмерка" - клуб неформальный, это не Совет Европы, где все решается по регламенту, тут все происходит по взаимной договоренности. Решили, что Россию хорошо бы принять - и приняли. И пока им выгодно, Россия будет в восьмерке.
Единственное, из-за чего Россию могли бы исключить, - если бы она стала угрожать безопасности этих стран. И то еще вопрос, потому что когда в "восьмерке" - то в большей степени под контролем.
Я-то считаю, что хорошо бы лидерам "восьмерки" больше выступать по поводу того, что происходит с демократией в России, а у них властвует мораль "риал-политик": "мы закрываем глаза на то, что происходит у вас в стране, а вы нам открываете новую нефтяную трубу". Эта их прагматика приведет к тому, что им самим придется потом мучиться.
Александр Шаравин, директор института военно-политического анализа:
В последнее время действительно было немало голосов в определенных политических кругах США об исключении России из Большой восьмерки. Для этого, и правда, были основательные причины.
Дело в том, что факт принятия России рассматривался как некий аванс: Россия должна была продемонстрировать, что она привержена западным ценностям и будет следовать в фарватере политики западных стран, и в первую очередь, США. Многими сейчас этот аванс признается незаслуженным. Я думаю, что это не совсем правильно.
Россию не нужно никуда подталкивать, потому что Россия выбрала свой путь в 1991 году, и, несмотря на некоторые повороты, а иногда даже и отступления, пока признаков отказа от демократии мы не наблюдаем. Демократия бывает разного вида: американская модель, германская и т.д. У России действительно есть своя специфика, но не хотелось бы, чтобы для потакания этой специфике использовались традиции наших "великих царей".
Какие-то конкретные предложения об исключении прозвучали пока только из США, в других странах "большой восьмерки" пока таких призывов не было. Это, конечно, не означает, что там нет сторонников исключения России. Но все же если Россия в ближайшее время никаких экстраординарных шагов не предпримет, то вряд ли мы услышим из Европы предложения такого рода.
А охлаждение отношений есть уже сейчас, что можно было видеть и на последней встрече Путина с Бушем, напряженность читалась и в лицах, и в репликах. Определенные изменения, конечно, налицо, но я думаю, что разрыва отношений пока не будет.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.