Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.01.2015 | Александр Ивахник
Не до рейтингов
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило суверенный кредитный рейтинг России с нижнего инвестиционного уровня BBB- до спекулятивного («мусорного») уровня BB+, да еще с негативным прогнозом. Агентство обосновало свое решение тем, что события последних месяцев резко снизили гибкость денежно-кредитной политики России. «Перспективы российской экономики все хуже, а пространство для маневра у регуляторов все уже», – говорится в сообщении S&P.
Агентство прогнозирует, что «качество активов в финансовой системе, с учетом ослабления рубля, ограниченного доступа ключевых областей экономики на международные рынки капитала из-за санкций, а также экономического спада, будет ухудшаться». Среди основных рисков в S&P называют сокращение международных резервов из-за потребности в погашении займов внешним кредиторам, для чего ЦБ придется предоставлять банкам валютную ликвидность. Введение валютного контроля, а также ускоренное исчерпание резервов могут привести к дальнейшему снижению рейтинга, предупреждают в S&P. Плановый пересмотр рейтинга назначен на 17 апреля.
Такого решения Standard & Poor's ожидали в правительстве, о его вероятности говорили и глава Минэкономики Алексей Улюкаев, и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Тем не менее, этот шаг встретил в российских верхах явное раздражение. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил РИА «Новости»: «Подобное решение имеет минимальное отношение к экономике, оно ангажированное, директивное». По мнению Пескова, которое, впрочем, не разделяют эксперты финансового рынка, «серьезные компании вряд ли будут ориентироваться на такие рейтинги, которые не отражают реального положения». Премьер-министр Дмитрий Медведев также акцентировал внеэкономический характер решения S&P. На заседании правительства Медведев охарактеризовал его как «политический инструмент в чистом виде». Премьер призвал задуматься о механизме формирования «этих рейтингов». «Ряд государств вводит ограничения против экономик других государств, в данном случае против нашей экономики. А потом на основе этого делается вывод, что конкретная экономика работает не совсем так, как должна работать, что экономика с чем-то не справляется. И на основании этого принимается решение о понижении рейтинга. Что это, если не политическое решение?» – констатировал глава правительства.
Пожалуй, в оценках Пескова и Медведева есть рациональное зерно. Действительно, очень похоже, что снижение агентством S&P российского рейтинга до «мусорного» уже на данном, начальном этапе кризиса хотя бы отчасти политически мотивировано. Хорошо известно, что Standard & Poor's после смелого решения о снижении суверенного рейтинга США несколько лет назад находится в конфликтных отношениях с Белым домом, и сейчас, принимая решение по России, возможно, так или иначе ориентировалось на тренд, задаваемый Вашингтоном. Но, с другой стороны, трудно отрицать, что это решение имеет под собой весомые основания. Дело в том, что нынешний российский кризис – не просто экономический. Это политико-экономический кризис.
Пойдя на жесткую политическую и идеологическую конфронтацию с Западом, Кремль явно недооценил степень интеграции России в мировую экономику. Многообразные механизмы этой интеграции, формировавшиеся на протяжении последних десятилетий, исторически определяются именно Западом. Рейтинги международных агентств – лишь один частный элемент таких всеохватывающих механизмов. Даже столкнувшись летом прошлого года с серьезными экономическими санкциями, в российском руководстве, видимо, считали, что сохранят надежный контроль над финансовым состоянием страны и достаточно широкий коридор для экономического маневра. Сейчас, после обрушения нефтяных цен и курса рубля, в Кремле, похоже, пришли к выводу, что хуже – в плане негативного внешнего воздействия на российскую экономику – уже не будет. Во всяком случае, логика последних внешнеполитических действий Москвы в отношении украинского кризиса говорит именно об этом. Продолжение и даже ужесточение конфронтационного курса перечеркивает перспективу смягчения санкций и возвращения доступа к внешним рынкам долгового финансирования. В такой ситуации рейтинги международных агентств уже не кажутся принципиально важными. Не случайно в антикризисном плане правительства речи о путях улучшения внешнеэкономических условий вообще не идет. Главное, заявил президент Владимир Путин, – обеспечение социальной стабильности при сохранении «приемлемых» экономических показателей.
Тем не менее, даже в сегодняшних российских условиях рейтинги авторитетных международных агентств все-таки имеют не только политическое, но и сугубо экономическое значение. Решение S&P об изменении кредитного рейтинга России заметно понизило курс рубля по отношению к доллару и евро. Эксперты предполагают, что снижение рейтинга и в дальнейшем окажет определенное давление на рубль. Иностранные инвесторы начнут более активно избавляться от российских бумаг, в том числе номинированных в рублях. Это повысит спрос на валюту с их стороны, а не только со стороны российских компаний и банков, которые платят по зарубежным долгам.
При этом условия выплат по внешним долгам ухудшатся. По правилам S&P, Fitch и Moody's, кредитный рейтинг корпоративных облигаций не может быть выше кредитного рейтинга страны, в которой зарегистрирован эмитент. Это значит, что S&P в ближайшее время понизит рейтинги всех российских долговых бумаг, имеющих рейтинг выше ВВ+. С высокой долей вероятности примеру S&P в скором будущем последуют Fitch и Moody's – и в отношении суверенного рейтинга России, и в отношении корпоративных бумаг. А поскольку многие кредитные и облигационные соглашения российских заемщиков за рубежом содержат оговорки относительно рейтинга, то это вызовет требования досрочного погашения долгов и в целом может привести к резкому увеличению объема долга, который будет необходимо гасить в 2015 году российским компаниям и банкам. Возможные угрозы дефолтов госкомпаний потребуют чрезвычайной помощи со стороны государства, что ускорит истощение валютных резервов.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.