Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

02.02.2015 | Татьяна Становая

Россия и Запад: новое нагнетание напряженности

Возобновление военных действий на востоке Украины спровоцировало новый виток обострения отношений между Россией и Западом. ЕС одобрил продление санкционного режима до осени, ПАСЕ лишила российскую делегацию права голоса. В России наращивание давления извне воспринимается как очередной вызов, на который следует эмоциональная реакция. Руководство Госдумы выступило с инициативой осудить «аннексию ГДР» в 1989 году. Даже Михаил Горбачев, который пытался взять на себя роль посредника между Кремлем и немецкими элитами, не исключил перехода холодной войны в горячую.

Отношения России и Запада входят в стадию постоянного и, вероятно, длительного, противостояния. Задача Запада – существенно поднять цену проводимой Россией политики в отношении Украины. Это касается ограничения доступа к западным финансовым рынкам и технологиям. Показательный пример – сложности в планировании строительства моста через Керченский пролив: проект, за который возьмется компания Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж», будет вынуждена искать партнеров в Турции и Южной Корее: в России нет ни опыта, ни технологий реализации подобных проектов. Санкционная политика также оказывает и сильное влияние на рубль, который продолжает свое ослабление.

При этом наступление в Мариуполе и попытки ополченцев расширить зону своего влияния сгладили разногласия, которые начали накапливаться между европейскими лидерами по поводу целесообразности продления жесткого режима санкций. Так, если еще 5 января президент Франции Франсуа Олланд высказывался за смягчение санкционной политики, то после обстрела Мариуполя министр иностранных дел и международного развития Франции Лоран Фабиус поспешил заверить, что Франция разочарована несоблюдением положений Минского протокола по мирному урегулированию. «Франция продолжит последовательную политику твердости и диалога. Ни в каком смысле она не означает, что нужно воевать с Россией, но есть вещи, которые мы терпеть не можем», - заявил он.

Главной проблемой пробуксовки мирных переговоров остается сильно возросшее недоверие к России и ее обещаниям. Европа, как и США, без сомнений возлагают ответственность за обострение ситуации на Украине на Россию, в то время как Россия продолжает отрицать свое участие в конфликте. Тот же Лоран Фабиус говорил, что «только вечером [21 января] мы с коллегами из Германии, Украины и России договорились об отведении тяжелого вооружения за линии, определенные Минскими соглашениями. А на следующий день утром произошел штурм Донецкого аэропорта, погибли десятки людей, и обстрел остановки Донецка, а в эти выходные [24 января] вы видели, что происходило в Мариуполе», - подчеркнул министр 26 января. «Мы хотим сохранения хороших отношений Украины как с Европой, так и с Россией. Но мы сейчас очень далеки от этого», - отметил Фабиус.

Если в начале января, пусть и осторожно, началось обсуждение вопроса о возможном смягчении санкционного режима, то к концу месяца активизируются споры о введении новых санкций. 29 января в Брюсселе состоялась встреча 28 руководителей внешнеполитических ведомств стран-участниц ЕС, по итогам которой было принято решение об усилении давления на Москву. Сопротивление нового правительства Греции, выступавшего против санкций в отношении России, удалось с легкостью преодолеть. В итоге санкционный режим продлен еще на полгода.

В качестве новых санкций обсуждается как расширение черных списков, так и экономические меры, хотя последний вариант пока кажется маловероятным. Как рассказал источник Bloomberg в ЕС, Брюссель потенциально рассматривал новые запреты на экспорт в Россию технологий, ограничения на покупку суверенных долговых обязательств. Глава МИД Австрии Себастьян Курц высказал сомнения, что ЕС пойдет на введение экономических ограничителей: «Я очень скептически отношусь к новым экономическим санкциям. Я считаю, что целенаправленные меры в отношении конкретных людей, которые несут ответственность за то, что происходит на востоке Украины, были бы лучше». Однако представители Восточной Европы традиционно выступали за более жесткий подход к России. Еврокомиссии и внешнеполитической службе ЕС была поручена подготовка расширения санкционных списков и возможных дальнейших ограничительных мер.

Снова поднята тема возможного отключения России от системы SWIFT: о такой вероятности также сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники в европейских структурах. Этот вопрос как раз кажется наиболее спорным: подобная мера в значительной степени ударит по российским же партнерам в Европе. Неслучайно, премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма заявила, что при отключении России от платёжной системы SWIFT плохо будет всему миру.

В России на подобный риск отреагировали очень резко. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «в случае принятия таких решений, наша экономическая реакция, да и вообще всякая другая, будет без ограничений». Что именно он имел в виду, осталось неясным. Однако примерные границы допустимого уже были в определённом виде очерчены, например, в обращении Игоря Сечина к Путину, где говорилось о возможностях продавать в Европу газ по предоплате, арестах иностранных активов и т.д. (правда, «Роснефть» опровергла аутентичность документа). Ранее глава ВТБ Андрей Костин заявил, что отключение России от системы SWIFT может привести к полному прекращению отношений между Россией и США. «Мы уже создали локальную систему межбанковских расчетов, которая может заменить SWIFT. Мы ведем переговоры с нашими китайскими партнерами о создании системы расчетов в национальных валютах, но я хотел бы подчеркнуть следующую вещь: если все-таки произойдут такие вещи, то это приведет к серьезному ухудшению глобальных отношений между Востоком и Западом», — сказал Костин на Всемирном экономическом форуме в Давосе. По его словам, в том случае, если произойдет отключение, «на следующий день оба посла — и посол США в Москве, и посол России в Вашингтоне — могут покидать столицы. Это будет означать, что Россия и США не будут иметь никаких отношений после этого», — уверен Костин.

Обращает на себя внимание и определенная политическая солидаризация российской элиты. Жесткие заявления Костина, а также первого вице-премьера Игоря Шувалова на форуме в Давосе указывают на то, что никаких видимых брожений, вопреки ожиданиям, внутри власти на фоне давления со стороны Запада пока не происходит. Скорее напротив: элита, на которой лежит политическая ответственность, консолидируется, причем даже не вокруг имени президента, а против нарастающего давления. Ведущее деловое издание России «Ведомости» назвало выступление Игоря Шувалова в Давосе «военным популизмом», а обещания модернизации – софизмом. Именно так воспринимается риторика официальной власти в области экономики. В России наблюдается значительный рост эмоциональности в обсуждении вопросов политики сдерживания: элита, в том числе и технократы, оказалась не готовы к подобному сценарию.

Продолжает наблюдаться и деформация «нормандского процесса». 29 января состоялся телефонный разговор президентов Украины и Франции Петра Порошенко и Франсуа Олланда, а также канцлера Германии Ангела Меркель. По их итогам, глава Украины заявил, что стороны сочли «трехсторонний формат» оптимальным для обсуждения украинского конфликта. Таким образом, наряду с «нормандским форматом» появляется и другой формат, но уже без участия России.

Тем временем, внутри России усиливающееся давление со стороны Запада воспринимается как вызов, провоцируя новую консервативную волну и весьма одиозные инициативы. Все иностранное, в особенности имеющее отношения к странам НАТО, воспринимается как враждебное. Так, депутат Госдумы Ирина Яровая заявила, что российская система образования «заточена под изучение иностранного языка», и это мешает сохранять российские традиции. «За время обучения в нашей школе ребенок изучает русский язык в объеме 866 часов, а иностранные — 939 часов. При этом Минобрнауки собирается ввести еще и обязательный ЕГЭ по иностранным языкам, а также изучение второго иностранного. Граждан какой страны мы растим?», - задавалась она вопросом.

Чуть ранее спикер Госдумы Сергей Нарышкин поручил думскому комитету по международным делам проработать возможность принятия заявления, осуждающего «аннексию Германской Демократической Республики Федеративной Республикой Германией в 1989 году». С инициативой подготовки заявления об аннексии ГДР выступил коммунист Николай Иванов в ответ на обвинения европейскими депутатами России в аннексии Крыма. «Тем более что, в отличие от Крыма, в ГДР общенародный референдум проведен не был», — подчеркнул депутат. По мнению первого замглавы думской фракции ЛДПР Алексея Диденко, «переадресация предложения коммуниста о подготовке заявления в международный комитет говорит о том, что Сергей Нарышкин хотел просто успокоить депутатов и не начинать дискуссию в зале». Однако Диденко в интервью «Коммерсанту» не исключил того, что кто-нибудь из членов комитета подойдет к поручению спикера серьезно и подготовит такое заявление. Объяснение может быть и проще: сравнение Крыма и ГДР употребил сам Нарышкин в апреле прошлого года, когда ПАСЕ лишила российскую делегацию права голоса. Однако тогда спикер Госдумы отмечал, что «Россия против такой логики»: «Мы всегда против двойных стандартов».

Одиозные инициативы, которые пока не воспринимаются всерьез, сопровождаются и более выраженной военизированной риторикой официальных властей. Министр обороны России Сергей Шойгу 29 января заявил, что оборонное ведомство сосредоточится на повышении качественного состояния стратегических ядерных сил, наращивании боевого состава армии и флота и создании воздушно-космических сил. Он пообещал выполнить поставленную президентом Владимиром Путиным задачу и «не допустить военного превосходства над Россией». На этом фоне уже совсем пессимистично звучат слова Михаила Горбачева: «Холодная война» уже идет открыто. А что дальше? К сожалению, я уже не могу твердо сказать, что «холодная война» не приведет к «горячей». Боюсь, что они могут рискнуть».

Украинский кризис усугубляется, доверие к России продолжается катастрофически снижаться (в минувшие выходные сорвалась очередная попытка найти хотя бы временный компромисс на переговорах в Минске), а риски введения новых санкций – расти. Учитывая минимальные возможности по улучшению ситуации, сближению позиций сторон (между Россией и Западом или Россией и Украиной), весьма вероятен сценарий консервирования нынешней «холодной войны» на годы вперед, если не произойдет качественного изменения ситуации внутри России или в Украине. Нарастают и изоляционистские тренды внутри самой России: инициативы, которые год назад было невозможно представить, сегодня официально обсуждаются в органах власти. Украинский кризис спровоцирует фундаментальные сдвиги в российской внутренней политике и стимулирует пересмотр контракта власти и общества. В основание нового контракта ложится не стабильность, а добровольно-принудительная консолидация вокруг «традиционных ценностей» и против внешних угроз при заметном ухудшении уровня жизни.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net