Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.02.2015 | Марина Войтенко

Экономике назначено выживать

Начало прошедшей недели было отмечено, хотя и ожидаемой, но громкой новостью – агентство Standard & Poor’s понизило суверенный рейтинг с инвестиционного – «ВВВ-» – до спекулятивного – «ВВ+», оставив прогноз «негативным» и определив срок следующего пересмотра оценки 17 апреля. Главная причина такого решения, разъяснили его «авторы», – ухудшение экономических перспектив вместе с состоянием финансовой системы и сужение пространства для маневра в фискальной и денежно-кредитной политике (ДКП). Высоки риски резкого кредитного сжатия, превышения инфляцией рубежа в 10%, а также значительного сокращения международных резервов (уже опустившихся ниже планки в $380 млрд.). При этом средний темп роста в 2015-2017 годах не превысит 0.5% после 2,4% за последние четыре года.

В числе аргументов – низкое качество институтов и государственного управления, а также слабая готовность к эффективному решению структурных проблем: преодолению коррупции, сокращению чрезмерного присутствия государства в экономике, улучшению плохого предпринимательского и инвестиционного климата. Дальнейшее снижение рейтинга может последовать вслед за обострением проблем с исполнением компаниями и банками (прежде всего, государственными) обязательств перед внешними кредиторами, что может потребовать предоставления средств из резервов, либо даже введения валютных ограничений. Заявление Дмитрия Медведева о том, что последнее не произойдет ни при каких условиях, как видим, действия не возымело.

Рынки к такому повороту в принципе были готовы и отреагировали довольно сдержанно. Вместе с тем, закономерно усилилось давление на рубль, оно будет возрастать и далее на ожиданиях присоединения к S&P двух других агентств (Fitch и Moody’s) и смягчения ДКП Банком России[1]. Другое вероятное следствие перевода российских государственных и корпоративных долговых бумаг в «мусорную» категорию – требования досрочного погашения займов (по оценке, примерно $20-30 млрд.).

Заметим, что предпосылками стабилизации суверенного рейтинга в S & P считают: восстановление финансовой стабильности (в первую очередь, доступ российских заемщиков к зарубежным кредитам) и улучшение основных макроэкономических показателей. Быстро изменить ситуацию не получится. Финансовые рынки на Западе закрыты, на Востоке еще не открылись. Между тем, только «Газпрому», «Роснефти» и госбанкам в 2015-2018 годах (если не удастся рефинансироваться) предстоит погасить $85 млрд. евробондов и синдицированных кредитов. Немалое число российских экспертов, однако, уверены, что при сокращении импорта в 2015 году на 40-50% и профиците текущего счета не менее $60 млрд. ресурсов для погашения внешнего долга будет достаточно. Реально выплатить придется $50-80 млрд. из $133 млрд. ($110 млрд. – основной долг-2015, $23 млрд. – проценты[2]). При этом стоимость обслуживания во многом будет зависеть от курса рубля и восстановления к нему доверия со стороны населения и участников рынков. На это может уйти больше года. Поэтому укрепления национальной валюты как минимум в первом полугодии с уровня 60-70 руб./$ ожидать не стоит. В этих условиях прогноз ЦБ РФ о том, что в январе-2016 годовая инфляция окажется ниже 10% (26 января 2015 года – 13,1%) выглядит как оптимистический. Больше реализма у МЭР, где констатируют риски серьезного снижения как потребительского спроса (на 7-9%), так и инвестиций (более чем на 10%). По расчетам ЦМАКП, такие темпы падения потребления соответствуют сокращению реальных зарплат на 12-15%[3].

Улучшение макропоказателей откладывается как минимум до начала 2016 года. В Банке России ожидают «существенного сокращения выпуска на фоне ухудшения внешних условий». По оценке Минфина, последнее уже обернулось потерями около $200 млрд. Нарастающий негативный эффект в дальнейшем только отчасти может быть компенсирован курсовой динамикой.

Новая версия официального прогноза МЭР (представлена 1 февраля), которая будет положена в основу пересмотра бюджетных параметров, исходит из среднегодовой цены Urals в $50 за баррель. В этом случае спад-2015 составит около 4% ВВП (при цене $60 и $40 за баррель – 3% и 5% соответственно). Близки к этому и ожидания в ЦБ РФ – глубина рецессии в первом полугодии-2015 достигнет 3,2%. По сути это также и признание в том, что существенного влияния на динамику деловой активности и наращивание кредитных портфелей банками снижение ключевой ставки до 15% не окажет по меньшей мере до середины дета. Более того, если возникнет новый валютный шок и инфляция не будет слабеть «по плану», регулятор может вернуть цену своих денег на круги своя. Судя по тексту заявления Центробанка (30 января), он оставляет за собой полную свободу действий в денежно-кредитной политике.

Решение ЦБ РФ принял, «учитывая изменение баланса рисков ускорения роста потребительских цен и охлаждения экономики». Недельная инфляция к концу января, действительно, несколько замедлилась – с 0,8% до 0,6%. Может ли идти речь о зарождении нового тренда, все еще большой вопрос. На ослабление ДКП валютный рынок отреагировал как в учебнике – ростом доллара и евро. Понятно, что событие это для роста цен нейтральным не окажется. В Центробанке поэтому не исключают возможности увеличения годовой инфляции в ближайшие месяцы. Для ее разворота в обратную сторону потребуются: подстройка экономики к изменившимся внешним условиям, исчерпание влияния на цены курсовой динамики, низкий агрегированный спрос при сохранении совокупного выпуска товаров и услуг ниже потенциального уровня, а также умеренно жесткая политика бюджетных расходов. Само собой разумеется, что все эти антиинфляционные факторы должны действовать при условии сохранения жесткого контроля ЦБ за денежным предложением. Но с этим, судя по динамике соответствующих показателей, все в относительном порядке – годовые темпы прироста денежной массы (М 2) значительно снизились.

В чем же тогда суть компромисса, на который пошли в ЦБ РФ? Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина уверена, что «ставка в 15% годовых по-прежнему достаточно высока и способствует достижению целей по инфляции в среднесрочной перспективе, но не допускает чрезмерного охлаждения экономики». Эксперты в своих предположениях пошли дальше, вспомнив как в середине января министр финансов Антон Силуанов признавался, что при среднегодовой цене на нефть в $50 за баррель бюджет недосчитается 3 трлн. рублей доходов, а это будет означать невозможность профинансировать пятую часть всех расходов. 30 января на заседании бюджетного комитета Госдумы РФ глава Минфина говорил уже о «сокращении ресурсов примерно на четверть от всего объема бюджета».

Между тем, принятый на прошлой неделе (28 января) антикризисный план правительства предусматривает сокращение госрасходов в 2015 году в реальном выражении лишь на 10%. В этих условиях, предполагает Наталья Орлова из Альфа-банка, возникает соблазн использовать курс для балансировки бюджета. Тем более что внешние долговые рынки недоступны, а внутренний рынок госдолга довольно узок – взять с него даже 800 млрд. рублей в текущем году будет большой удачей. Большинство аналитиков, тем не менее, уверены, что подталкивать девальвацию было бы крайне опрометчиво, а возникающие у участников рынка подозрения – следствие промежуточного состояния, в котором в настоящее время объективно пребывают идеология и практика «антикризисного планирования». Более или менее четкие очертания она обретет лишь в конце февраля – начале марта, когда будут приняты решения по корректировке бюджетных параметров на основе консервативного варианта макроэкономического прогноза.

Поэтому и снижение ключевой ставки следует рассматривать в общем контексте складывающейся антикризисной программы, где ДКП лишь один из ее элементов. К тому есть еще докапитализация банков в двух форматах: 250 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния и 1 трлн. рублей через ОФЗ, зачисляемые в капитал Агентства по страхованию вкладов и распределяемые затем между 27 системообразующими банками (на них приходится около 75% всех активов действующих в РФ 842 кредитных организаций). Предоставление этих денег сопряжено с довольно жесткими условиями: в первом случае получатели средств обязаны кредитовать инвестиционные проекты, отобранные правительством, во втором – увеличивать совокупный кредитный портфель не менее чем на 1% в месяц. За неисполнение этих обязательств санкции – возврат части ресурсов государству.

Пониженная ключевая ставка, понятно, делает старт этих антикризисных инструментов комфортнее. По-видимому, будет меняться и логика ДКП в целом – необходимые решения все больше станут приобретать упреждающий характер.

В полной мере это касается и небанковской части антикризисного плана. По многим из его 60-ти пунктов «цена вопроса» еще не вполне очевидна. По информации деловых СМИ, рассматриваются четыре варианта: максимальный – 1,580 трлн. рублей; без подтвержденных мер Минпромторга и Минсельхоза – 1,476 трлн.; без индексации пенсий, докапитализации АИЖК и бюджетных кредитов регионам – 971 млрд.; с сокращением ряда заложенных в бюджет социальных расходов – 844-857 млрд. рублей. В первом же квартале «плановые мероприятия[4]» будут финансироваться из сформированного в бюджете антикризисного резерва, в котором осталось 170 млрд. рублей (193 млрд. – на 1 января 2015 года).

По мнению экспертов, план пока (!) в большей мере ориентирован на элементарное выживание экономики. Для того чтобы от ослабления болевого шока и реакций на другие симптомы текущего кризиса перейти к результативному устранению причин хронического экономического нездоровья придется сначала формировать структурную повестку, а затем проводить соответствующие реформы, перестраивая секторы с наибольшей концентрацией неэффективных госрасходов. Именно с этого начнется настоящая антикризисная политика, создающая новую российскую экономическую модель.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

[1] Общий внешний долг РФ (на 1 января 2015 года) составляет $599 497 млн. Из них: органы госуправления – $49516 млн., банки – $171 105 млн., прочие секторы – $376 469 млн. (в том числе кредиты – $229 933 млн., долговые обязательства перед прямыми инвесторами – $130 941 млн.). Подчеркнем, тяжесть долгового бремени тесно коррелирует с динамикой валютного курса. По расчетам известного российского экономиста Сергея Журавлева, при 60 руб./$ внешний долг правительства и госкомпаний приближается к 29% ВВП. Если рубль подешевеет до 90 руб./$, эта цифра достигнет 47% ВВП.

[2] Такие объемы означают сохранение в 2015 году масштабного чистого оттока капитала. МЭР прогнозирует, что он составит не менее $115 млрд.

[3] Население в отличие от 2009 года не получит значительной бюджетной поддержки (тогда рост соцрасходов составил 22%): индексация зарплат госслужащих заморожена, бюджетников – сокращена до 5,5%, пенсии пока (!) будут увеличены на 11,4%, то есть, на темп прошлогодней инфляции (других повышений-2015 может и не случиться). К тому же 5% объема потребления насчитывает стоимость обслуживания населением взятых кредитов.

[4] Они сгруппированы по семи главным направлениям: поддержка импортозамещения и экспорта несырьевых, в том числе высокотехнологичных товаров, содействие развитию малого и среднего бизнеса, создание возможностей для привлечения финансирования в значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа, компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан, снижение напряженности на рынке труда, оптимизация бюджетных расходов и повышение устойчивости банковской системы.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net