Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.02.2015 | Алексей Макаркин
Греция: победа СИРИЗЫ
Победа на греческих парламентских выборы левого движения СИРИЗА (Коалиция радикальных левых) не стало сенсацией. Крайне сложная экономическая ситуация привела к росту рейтинга политической силы, которая была основана бывшими коммунистами, разошедшимися с руководством своей партии в 1990-е годы из-за их крайнего догматизма, а также активистами экологических и других радикальных движений. Новым премьер-министром стал 40-летний лидер СИРИЗЫ Алексис Ципрас, в молодости бывший активистом коммунистической молодежной организации. Он провел очень активную избирательную кампанию, основой которой стала серия многотысячных митингов сторонников СИРИЗЫ.
Причины победы
В течение последних десятилетий стабильность политических систем европейских демократий обеспечивало чередование у власти право- и левоцентристов. Механизм выглядел достаточно простым. Левоцентристы проводят политику, направленную на повышение социальной справедливости, расширение возможностей для малоимущих слоев населения. Это приводит к экономической стагнации, для преодоления которой избиратели приглашают правоцентристов, дающих импульс развитию частной инициативы. Затем общество вновь востребует справедливость, и все начинается заново.
Сейчас же ситуация выглядит совершенно иной. Правоцентристы (в Греции – «Новая демократия») вместо поддержки бизнеса должны были спасать развалившуюся экономику, проводя крайне непопулярную политику, продиктованную кредиторами. Левоцентристы же (ПАСОК) фактически обанкротились. Вначале с их деятельностью был связан процесс «увязания» Греции в кризисе, который к моменту отставки правительства Георгиоса Папандреу в 2011 году принял катастрофический характер и привел к дефолту. Впрочем, необходимо отметить, что свою долю ответственности за это несет и «Новая демократия», находившаяся у власти до 2009 года. Однако удар по ПАСОК был значительно сильнее – самыми пострадавшими стали именно избиратели левоцентристов, а партия перестала восприниматься даже как декларативный защитник социальной справедливости. А затем ПАСОК стала партнером в «большой коалиции» с «Новой демократией», приняв на себя все издержки роли «младшего», жертвующего своей политической идентичностью.
Провалились и «Демократические левые», конкурировавшие с ПАСОК за поддержку левоцентристского электората. Избиратели не оценили их метаний – то вхождения в «большую коалицию», то выход из нее и сближение с левыми из СИРИЗА, то решение вновь идти на выборы самостоятельно. Электорат любит определенность – и нарушение этого принципа чревато политическим крахом.
В результате «Новая демократия», несмотря на 2,5 года «драконовских» реформ, лишь немного ухудшила свои показатели (с 29 до 27%). Избиратели Антониса Самараса оценили его усилия по борьбе с кризисом, которые привели к хоть и слабому, но все же росту ВВП (впервые за 4 года) и снижению уровня безработицы. Зато ПАСОК «рухнула» с 12 до 4%, утратив положение одной из ведущих политических сил страны, а «Демократические левые», получившие на прошлых выборах 6%, сейчас не преодолели даже щадящий 3%-ный избирательный барьер. Избирателю, лишившемуся работы без шансов ее получить, или выселенному за долги из квартиры, невозможно объяснить, что нужно голосовать за политиков, которых он считает виновными в своих бедствиях.
Отсюда и стремительный рост поддержки СИРИЗЫ (с 26 до 36%), и появление в парламенте новой левоцентристской партии «Река» (6%). Отметим, что СИРИЗА – одна из политических сил, претендующих на идейное наследство проигравших в гражданской войне второй половины 40-х годов, когда монархическое правительство при поддержке Запада победило повстанцев, в числе которых были как коммунисты, так и левые социал-демократы. В Греции уже давно нет монархии, страна прошла через диктатуру «черных полковников» и последующую демократизацию, но разделение между победителями и проигравшими все равно остается.
Более того, левый радикализм в Греции имеет серьезные исторические корни и даже в период политических неудач обладал моральным авторитетом среди немалой части населения (даже рационально голосовавшей в спокойные времена за ПАСОК). Так, в деятельности СИРИЗЫ активно участвует знаменитый 92-летний Манолис Глезос, ставший символом антифашистского движения в Греции. В 1941 году он сорвал нацистский флаг с Акрополя, что стало первым актом сопротивления оккупантам в Греции. За свою жизнь он четырежды приговаривался к смертной казни (как немцами, так и греческими властями за антимонархическую деятельность), всего находился в тюрьмах в течение 16 лет, стал лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». В СССР в 1959 году с его портретом была выпущена почтовая марка. В 1980-е годы Глезос был депутатом Европарламента по списку ПАСОК (социалистам был нужен его моральный авторитет), а в настоящее время он представляет в этом же органе СИРИЗУ. Одновременно Глезос возглавляет Национальный совет по немецким военным репарациям, который требует от Германии полтриллиона евро за ущерб, нанесенный в период нацистской оккупации (этот аргумент активно используется греческими левыми, когда они поднимают вопрос задолженности страны).
СИРИЗУ активно поддерживает и другой видный левый общественный деятель, 89-летний композитор Микис Теодоракис, также лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». В 2010 году Глезос и Теодоракис пострадали от слезоточивого газа, распыленного правоохранителями во время разгона демонстрации протеста против политики правительства (кстати, тогда у власти находилась ПАСОК – это свидетельствует о глубине разрыва между левоцентристами и левыми). Моральный авторитет леворадикалов связан не только с участием в их деятельности знаковых фигур греческого общества – в 1973 году именно «леваки» выступили против хунты «черных полковников» в Афинском политехническом институте, где их восстание было расстреляно (это событие привело к сильнейшему моральному кризису хунты и сорвало попытки компромисса с умеренной оппозицией). Но потребовался мощнейший политико-экономический кризис, чтобы наследники проигравших смогли прийти к власти.
Впрочем, СИРИЗА чуть-чуть не дотянула до получения 50%+1 места, необходимых для формирования правительства. Поэтому сейчас левым пришлось для формирования правительства вступать в альянс с правыми популистами из партии «Независимые греки» (4%). Кстати, сама перспектива создания такой коалиции (анонсированной еще до выборов) свидетельствует о том, что партия Алексиса Ципраса не является догматичной (как греческие коммунисты, непреклонно не желающие сотрудничать с «буржуазными» и «ревизионистскими» силами), а готова к прагматичным решениям. За последнее время, почувствовав реальность прихода к власти, СИРИЗА стала менее радикальной, все более активно подчеркивающей свое стремление сохранить Грецию в Евросоюзе политической силой. Атеист Ципрас в ходе избирательной кампании начал демонстрировать подчеркнутое уважение к православию, без чего в Греции нельзя победить на выборах. Хотя после выборов он и отказался от принесения традиционной религиозной клятвы на церемонии приведения правительства к присяге, но перед этим посетил с визитом главу Элладской церкви Афинского архиепископа Иеронима в его резиденции и испросил молитв и его благословения на свою деятельность.
Все это способствовало переходу на ее сторону некоторой части умеренных избирателей, которые, несмотря на постигшие их социальные бедствия, все же не решались проголосовать за Ципраса в 2012 году.
Греция и Европа
Впрочем, пространство для маневра у Ципраса ограничено. С одной стороны, он не мог продолжать прежнюю политику – сразу же после выборов было объявлено об отказе соблюдать достигнутое соглашение с кредиторами. Характерно, что ответственным за экономические переговоры с ЕС в правительстве Греции стал Яннис Варуфакис, назначенный министром финансов – университетский профессор экономики, он является активным критиком политики предыдущих правительств страны, которые, по его мнению, пошли на слишком большие уступки в ущерб национальным интересам. С другой стороны, экстремальные сценарии – выход из зоны евро и разрыв с Евросоюзом – окончательно добьют греческую экономику. Возвращение к драхме вызовет сильнейший эффект девальвации, которую избиратели левых – и без того обнищавшие – просто не выдержат.
Поэтому новое греческое правительство стремится апеллировать к Европе, но в выгодном для себя формате. Но это не могло не вызвать конфликтных ситуаций, причем уже в самые первые дни. Весьма характерна яркая история, рассказанная греческим телеканалом Mega - встречу с главой Еврогруппы Йеруном Дейсселблумом новый министр финансов Греции Яннис Варуфакис завершил сообщением, что Греция будет сотрудничать только с законными институтами еврозоны, Евросоюза и МВФ, но не с «непонятным трехсторонним комитетом», проводящим антиевропейскую политику. Переговоры с Афинами вели представители кредиторов - Европейского центрального банка, Еврокомиссии и МВФ. Дейсселблум, прежде чем встать и обменяться рукопожатием с греческим министром, до конца выслушал перевод его слов. Затем уже при выключенных микрофонах между ними произошел небольшой диалог, содержание которого изложил телеканалу очевидец. «Ты только что убил тройку», - сказал Дейсселблум. «Вау!» - ответил на это Варуфакис. Дейсселблум быстро покинул зал, не ожидая Варуфакиса. В холле третьего этажа, где находится зал пресс-конференций, они ждали лифты, не обменявшись ни словом, и на первый этаж спустились в разных кабинах (притом, что в греческом Минфине лифты приходится ожидать в течение нескольких минут).
Сейчас главным оппонентом нового греческого правительства является Германия. Канцлер Ангела Меркель заявила, что более не видит возможности для списания задолженности Греции: «Частные кредиторы отказались сделать это (списать долги), а банки и без того простили Греции уже несколько миллиардов. Я не вижу возможности дальнейшего списания задолженности» Она напомнила, что одним из условий выделения Афинам нового пакета финансовой помощи является реализация реформ в стране. «Европа будет продолжать проявлять солидарность с Грецией и другими странами, серьезно затронутыми кризисом, если эти страны будут стараться воплощать в жизнь реформы и экономить», - заверила канцлер. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле потребовал от Греции выполнения своих обязательств. «Тут не о чем спорить и, к тому же, нас трудно шантажировать», - добавил немецкий министр. Граждане Германии также несогласны прощать долги Греции, 68% населения выступает против частичного списания задолженности. В поддержку планов по списанию долгов высказались лишь 21% населения. В то же время 62% респондентов считают, что Греции нужно оставаться в еврозоне, 26% с ними несогласны.
В свою очередь, Ципрас дает понять, что из-за большой загруженности не собирается сейчас встречаться с Меркель. Он стремится выстроить отношения с европейскими лидерами-левоцентристами и собирается встречаться с главой правительства Италии Маттео Ренци и президентом Франции Франсуа Олландом. Также он собирается встретиться с Дэвидом Кэмероном, недовольным влиянием Германии в Европе. Евросоюз вряд ли сейчас будет занимать ригористичную позицию – кредиторы заинтересованы в том, чтобы вернуть хотя бы часть своих средств. Поэтому наиболее вероятным сценарием дальнейшего развития событий являются непростые переговоры, направленные на достижение компромисса по возможному мораторию на выплату долгов и некоторому смягчению социальной политики.
Что касается списания части греческой задолженности, то с ним будет существенно сложнее, чем с мораторием – и не только из-за жесткой позиции Германии, которая сейчас лидирует в Евросоюзе. Но и потому что в таком случае в очередь встанут и Испания с Португалией, которые также столкнулись с серьезными долговыми проблемами. Примечательно, что в Испании самой популярной политической силой также является левая политическая партия, рассматривающая успех СИРИЗЫ как прецедент для себя в условиях приближающихся парламентских выборов (они состоятся в нынешнем году).
Греция и Россия
Успех СИРИЗЫ был с воодушевлением воспринят в России – не только в левых, но и в провластных кругах. И дело не только в том, что российские лоялисты с удовлетворением воспринимают любые проблемы Евросоюза (характерен их энтузиазм в связи с возможным выходом Шотландии из состава Великобритании в результате прошлогоднего референдума – и разочарование, вызванное победой сторонников единства). Более важно, что до избрания Ципрас демонстрировал жесткое неприятие нынешней украинской власти и занимал позицию, очень близкую к российской. Прошлой весной он говорил, что «мы в ЕС не должны признавать и принимать правительство неонацистов в Украине. ЕС не должен одобрительно смотреть на передел границ, но мы должны уважать позицию народов, которые решили создать федерацию внутри государства».
Первым из иностранных дипломатов, с кем встретился новый премьер, стал российский посол – это был своего рода демонстративный шаг, на который обратили внимание СМИ. Сразу же после назначения премьером Ципрас обрушился с критикой на лидеров стран Евросоюза, которые заявили о готовности к обсуждению и принятию новых санкций против России. В телефонном разговоре с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини он выразил недовольство, обвинив лидеров ЕС в том, что они не проконсультировались с Грецией, прежде чем высказываться о готовящемся усилении давления на Москву. Ципрас подчеркнул, что Брюссель не получал согласия Афин на введение новых ограничительных мер в отношении РФ.
Более того, сразу после формирования нового греческого правительства была опубликована фотография, на которой новый министр иностранных дел Греции Никос Коциас был изображен вместе с Александром Дугиным, одним из главных идеологов российских крайне правых. Сам Коциас, как и Ципрас, в прошлом был коммунистом, но уже давно отошел от партии, долгое время находился на дипломатической службе, а в последние годы преподавал теорию международных и европейских исследований в университете Пирея. Лидер «Независимых греков» - партнера СИРИЗЫ по коалиции – новый министр обороны страны Панос Камменос тесно связан с Элладской православной церковью (если Ципрас и его соратники из СИРИЗЫ отказались приносить религиозную клятву, то Камменос и его однопартийцы это сделали), а также считается знакомым российского бизнесмена Константина Малофеева, единомышленника Дугина. Камменос недавно посещал Москву, где заявил, что «антироссийские санкции противоречат интересам народа Греции». «Из-за введения ограничительных мер разрушено все производство фруктов в Северной Греции. Помимо этого, в опасности находится противовоздушная система страны, которая была закуплена в России, в опасности находится Кипр. Пострадал также и туризм», - считает он.
Лево-правая коалиция в современной Греции выглядит экзотично, однако она не вызывает удивления в нынешней европейской ситуации, где основная разделительная черта проходит не по идеологическому признаку, а между «мейнстримными» и «аутсайдерными» силами. В Греции пришли к власти как раз «аутсайдеры», что встретило позитивную реакцию со стороны других противников «мейнстрима», вне зависимости от их идеологии. Так, победу Ципраса приветствовали лидер Национального фронта Франции Марин Ле Пен, глава правопопулистской болгарской партии «Атака» Волен Сидеров, глава сербских радикалов Воислав Шешель. В условиях системного конфликта с ЕС Россия делает ставку на контакты с «аутайдерами», как правыми, так и левыми.
Неудивительно, что в свою очередь, члены российского правительства сделали ряд позитивных жестов в сторону Греции. Так, еще до выборов глава Минсельхоза Николай Федоров заявил, что Россия допускает снятие продовольственного эмбарго с Греции в случае ее выхода из Евросоюза. Впрочем, такой сценарий сейчас выглядит экзотично. Более реалистичным выглядит заявление министра финансов Антона Силуанова о том, что Россия рассмотрит вопрос оказания финансовой помощи Греции, если страна обратится за ней.
Впрочем, пока что новые греческие власти ведут себя осторожно в отношении ЕС – риторика, как это часто бывает, оказывается существенно более радикальной, чем реальные действия. Так, на встрече глав МИД Евросоюза 29 января Коциас не стал блокировать решение о продлении санкций в отношении России и даже об их некотором расширении (но лишь за счет увеличения количества фигурантов индивидуальных санкций). Новые «секторальные» санкции одобрены не были – но это связано с позицией не только Греции, но и целого ряда других стран ЕС (Италии, Венгрии, Кипра, да, пожалуй, и Франции). В этой ситуации новое греческое правительство пока не выглядит «белой вороной» в объединенной Европе. Примечательно, что министр иностранных дел Украины Павел Климкин пригласил Коциаса посетить Киев в ближайшее время, и тот принял приглашение. «Интрига дня не оправдала ваших ожиданий. Нормальная, позитивная встреча с греческим коллегой. Он принял приглашение приехать в Киев», - написал Климкин в микроблоге в Твиттере.
Представляется, что в ближайшее время греческое правительство продолжит маневрирование, стремясь найти общий язык с европейскими левоцентристами и получить от них «послабления» в экономической сфере. При этом оно будет активно использовать российский фактор для давления на ЕС (как это делает и венгерский премьер-министр Виктор Орбан, своего рода enfant terrible Евросоюза). Но если отношения с Европой зайдут в тупик и не удастся добиться даже ограниченных компромиссов, то греческое «лево-правое» правительство может попытаться начать более серьезное сближение с Москвой, хотя ограничителем здесь будут выступать политические и экономические возможности России, которые существенно снижены в результате экономического кризиса.
Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.