Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.02.2015 | Светлана Самойлова
Миротворческая миссия Олланда и Меркель: удастся ли «заморозить» украинский конфликт?
5 и 6 февраля канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд совершили неожиданные визиты сначала в Киев, а затем в Москву, где провели переговоры, соответственно, с главами Украины и России. Дмитрий Песков по завершении встречи в Москве дал короткий комментарий о готовящемся новом мирном плане. Лидеры «нормандской четверки» также договорились провести встречу в Минске 11 февраля. Однако, как отметил российский президент Владимир Путин, такая встреча будет возможна лишь в случае предварительного согласования «ряда позиций».
Мирный вояж Ангелы Меркель и Франсуа Олланда, действительно, стал неожиданностью. Ситуация вокруг Украины к началу февраля продолжала накаляться. Пророссийские силы на востоке Украины расширяли зону своего контроля, отвергая мирные переговоры и требуя коррекции минских соглашений в соответствии с новыми границами «особых зон». Петр Порошенко объявил о военной мобилизации, усилились обстрелы Донецка.
Вероятно, на позицию Германии и Франции могло повлиять два ключевых фактора. Первое – окончательный срыв минских договорённостей и понимание, что без подписания нового документа разговоры о соблюдении сторонами своих обязательств утрачивают всякий смысл. Россия заняла предельно жесткую позицию в отношении «особых зон»: Путин давал понять, что Москва не уступит свой контроль над этими территориями. «Нормандский формат» также буксовал из-за недоверия к Путину. Второй фактор – риски глобализации украинского конфликта в случае вовлечения в него США в виде поставок вооружений.
По сути, ЕС оказался перед крайне непростой дилеммой: с одной стороны – действия Россия в отношении Крыма и востока Украины, что воспринималось как попытка разрушения основ европейской безопасности. С другой стороны – угроза эскалации конфликта с вовлечением туда США и рисками дальнейшей радикализации позиции Кремля и перехода ситуации в состояние масштабного военного конфликта. Все большее количество ведущих американских государственных деятелей выступает за снабжение украинской армии современным летальным оружием (официально речь идет об оборонительных вооружениях, однако в современной войне грань между оборонительным и наступательным оружием невелика – например, «оборонительные» системы ПВО могут способствовать успешному развитию наступления). Среди сторонников передачи оборонительного оружия – главком вооруженными силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав, кандидат на пост министра обороны США Эштон Картер, такой вариант развития событий не исключает и советник президента по национальной безопасности Сьюзан Райс (ранее она считалась сторонницей более осторожного подхода). В свою очередь, из российских источников поступает информация о том, что поставки американского оружия встретят самое жесткое противодействие.
Вероятно, в Европе вторая угроза оказалась сильнее страхов перед геополитическими интересами Путина. По данным СМИ, предложения Меркель и Олланда основаны на минских договорённостях, частично – на предложениях Путина о предоставлении «особым зонам» широкой автономии, а также идеи введения на территорию Украины миротворческой миссии. МИД России подтвердил такую вероятность. Если верить «утечкам», то речь может идти о введении в регион после прекращения огня войск ООН, которые позволяет разделить враждующие стороны. При этом условная граница сдвигается в пользу «республик» по сравнению с Минскими соглашениями, но под контролем Украины все равно остается большинство территории Донецкой и Луганской областей.
Однако возникает очень много вопросов. Неясен состав возможных миротворцев (Киев не устраивают в этом качестве россияне, а «республики» настаивают на том, чтобы основу миссии составляли российские военнослужащие). Столь же неясно, кто будет финансировать восстановление региона – ни у России, ни у Украины на это денег нет, да и Запад не склонен вкладывать средства в эту «черную дыру». И, наконец, есть ключевая проблема реального статуса регионов – настроения в «республиках» носят столь жестко антиукраинский характер, что крайне сомнительно даже формальное признание их лидерами украинского суверенитета над Донецком и Луганском. Поэтому более вероятной представляется модель, близкая к приднестровской – когда конфликт «замораживается», международное сообщество считает территории ДНР и ЛНР украинскими, причем Киев их не контролирует. Первым шагом к «замораживанию» может стать создание демилитаризированной зоны.
Интересно, что в нынешних переговорах ограниченную роль играют США. Перед визитом Меркель и Олланда в Киев Порошенко провел встречу с госсекретарем США Джоном Керри, который занял несколько отстранённую позицию. Вероятно, США в такой ситуации отводилась роль «плохого следователя»: Керри заявил о гарантиях США по выделению Киеву $1 млрд. Однако и сознательно раздражать Москву Керри не стал, обратив внимание Порошенко на важность проведения честных выборов на территории ЛНР и ДНР, а также предоставления этим территориям реального «особого статуса». Керри также подчеркнул, что ни США, ни Европа не хотят конфликта с Россией, «мы ищем дипломатические пути урегулирования ситуации». «Наш выбор — это дипломатическое и мирное решение вопроса, но Россия должна сделать свой выбор, и не только на словах — они должны показать это действиями».
Мирная инициатива Меркель и Олланда – это, возможно, последний шанс для урегулирования конфликта. Сама по себе она стала очень позитивным фактором, указывающем на готовность ЕС к поиску компромисса и понимание опасности эскалации конфликта, равно как и радикализации позиции Путина в случае начала поставок вооружения Соединёнными Штатами. Вероятно, украинский конфликт достиг своего пика, и угрозы, которые несет в себе «размороженный» конфликт оказались сильнее причин, приведших к нему. А это дает основание надеяться, что стороны сумеют остаться в рамках мирного процесса и не допустить нового обострения, хотя на разрешение конфликта рассчитывать сейчас не приходится.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.