Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

13.02.2015 | Нана Гегелашвили

Грузия и НАТО – будет ли прорыв?

В настоящее время Вашингтон стремится заметно активизировать свою политику в отношении постсоветских государств с целью интегрировать их в западное сообщество за счет усиления натовской составляющей, которая, на взгляд США, должна осуществляться параллельно с оказанием прямой поддержки Вашингтона в области проведения военных, гражданских и социальных реформ.

Не случайно, на последнем саммите НАТО, состоявшемся в Уэльсе 4-5 сентября 2014 г., был утвержден пакет «усиленного сотрудничества» с Грузией. Это предусматривает делегирование в Грузию миссии по изучению оборонных потребностей и оказание ей помощи в реформировании системы обороны и безопасности, а также учреждение совместного с НАТО учебного центра, предназначенного для проведения учений военных из стран НАТО, стран-партнеров Альянса и грузинских военнослужащих.

Пакет усиленного сотрудничества с Грузией нацелен на укрепление обороноспособности этой страны и призван обеспечить гораздо более тесную связь с альянсом, что, по мнению натовских стратегов, должно помочь ей достичь значительных успехов в процессе ее подготовки к членству в НАТО.Таким образом, саммит НАТО в Уэльсе продемонстрировал повышенную заинтересованность Вашингтона в вопросе о расширении НАТО за счет возможного включения в него некоторых постсоветских стран и, прежде всего, Грузии. Неслучайно, во время своего визита в Тбилиси, состоявшегося сразу после саммита НАТО, министр обороны США Чак Хейгел заявил о том, что «новый статус Грузии как партнера НАТО с усиленными возможностями является еще одним этапом для ее вступления в альянс, и мы обязательно продолжим углубление военного сотрудничества с Грузией, особенно на фоне агрессии России на Украине ».

Сегодня членство Грузии в НАТО не рассматривается, однако, похоже, что решение Бухарестского саммита остается в силе, и это - политическое решение альянса. Усиленный пакет сотрудничества в первую очередь направлен на оказание всесторонней помощи Грузии на пути ее членства в альянсе. Пакет мер переводит отношения Грузии и НАТО на новый уровень и предусматривает ряд конкретных решений. Среди них – заявление о создании совместного учебно-тренировочного центра, открытие которого запланировано на конец этого года, а также формирование постоянной группы экспертов альянса для содействия военным реформам в этой стране, принятое во время первой встречи новоиспеченного Генсека НАТО Йенсом Столтенбергом с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили, которая состоялась в ноябре прошлого года в Брюсселе. При этом обеими сторонами подчеркивается, что этот центр не следует рассматривать как военную базу, так как у него не будет функции решения конкретных боевых задач, а потому его создание не является шагом, направленным против России. Согласно заявлению министра обороны Грузии Миндии Джанелидзе информация об окончательном месте размещения будущего учебного центра, скорее всего, будет известна в конце февраля. Однако сейчас в качестве возможной площадки называется территория военной базы в Вазиани, находящейся недалеко от Тбилиси. Показательно, что подобный центр в Грузии уже активно функционирует. Таким центром стала Сачхерская школа, в которой проходят обучение военнослужащие из Армении, Азербайджана, Украины и других государств, не являющихся членами НАТО. Тем не менее, с открытием центра НАТО в Грузии функции альянса в отношении проводимой им политики в этой стране существенно расширятся. Если раньше совместные учения вооруженных сил Грузии и НАТО в целом были направлены на подготовку к участию в миротворческих операциях, то открытие совместного центра создаст новые возможности в области двустороннего сотрудничества, призванного, в первую очередь, усилить обороноспособность этой страны. Характерно, что по итогам заседания Комиссии Грузия-НАТО, состоявшегося 14 января этого года, Генсек Североатлантического альянса отметил, что более 12-ти государств-членов НАТО уже заявили о готовности внести свой вклад в реализацию усиленного пакета НАТО для Грузии, который будет осуществляться путем предоставления Тбилиси как финансовой поддержки, так и отправки персонала. При этом США, по словам Генсека НАТО, будут играть решающую роль в сотрудничестве Грузии с альянсом.

Все это подтверждает, во-первых, растущую поддержку Грузии со стороны НАТО, направленную на модернизацию системы безопасности этой страны, что является одним из ключевых требований НАТО на пути членства Тбилиси в Альянсе, и, во-вторых, серьезность намерений НАТО и США в отношении проводимой ими политики в Грузии.

Ранее официальные представители МИД РФ неоднократно высказали недовольство в адрес активизации НАТО на постсоветском пространстве в целом, и в Грузии, в частности, заявляя, что «появление инструментов Североатлантического альянса на территории Грузии повысит градус напряженности». В ответ на это натовские чиновники неустанно подчеркивали, что «никакая третья сторона не сможет повлиять на то, откроет НАТО центр в стране, являющейся партнером Альянса, или нет. Открытие же учебного центра НАТО в Грузии не направлено против России».

И на сей раз, реакция России в ответ на заявление Альянса, связанное с открытием учебного центра на территории Грузии до конца этого года, была незамедлительной. Москва, устами своего постпреда в НАТО Александра Грушко, определила «создание такого центра как исключительно провокационный шаг, потому как необходимости в данном центре совершенно не имеется. Появление в Грузии натовских военных объектов - это шаг в сторону усиления напряженности и ухудшения региональной безопасности». Он также добавил, что «в регионе Черного моря есть все условия для того, чтобы безопасность обеспечивалась самими черноморскими странами».

В какой-то степени усиление сотрудничества НАТО с Грузией стало своего рода ответом на подписание Россией в ноябре прошлого года договора о союзничестве и стратегическом партнерстве с Абхазией, а также на грядущее подписание еще одного договора России с Южной Осетией – мятежными провинциями Грузии. Ведь НАТО и США продолжают активно оказывать поддержку территориальной целостности Грузии, призывая Москву к выводу всех вооруженных формирований с оккупированных территорий.

При этом «с учетом новых реалий в Закавказье» Москва должна понимать и то, что удержать Грузию под своим влиянием уже не представляется возможным, а любые попытки блокировать стремление Грузии к интеграции с Западом контрпродуктивны. С возникновением двух де-факто образований – Абхазии и Южной Осетии – они перестали быть основными козырными картами Москвы в ее игре с Тбилиси, что в значительной степени будет расширять возможности Грузии при выборе внешнеполитических союзников.К тому же Россия не может не учитывать, что интеграция двух независимых государств – Абхазии и Южной Осетии в мировое сообщество является процессом довольно длительным и вряд ли оправданным, равно как и то, что по мере укрепления своего суверенитета интересы Сухуми могут далеко не всегда совпадать с интересами Москвы. Новой повестки дня в российско-абхазских отношениях, способной сделать партнерство между двумя странами взаимовыгодным и продуктивным, сегодня у Москвы не имеется.

В свою очередь Грузия не может не понимать, что ключ от решения проблемы территориальной целостности страны находится в активе России – ее северного соседа, занимающего крайне активную позицию в отношении постсоветских стран.

Намерение США активизировать свою политику в отношении постсоветских государств за счет усиления натовской составляющей подтверждается и рядом законопроектов. В их числе «Акт поддержки свободы в Украине 2014» («Ukraine Freedom Support Act of 2014») о предоставлении Украине вооружения и статуса союзника без членства в НАТО, получивший в декабре прошлого года поддержку в Сенате США; законопроект «О предупреждении российской агрессии» - (Russian Aggression Prevention Act of 2014); а также резолюция 758, в которой осуждается продолжающаяся политическая, экономическая и военная агрессия Российской Федерации против Украины, Грузии, Молдавии, равно как и нарушения их суверенитета, независимости и территориальной целостности, принятая палатой представителей Конгресса США в декабре прошлого года подавляющим большинством. Все эти законопроекты предусматривают не только оказание всесторонней поддержки Украины, но и Грузии и Молдовы, стран, имеющих территориальные проблемы и ставших подписантами Соглашения об Ассоциации с ЕС. Это позволяет предположить, что США и ЕС будут держать эти страны под пристальным вниманием и в случае каких-либо действий со стороны России, направленных на подрыв их территориальной целостности, могут ответить на них крайне жестко.

Тем не менее, это будет зависеть только от того, насколько удачно для себя Россия сумеет вписаться в новый международный порядок в будущем – итог «битвы» за Украину как нельзя лучше продемонстрирует это.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСК РАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net