Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.03.2015 | Татьяна Становая
Порошенко vs. Коломойский: первый раунд за президентом
В Украине резко обострился конфликт между президентом Петром Порошенко и Игорем Коломойским – самым влиятельным украинским олигархом, до последнего времени занимавшим также пост губернатора Днепропетровской области. Поводом для конфликта стала попытка президента вернуть государству контроль над госкомпаниями, две из которых – «Укрнафта» и «Укртранснафта» - управлялась командой Коломойского. Временно исполняющим обязанности руководителя Днепропетровской обладминистрации был назначен Валентин Резниченко, ранее работавший в медиахолдинге главы администрации Порошенко Бориса Ложкина.
Конфликт между Порошенко и Коломойским имеет объективные причины. После «февральской революции» 2014 года страна оказалась в тяжелейшем положении. Встала и проблема справедливости приватизации, обострилась борьба за собственность. Коломойский был одним из главных бенефициаров февральской революции, став губернатором Днепропетровской области. Революция привела к резкому перераспределению влияния в политической сфере, что также не могло не отразиться и на распределении собственности и крупных ресурсов. При этом крупный бизнес, который всегда был очень активно вовлечен в политику, пытался перехватить у власти стратегические инициативы.
Отдельно стоит отметить ситуацию в газовой сфере. Долги потребителей газа перед госкомпанией «Нафтогаз» достигли 7 млрд долларов. Компания пытались заставить независимых продавцов газа, крупнейшим из которых является «Укрнафта» (42% принадлежит Коломойским, 50% - государству,), взять на себя обязательства по продаже газа проблемным потребителям. Население, в частности, платит за газ в 2-10 раз меньше промышленных потребителей. Еще одна проблема – дивиденды, которых государство как ключевой акционер, было лишено из-за невозможности созвать собрание акционеров. Руководство «Нафтогаза» обвинило руководство «Укрнафта» и в том, что оно действовало в интересах группы «Приват» Коломойского: компания выплачивала группе 75 млн гривен в месяц за несанкционированное хранение нефти на ее мощностях, а также транспортировала неучтенные объемы нефти на Кременчугский НПЗ, принадлежащий группе «Приват».
Ситуация неизбежно толкала государство к принятию решений, которые должны были как минимум восстановить дееспособность власти в решении социально-экономических проблем страны. Одним из таких решений стало принятие Верховной радой закона о снижении кворума, необходимого для проведения общих собраний акционеров, с 60% до 50% плюс одна акция. Это означало, что там, где контроль в госкомпаниях осуществлялся миноритариями при сохранении за государством контрольного пакета, должна была произойти смена менеджмента. Конфликт, который тут же затронул «Укрнафта (в компании 42% акций принадлежит структурам Коломойского, а 50% - государству) и «Укртранснафта» (100% принадлежит государству), едва не перерос в силовой. Наблюдательный совет «Укртранснафта» отстранил от должности председателя правления Александра Лазорко, лояльного Коломойскому, и назначил его преемником Юрия Мирошника — бывшего сотрудника Службы безопасности Украины в Луганской области. Коломойский попытался отбиться предприятие силой: он стянул к зданию бойцов и обещал до конца бороться с «рейдерским захватом». Однако вскоре ему пришлось отступить, при этом обматерив одного из журналистов, освещавших происходящее. Это могло сыграть ключевую роль: новая украинская власть активно апеллирует к принципу свободы слова (что соответствует настроениям сторонников Майдана), и такое обращение с журналистом пошло явно в минус Коломойскому.
Коломойский пытался представить ситуацию как атаку со стороны конкурентов, которые, используя госресурс, пытаются начать передел собственности. Коломойский якобы сообщал, об этом писало издание «Обозреватель», что он ежемесячно переводил по $5 млн на лондонские счета, будто бы связанные с экс-президентом Украины Леонидом Кучмой. За назначением Мирошника, по версии Коломойского, стоит депутат и олигарх Игорь Еремеев — владелец группы «Континуум». С Еремеевым у Коломойского были давно конкурентные отношения и, прежде всего, в сфере розничной продажи бензина. Сам Еремеев занимает место в конце сотни богатейших людей Украины.
Для Петра Порошенко ситуация быстро стала выходить за рамки простого хозяйственного спора за актив, который формально действительно принадлежит государству. Вопрос встал о способности постреволюционного государства выполнять свои функции, тем более, что одной из его привилегий является монополия на насилие. Коломойский, который откровенно восстал против решения власти вернуть контроль над предприятием, не скрывал готовность использовать собственные вооруженные силы для защиты от «атаки». Это сразу получило однозначную реакцию Киева: «Территориальная оборона будет подчинена четкой военной вертикали, и не будет у нас ни одного губернатора со своими карманными вооруженными силами. Закончилось», — отреагировал на события в Киеве президент Украины, встречавшийся с командирами военных частей Вооруженных сил Украины. В том же ключе высказался министр внутренних дел Арсен Аваков, написавший в своем Facebook, что «на улицах городов не будут бродить личные охранные группы бизнесменов и политиков — с огнестрельным оружием». Это, по словам Авакова, касается всех, «и — персонально — Коломойского, [Виктора] Пинчука, [Рината] Ахметова, Еремеева, [Григория] Суркиса, [Константина] Григоришина и других».
Наличие собственных военизированных подразделений неизбежно ведет к конкуренции силовиков и разного рода эксцессам, недопустимым при наличии дееспособного государства. Так, некоторое время назад большой резонанс вызвало убийство бойцами полка «Днепр-1», финансируемого Коломойским, капитана Службы безопасности Украины (СБУ) Виктора Манзика в ходе конфликта в Волновахе (Донецкая обл.) по вопросу о поборах с грузовых автомобилей с товарами народного потребления. Порошенко объявил спецоперацию по поиску преступников.
До начала этого открытого конфликта Порошенко и Коломойский были в некотором роде вынужденными ситуативными союзниками с учетом той ситуации, которая сложилась на востоке Украины, а также противостояния с Москвой. Собственные бойцы олигарха принимали непосредственное и самое активное участие в боевых операциях против пророссийских сил в Донецке и Луганске (хотя нередко их автономия также раздражала Киев, учитывая, что оперативное управление этими военными подразделениями было затруднено). Особенно неприемлемо звучали для Порошенко слова Коломойского о необходимости признать руководство ЛНР и ДНР реально действующей силой и вступить с ними в переговоры. Это принципиально отличная позиция от позиции Порошенко, который продолжает считать пророссийские силы лишь марионетками Москвы, а военные силы «республик» – террористами.
Для Порошенко поведение Коломойского стало личным вызовом, и вопреки ожиданиям, он сумел переломить ситуацию и одержать тактическую победу (хотя некоторые не исключали и сценария третьего Майдана, тем более, что и сам Коломойский предупреждал о своих двух тысячах бойцов в центре Киева). Сначала он объявил Коломойскому выговор «за нарушение профессиональной этики» (грубость в отношении журналиста). Однако, когда казалось, что вот-вот дойдет до силового сценария, Порошенко и Коломойскому удалось достичь компромисса: после личной встречи последний заявил об уходе в отставку, которая тут же была принята президентом. Источник «Коммерсанта» в администрации президента Украины сообщил, что «достигнут компромисс, который позволяет Коломойскому остаться общественно-политическим деятелем, бизнесменом и патриотом».
В нынешней ситуации, тем не менее, вряд ли можно говорить о том, почему Порошенко удалось тактически выиграть, скорее правильнее задаваться вопросом, почему Коломойским не пошел на обострение и сам отступил. На это есть несколько причин. Во-первых, силовой ресурс Коломойского локален, а его предназначение – скорее охрана активов, нежели осуществление революций. В полке патрульной службы милиции особого назначения «Днепр-1» - 500 человек, которые формально встроены в систему МВД, хотя и финансируются за счет военного налога Днепропетровской области. Добровольческие корпуса «Правого сектора», насчитывающие 4000-5000 бойцов, поддерживаются руководством СБУ, хотя и частично финансируются Коломойским, что делает их позиции, в случае нарастания конфликта, неоднозначными. Есть также батальон «Донбасс» (несколько сотен бойцов), перешедший на службу в Нацгвардию. Да и силовое противостояние ведет к тупиковому сценарию: по данным социологических исследований, 73% жителей Днепропетровской области имеют украинскую идентичность и только 11% - региональную. Вопрос об отделении области не стоит, а для новой революции у Коломойского недостаточно ресурсов, да и, вероятно задачи такой никогда и не ставилось: он, прежде всего, остается бизнесменом.
Во-вторых, собрать десятки тысяч человек на улицах под политическими лозунгами, но в целях спасения своих активов Коломойскому тоже вряд ли удалось бы. У Петра Порошенко, хотя рейтинг и сильно снизился (по данным Центра Разумкова, он составляет сейчас 19%), он все равно остается самым популярным политиком, в то время как рейтинг Арсения Яценюка, например, обвалился до 2,5%.
В-третьих, Коломойскому пришлось бы действовать без внешнеполитических союзников. Запад однозначно встал на сторону Порошенко. Посол США в Киеве Джеффри Пайетт заявил: «Очень важно, чтобы эта ситуация была разрешена в соответствии с украинским правосудием. Закон джунглей, который существовал при Януковиче, — это рецепт трагедии и катастрофы для Украины, который уже не подходит для украинских реалий». Депутат от «Блока Порошенко» Сергей Лещенко заявил, что решающую роль в судьбе Игоря Коломойского сыграл звонок вице-президента США Джо Байдена Арсению Яценюку. «По словам моих источников, Байден призвал Яценюка и его политическую силу продемонстрировать единство с президентом Порошенко в вопросе обуздания Коломойского. Собственно, после этого разговора министр внутренних дел занял жесткую позицию и была разрушена надежду экс-губернатора о выходе вооруженных батальонов в его поддержку, чем команда Коломойского почти год шантажировала киевскую власть», - отмечает депутат.
Наконец, практически не было у Коломойского никаких шансов рассчитывать на разыгрывание российской карты: для Кремля он абсолютно неприемлемая фигура. 4 марта Путин на пресс-конференции называл Коломойского «проходимцем», кинувшим в свое время Романа Абрамовича, а сам Коломойский обзывал российского лидера «рейдером», имея в виду присоединение Крыма. В России структуры группы «Примат» подверглись проверкам по подозрению в финансировании «Правого сектора», признанного здесь экстремистской организацией.
В-четвертых, относительно слаб и политический ресурс Коломойского в Киеве. После начала конфликта из одноименного блока вышло всего 4 депутата, лояльных бизнесмену, притом, что бывший заместитель Коломойского в Днепропетровской ОГА Борис Филатов в интервью «Лигабизнесинформ» говорил, что в нем до 15 людей Коломойского. Всего в пропрезидентской фракции 150 депутатов. Ранее украинские СМИ связывали с Коломойским внефракционную группу «Возрождение» (22 депутата). Этого недостаточно для разрушения нынешней коалиции и, тем более, создания собственной. Кроме того, были демонстративно арестованы прямо на заседании кабинета начальник Госслужбы по чрезвычайным ситуациям (подчиняется МВД) Сергей Бочковский и его заместитель, заподозренные во взяточничестве. Порошенко показал, что готов действовать жестко.Один из киевских банкиров рассказал ранее «Ведомостям», что Коломойский до своей отставки пытался шантажировать Порошенко угрозой сбоев в работе системообразующего Приватбанка, но эта попытка не удалась.
Пока можно говорить лишь о тактической победе Порошенко: отступление Коломойского, безусловно, станет примером и для других олигархов. Однако пока неясно, в какой степени президенту удастся действительно вернуть госактивы под свой контроль: возобновление конфликта кажется более чем вероятным. Сейчас между Порошенко и Коломойским заключено перемирие, которое может быть легко нарушено в случае дальнейшего ослабления политических позиций президента, а также, при условии, замораживания конфликта на востоке Украины, так как нестабильность в пророссийских регионах пока играет консолидирующую роль в украинской элите.
Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.