Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.04.2015 | Александр Ивахник

Децентрализация без Донбасса?

В Украине, кажется, сдвинулся с мертвой точки процесс конституционной реформы. Внесение изменений в Конституцию страны, призванных отразить широко распространившиеся устремления к демократизации и децентрализации государственного устройства, было одним из главных лозунгов прошлогодней майданной революции. Однако в силу разных причин – и разрастания вооруженного конфликта в Донбассе, и острых противоречий внутри новой киевской власти – эта тема на долгое время отошла на задний план. Лишь после «Минска-2» осуществление конституционных преобразований вновь приобрело актуальность.

Принятый 12 февраля «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» прямо предусматривает проведение конституционной реформы со вступлением в силу к концу 2015 г. новой Конституции. И вот 6 апреля в администрации президента Украины состоялось первое заседание недавно созданной Конституционной комиссии. Правда, пока начало процесса правки Основного закона ставит больше вопросов, чем дает ответов.

Президент Петр Порошенко подписал указ о создании Конституционной комиссии как специального органа при президенте Украины 3 марта. 31 марта был утвержден персональный состав комиссии. В нее вошли 59 человек: 12 народных депутатов, 9 судей, три бывших президента Украины, остальные – ученые и преподаватели. Еще 13 членов, кандидатуры которых предложили международные организации, будут участвовать в работе комиссии на правах консультантов и наблюдателей. Председателем Конституционной комиссии назначен спикер Верховной Рады Владимир Гройсман, его заместителями – судья ЕСПЧ в отставке, профессор Владимир Буткевич и профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия» Виктор Мусияка, секретарем комиссии – заместитель главы администрации президента Алексей Филатов.

Выступая на первом заседании Конституционной комиссии, президент Порошенко заявил о необходимости определения приоритетов при работе над реформой Основного закона. Он выделил три таких приоритета: первое – децентрализация, второе – конституционные принципы правосудия, третье – конституционное регулирование прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. При этом Порошенко подчеркнул, что после принятия изменений в Конституцию Украина останется унитарным государством, и в жесткой форме противопоставил децентрализацию и федерализацию. «Децентрализация не имеет ничего общего с федерализацией. Украина была, есть и, я убежден, будет оставаться унитарным государством, не потому, что мы с вами здесь, сверху, так решим, а потому, что мы регулярно изучаем общественное мнение. И могу вас заверить, что за последний год поддержка обществом унитарной модели управления государством является очень мощной и на сегодняшний день приближается к 90%», – заявил президент. Клеймя идею федерализации, он не стеснялся в выражениях: «Это как инфекция, как биологическое оружие, которое Украине пытаются навязать из-за границы. Ее бациллами пытаются поразить Украину и разрушить наше единство, ведь это единственная модель, каким образом сегодня разрушать единство, которое Украина демонстрирует во время войны».

Делая акцент на децентрализации как ключевой идее конституционных изменений, президент в то же время отметил, что есть круг вопросов, в которых роль центра, наоборот, усилится. Это касается вопросов обороны, национальной безопасности и внешней политики. Децентрализация не коснется обеспечения суверенитета, территориальной целостности и независимости государства, прав и свобод граждан. Кроме того, Порошенко в очередной раз подчеркнул, что единственным государственным языком в стране останется украинский. «Сегодня более чем три четверти украинского народа твердо убеждены: язык должен быть один, и это тот стержень, который держит нацию вместе», – заявил он. Вместе с тем, президент не исключил, что по итогам работы Конституционной комиссии принципы государственного устройства могут быть вынесены на всенародный референдум. «Для тех, кто очень хочет провести тезис федерализации, вбросить это как дискуссию, у нас есть конечный инструмент – референдум. И я готов к тому, чтобы мы запустили референдум по вопросу государственного устройства Украины, если вы будете видеть в этом необходимость», – отметил Порошенко.

Президент напомнил, что в конце июня 2014 года он уже вносил в Верховную Раду свой проект изменений в Конституцию. «Я был бы рад, если бы этот проект лег в основу работы Конституционной комиссии. Но это не значит, что этот документ – окончательный вариант», – сказал Порошенко. Это замечание дает представление о том, как глава государства видит децентрализацию. Президентский проект предусматривал действительно масштабную реформу государственного устройства. Он предполагал ликвидацию областных и районных государственных администраций. Систему административно-территориального устройства должны были составить следующие административные единицы: регионы (нынешние области), районы и общины (громады), органы власти в которых будут формироваться путем прямого голосования избирателей. В общинах, районах, крупных городах и областях будут избираться советы, которые будут формировать исполкомы. Во главе исполкомов будут стоять председатели советов, избираемые из числа депутатов. В президентском проекте было прописано, что финансовую основу местного самоуправления составят местные налоги и сборы. На уровне регионов вместо губернаторов должны были появиться представители президента (префекты), функции которых значительно сужались. Они должны были осуществлять надзор за соблюдением Конституции и законов Украины, прав и свобод человека, а также координировать деятельность территориальных представительств центральных органов власти.

Можно предположить, что в том или ином виде эти идеи встретят поддержку в Конституционной комиссии, хотя есть ряд дискуссионных вопросов, в частности, о роли глав регионов, целесообразности их избрания населением и т.п. Также появились новые идеи о коренном реформировании судебной власти, обеспечении ее полной независимости от двух других ветвей власти. Свой вариант поправок в Конституцию комиссия должна выработать к осени. Это необходимо, чтобы Верховная Рада смогла утвердить их до местных выборов, которые пройдут предположительно 25 октября.

Президент Порошенко обратился к Владимиру Гройсману с просьбой ко второму заседанию Конституционной комиссии 15 апреля привлечь к ее работе депутатов Рады от всех фракций и групп, включая оппозиционные, «ибо Конституция – это общее дело на благо государства». Представитель фракции «Оппозиционного блока» Юрий Павленко приветствовал это обращение президента и заявил о согласии участвовать в конституционной работе: ««Оппозиционный блок призывает все политические силы и политиков воспользоваться историческим шансом интеграции общества и воссоединения страны и создать новую Конституцию национального единения».

Однако реальное влияние предстоящей реформы Основного закона на украинский политический процесс и на перспективы урегулирования конфликта в Донбассе будет зависеть не от позиции бывших членов Партии регионов и их союзников в Раде, а от возможности нахождения точек соприкосновения по конституционным преобразованиям с сепаратистскими лидерами ДНР и ЛНР. И здесь никаких подвижек не видно. Хотя «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» предусматривает, что проведение конституционной реформы на Украине, «предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию», должно осуществляться «с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов», Киев не готов идти ни на какие уступки в этом направлении. Представители ДНР и ЛНР не были приглашены к участию в работе Конституционной комиссии в какой-либо форме.

Естественно, что спикеры самопровозглашенных республик сугубо негативно отозвались о начале конституционного процесса. Жесткая, бескомпромиссная позиция Киева дает и Москве возможность ссылаться на отступления от Минских договоренностей. Так, глава МИД России Сергей Лавров, комментируя слова Петра Порошенко на заседании Конституционной комиссии, заявил: «В Минских договоренностях идет речь о том, что конституционная реформа, включая закрепление в ней особого статуса Донбасса, должна осуществляться по согласованию и с согласия Луганска и Донецка». Таким образом, если разработка конституционных изменений в Украине будет продолжаться в тех же формах и в том же направлении, в каких она началась, то это лишь еще сильнее затянет узел противоречий в Донбассе. Задуманная реформа государственного устройства может принести желанные плоды, пожалуй, лишь в том случае, если Киев фактически откажется от своей юрисдикции над контролируемыми сепаратистами районами Донецкой и Луганской областей. Может быть, дело к этому и идет, несмотря на всю риторику о территориальной целостности Украины.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net