Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

24.04.2015 | Александр Ивахник

Тонкие намёки Сергея Лаврова

22 апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров дал в прямом эфире большое интервью руководителям радиостанций «Спутник», «Эхо Москвы» и «Говорит Москва». Маргарита Симоньян, Алексей Венедиктов и Сергей Доренко задавали ему вопросы по самым горячим темам международной повестки дня. Интервью оказалось примечательным. Наряду с очередным повторением официальных российских оценок относительно причин возникновения украинского кризиса и резкого ухудшения отношений Москвы с Западом в нем можно обнаружить сигналы о том, что руководство страны осознало бесперспективность дальнейшей конфронтации и готово к некоторым шагам по возвращению к нормальному взаимодействию.

С одной стороны, прозвучал привычный набор упреков в адрес ведущей мировой державы. С точки зрения главы МИД России, вина за небывалую напряженность в международных отношениях безусловно лежит на США, и причина в том, что американцы стратегически не хотят ситуации, при которой важные регионы мира будут развиваться самостоятельно, без влияния Соединенных Штатов. «Вашингтону важно, чтобы все время кто-то от него зависел: Израиль – в противостоянии с арабами и т.д.», – уверен Лавров. В этой связи глава российской дипломатии вновь попытался убедить аудиторию в том, что политика США противоречит интересам не только России, но и их союзников в Европе. «Что касается украинского кризиса, то цель США – не позволить России и ЕС углублять партнерство. А лучше – отбросить перспективы такого партнерства назад. Особенно между Россией и Германией. У меня нет никаких сомнений в том, что это – стратегическая цель. Плюс, кризис на Украине – это смысл дальнейшего существования НАТО», – заявил Лавров.

Отвечая на вопрос, разочарован ли он Бараком Обамой, министр ответил, что Москва уже достаточно обжигалась на различных иллюзиях, и добавил: «Много было надежд, была Нобелевская премия мира. Но вслед за этим последовало много войн, причем абсолютно нелогичных, которые не соответствовали интересам стабильности в определенных регионах – в Афганистане, Ираке, Ливии». Не ясно, правда, какую ответственность несет Обама за войны в Афганистане и Ираке, начатые его предшественником Джорджем Бушем более 10 лет назад. Нынешний президент, напротив, резко сократил военное присутствие США в этих странах. Да и военную операцию НАТО в Ливии в поддержку противников Муаммара Каддафи инициировали отнюдь не США, а Франция и Великобритания, участие же американцев в этой операции было минимальным. Так или иначе, Лавров прямо ставит в вину Бараку Обаме резкое сворачивание взаимодействия между Вашингтоном и Москвой, а также то, что «очень хорошие механизмы взаимодействия» и разнообразные форматы общения России с НАТО «были в один присест обрублены». Зато происходит масштабное нарастание числа натовских учений и мероприятий у границ России, переброска тяжелой американской техники в страны Балтии, форсированное создание объектов глобальной системы ПРО. Вообще в строительстве системы ПРО Лавров видит одну из главных угроз безопасности России.

Вместе с тем, антиамериканская риторика главы российского МИД на этот раз оказалась заметно мягче, чем прежде. Более того, отвечая на прямой вопрос: кто для России опаснее – «Исламское государство» или США, Лавров заявил: «На сегодняшний момент «ИГ» – наш главный враг». Он объяснил это тем, что сотни граждан России, СНГ, европейцев и американцев воюют на стороне «Исламского государства», а затем возвращаются домой, где «устраивают гадости». Министр выразил мнение, что Россия не может со стороны наблюдать, как США борются с «Исламским государством». «Война против терроризма – это не чужая для нас война. Главное, чтобы она была последовательной и опиралась на согласованную стратегию всего международного сообщества… Мы заинтересованы, чтобы американцы были частью коалиции в борьбе с терроризмом», – заявил Лавров. Он пояснил, что Россия участвует в этой коалиции неформально, эффективно помогая Ираку и Сирии, вооружая их армию и силы безопасности. Важно только, чтобы в борьбе с терроризмом не было двойных стандартов.

Что касается взаимодействия России с Соединенными Штатами в более широком контексте, то Сергей Лавров признает необходимость этого, но, перефразируя Рональда Рейгана, предлагает новою формулу: «проверяй и доверяй». «По-моему, сейчас такое время, когда нужно просто проверять, а, проверив, уже понимать, можно доверять или нельзя», – отметил министр. То есть речь о возможности доверия все-таки идет, и здесь налицо поворот от огульного неприятия любых внешнеполитических шагов Вашингтона. В этой связи обращает на себя внимание следующее заявление Лаврова: «Американцы по самым разным каналам (официально и неофициально) сейчас посылают нам сигналы с предложением установить механизмы взаимодействия и оповещения (дескать, где-то облетают друг друга самолеты, ведется опасная военная деятельность). Не мы разваливали эти механизмы. Если американцы в них заинтересованы, пусть предлагают это официально, мы, наверняка, согласимся». Другими словами, Москва готова к возобновлению совместной работы по предупреждению рисков военных инцидентов. А касаясь темы санкций против России, глава МИД отметил: «Я озабочен общим характером отношений, прежде всего, с Европейским Союзом и, конечно, с США. Мы совсем не заинтересованы, чтобы постоянно находиться в кризисном состоянии».

Наконец, Сергей Лавров в принципе не исключил возможность присоединения США к «нормандскому формату» переговоров по урегулированию кризиса на востоке Украины. Он уклонился от прямого ответа на вопрос о желательности такого подключения, но подчеркнул, что «США могут сыграть неоценимую роль» в полном выполнении Минских договоренностей от 12 февраля, «потому что их уровень воздействия на Киев зашкаливает». Глава МИД также выразил уверенность, что если президент Барак Обама будет заинтересован в восстановлении прямого контакта с президентом России, то Владимир Путин ответит. Похожая двойственность прослеживается и в ответах Сергея Лаврова на вопросы, касающиеся ситуации в Украине. Как и раньше, он вновь настаивал, что первопричиной украинского кризиса и перехода Крыма в состав России была неспособность западных партнеров заставить украинскую оппозицию выполнить обязательства по соглашению от 21 февраля 2014 г. и создать правительство национального единства, последовавший антиконституционный государственный переворот и приход к власти националистических сил.

Лавров также считает, что вся ответственность за пробуксовку выполнения Минских соглашений лежит на киевских властях, которые с первого же дня стали заявлять, что никаких обязательств слушать Луганск и Донецк по вопросам конституционной реформы они на себя не брали. Претензии главы российского МИД в адрес украинской власти выражены категорично: «Всё, что сейчас предлагается и делается Киевом, как будто специально направлено на то, чтобы расколоть страну, ДНР и ЛНР либо удушить, либо вообще выкинуть их из состава украинского государства. На это направлены экономическая блокада, прекращение социальных платежей, объявление о том, что они не будут разговаривать с теми самыми людьми, которые подписали Минские соглашения от Донецка и Луганска». Идея Киева о введении миротворческих сил ООН на восток Украины из того же ряда – «это ведь надо создавать какие-то блиндажи, рыть окопы, это физическое отрезание части страны от себя».

С другой стороны, Сергей Лавров отметил, что «Новороссия – достаточно расплывчатый термин». ЛНР и ДНР – более конкретные понятия, но Россия исходит из того, что «украинцы – наш близкий сосед, братский народ», и чтобы людям на ближайших рубежах России жилось хорошо, «Украина должна оставаться единой». «Для того, чтобы сохранить эту страну стабильной, дружественной по отношению к России и Европе, ни в коем случае нельзя раздирать ее на части», – еще раз акцентировал министр. И даже последовавшие рассуждения о необходимости «отказаться от упертости в отношении обязательного сохранения Украины унитарной» не перечеркивают значения столь четкого подтверждения идеи территориальной целостности Украины (если абстрагироваться от Крыма, который, по словам Лаврова – совершенно отдельная история).

И смягчение внешнеполитической риторики Владимира Путина во время недавней «прямой линии» с россиянами, и некоторое изменение акцентов в интервью Сергея Лаврова, и состоявшаяся в тот же день после большого перерыва неформальная встреча депутатов Госдумы РФ и послов стран-членов Евросоюза – это всё свидетельства того, что во внешнеполитических установках России что-то меняется. Это пока, конечно, не разрядка, но намек на ее возможность.

Александр Ивахник – руководитель департамента Политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net