Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.06.2015 | Александр Ивахник
Как бороться с наркоманией?
17 июня в Ново-Огарево президент Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета, посвященное повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств. Это действительно важная и, можно сказать, вечная проблема. Правда, в ходе заседания выяснилось, что данные различных госструктур о масштабах распространения наркомании в России кардинально различаются. В наркологической службе РФ на начало 2015 года зарегистрировано около 550 тысяч россиян, а ФСКН оценивает число наркопотребителей в России в 7,3 млн. человек. По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, данные Госнаркоконтроля основаны на соцопросах. Однако так и не ясно, какая цифра ближе к истине.
На заседании в Ново-Огареве были озвучены два разных подхода к проблеме борьбы с наркоманией. Один основан на усилении запретов и контроля, второй – на масштабном внедрении программ социальной реабилитации наркозависимых. Первый подход был представлен в выступлениях руководителя рабочей группы Госсовета, и.о. губернатора Ростовской области Василия Голубева и главы комитета Госдумы по безопасности Ирины Яровой. Наиболее заметное предложение Голубева состояло в том, чтобы «ввести административную ответственность за отказ от прохождения медицинского освидетельствования при наличии признаков наркотического опьянения». По его словам, это позволит проводить освидетельствование не только водителей транспорта, как это сегодня предусмотрено действующим законодательством, но и других (т.е. практически любых) граждан. При этом сам Голубев признал необходимость разработки критериев, позволяющих установить у человека наркотическое опьянение, и порядка прохождения освидетельствования. Другими словами, четких критериев пока нет, но административная ответственность должна присутствовать.
Ирина Яровая, в свою очередь, предложила ввести обязательное тестирование на наркозависимость всех граждан, обращающихся за медицинскими справками. Кроме того, Яровая решила затронуть «проблему метадона, заместительной терапии». На ее взгляд, сейчас различные НКО и фармацевтические компании активно продвигают дорогостоящую метадоновую терапию, потому что им это выгодно – «в Украине канадские компании фармацевтические фактически заполонили всю страну и расширили тем самым число наркопотребителей». Глава думского комитета по безопасности предложила «достичь определенных соглашений, в том числе и в рамках ОДКБ, чтобы заместительную терапию, применение метадона, признать как неэффективную и недопустимую».
Принципиально иной подход продвигал на заседании президиума Госсовета, как ни странно, руководитель ФСКН Виктор Иванов, который сделал акцент на важность создания национальной системы комплексной реабилитации наркоманов и полезность антинаркотической работы институтов гражданского общества. На взгляд Иванова, для госструктур пока характерна недооценка возвратного экономического эффекта от реабилитации – «к слову, кратно превышающего возможные госбюджетные затраты на эти цели», и отсутствие понимания социальной реабилитации как важнейшего инструмента правоохранительной деятельности, декриминализации молодежной среды и разгрузки пенитенциарной системы.
Ссылаясь на опыт работы ФСКН, его глава отметил, что 85% лиц (около 100 тысяч человек), ежегодно привлекаемых к уголовной ответственности за наркопреступления, сами являются наркоманами, хранившими при себе одну-две дозы без цели сбыта. «Поэтому представляется целесообразным работать с этим контингентом не через пенитенциарную систему, а через специализированные программы реабилитации. Это и дешевле, и эффективнее, и гуманнее», – подчеркнул Иванов. Он предложил заменить «массовое этапирование наркоманов в тюрьмы» на альтернативное направление – в специализированные реабилитационные центры, которые должны получить государственную поддержку, в т.ч. финансовую.
По подсчетам ФСКН, суммарные затраты пенитенциарной системы, правоохранительных, судебных органов на привлечение наркопотребителей к уголовной ответственности составляет 96 млрд. рублей ежегодно, а их социальная реабилитация обойдется государству в 10 раз дешевле. Виктор Иванов также обратил внимание на то, что ресурсное обеспечение работающих в этой сфере неправительственных структур со стороны государства явится жестким юридическим механизмом, позволяющим органам власти администрировать и контролировать их работу.
Владимир Путин в принципе поддержал предложения главы ФСКН. В своем выступлении он напомнил о советском опыте работы лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), через которые ежегодно проходило до 500 тысяч алкоголиков и наркоманов. Признавая несовершенство системы ЛТП и ошибочность попыток ее копировать, глава государства вместе с тем подчеркнул, что «саму систему социальной реабилитации необходимо восстанавливать – уже на новой основе и на современных подходах». Путин отметил, что частично задачи реабилитации наркопотребителей в настоящее время решают структуры гражданского общества, негосударственные реабилитационные центры – всего их более 500. Президент согласен с тем, что эти организации должны быть включены в общенациональную систему комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
В этой связи Владимир Путин отметил, что поручение о создании такой системы было дано по итогам заседания президиума Госсовета еще в апреле 2011 года (т.е. при президентстве Дмитрия Медведева). Однако до сих пор не определен федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере комплексной реабилитации наркопотребителей, нет и ресурсного обеспечения госпрограммы, предусматривающей создание самой национальной системы. «Знаю дискуссию, которая идет между ФСКН и Минфином на этот счет. Понятно, что без денег здесь ничего не сделать, но просто так деньги давать неизвестно куда тоже неправильно. План нужен, система должна быть предложена для работы по этому направлению», – подчеркнул президент.
Однако полной уверенности в том, что соответствующие «план» и «система» будут разрабатываться быстрее, чем после заседания Госсовета четырехлетней давности, по итогам вчерашнего обсуждения не сложилось. Обычно споры по поводу целесообразности финансирования социальных программ идут между прижимистым Минфином и социальным блоком правительства. Вчера же социальный вице-премьер Ольга Голодец сама откровенно выразила сомнения в связи с возможностями масштабного развертывания национальной программы комплексной реабилитации и социализации наркоманов.
«Мне кажется, мы должны очень взвешенно подойти к этой теме. Это фактически новое социальное обязательство. У нас есть социальные обязательства, которые, к сожалению, мы выполняем с большим напряжением сил сегодня, и это такие обязательства, как обеспечением жильём сирот, это обеспечение жильём ветеранов», – посетовала вице-премьер. По ее словам, медицинская плюс трудовая реабилитация каждого больного наркоманией будет стоить бюджету от 230 тыс. до 450 тыс. рублей, потому что это очень длительный процесс. Расчеты стоимости всей программы, представленные Голодец, разительно отличались от цифр на социальную реабилитацию, озвученных главой ФСИН, – от 640 млрд. до 3 трлн. рублей в год вместо 10 млрд. Разница столь велика, что просто ставит в тупик. И не понятно – неужели при подготовке заседания Госсовета соответствующие ведомства не сверяли свои подходы и методики расчетов. А может быть, таких методик вообще не существует? Одним словом, складывается впечатление, что пойманные «с двумя дозами в кармане» молодые люди будут по-прежнему познавать все прелести СИЗО и колоний.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.