Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.06.2015 | Алексей Макаркин
СИРИЗА: столкновение с реальностью
Премьер-министр Греции Алексис Ципрас пошел на открытый конфликт с Европейским Союзом, отказавшись принять предложения кредиторов. Он вынес на референдум вопрос о дальнейшей судьбе соглашения с Еврогруппой на референдум, что привело к прекращению переговоров по поводу дальнейшего кредитования страны. Таким образом, правительство, в которое входят левая партия СИРИЗА и правые «Независимые греки», избрали вариант конфронтации, беспрецедентной для современной Европы.
СИРИЗА: обещания
Необходимо отметить, что победа левых на январских парламентских выборах была встречена в ЕС с большими опасениями, так как речь шла о партии, которая никогда не формировала правительство и не вписывалась в привычное чередование у власти различных проевропейских политических сил – лево- и правоцентристов. Ранее левые входили в состав греческого кабинета только один раз, да и то в качестве младшего партнера – в 1989 году, когда в течение трех месяцев существовало правительство, в которое входили правоцентристы из «Новой демократии» и «Синаспизмос» (Коалиции левых сил и прогресса, предшественницы СИРИЗЫ). Однако этот краткосрочный опыт имел место в другую политическую эпоху – до создания ЕС и зоны евро, когда Греция не была связана столь многочисленными обязательствами, как сейчас.
В январе СИРИЗА пришла к власти как альтернатива политическим силам, ранее находившимся у власти – как партия, которая не только не несла ответственности за непопулярные соглашения с кредиторами и политику «жесткой экономии», но и предлагавшая альтернативу, привлекательную для уставшего от кризиса населения. В экономической сфере СИРИЗА обещала:
• увеличение государственных расходов на 4 млрд евро;
• повышение минимального размера зарплаты до 751 евро с нынешних примерно 586;
• увеличение минимальной пенсии до 600 евро и выплату 13-й зарплаты к Рождеству.
• принятие гуманитарной программы на 2 млрд евро, которая включала бы бесплатные продукты питания, электроэнергию и медицинское обслуживание;
• восстановление прав рабочих до докризисного уровня, в том числе затруднение процесса увольнения сотрудников.
• отмену единого налога на недвижимость и отказом от налога на доходы до 12 тысяч евро в год.
В состоящей из 40 пунктов программе СИРИЗЫ, опубликованной в 2012 году, были также положения о приостановке платежей по государственному долгу, «до тех пор, пока не восстановится и не будет расти занятость», «запрет на спекулятивные финансовые инструменты», национализация банков и ряда компаний в стратегических секторах (железные дороги, аэропорты, почта), а также частных больниц. Предусматривалось закрытие всех иностранных военных баз в Греции и выход из НАТО. Отдельно следует отметить пункт 27, предусматривающий проведение референдумов по договорам и другим соглашениям с Европой.
Звучала в предвыборных обещаниях СИРИЗА и тема пересмотра итогов приватизации, проведенной уже после 2012 года – соответствующая программа была принята по требованию тройки кредиторов. СИРИЗА предложила проверить ее законность. Представитель СИРИЗА Алексис Митропулос заявлял, что в результате того что Греция, в соответствии с соглашениями, заключенными с кредиторами, не могла проводить в данной сфере самостоятельную политику, самые важные объекты материального и нематериального национального богатства были раздроблены через ликвидационные процедуры и проданы по дешевке. По его словам, Фонд приватизации государственного имущества будет немедленно ликвидирован, а активы будут переданы тем государственным секторам, откуда они были выведены. Еще до формирования нового правительства член политического секретариата СИРИЗА, лидер левого крыла партии Панайотис Лафазанис заявил о намерении остановить программу приватизации, в том числе морских портов в Пирее и Салониках, железных дорог.
СИРИЗА: реальность
Понятно, что речь шла о масштабных инициативах, часть из которых не соответствовала политической практике правительства Ципраса. Его кабинет в течение нескольких месяцев своего существования продолжал подчеркивать стремление сотрудничать с кредиторами, и в феврале-мае осуществлял все необходимые платежи. Более того, когда в июне платежи были приостановлены, греческие власти воспользовались крайне редко используемым правом аккумулировать выплаты, сделав их одновременно в конце месяца. Пересмотра итогов приватизации также не произошло.Вместо выхода из НАТО правительство Ципраса не захотело блокировать продление экономических санкций против России. Неудивительно, что когда греческий премьер посещал Россию (он сделал это дважды), то результаты его визитов были довольно скромными. Российская сторона отказалась выделить Греции 5 млрд евро. О подобной просьбе сообщало издание Spiegel-Online – данная сумма должна была стать авансом в счет дивидендов от газопровода «Турецкий поток», продолжение которого предполагается проложить по территории Греции. В результате в июне был подписан меморандум о строительстве газопровода, общие инвестиции в который оцениваются в 2 млрд евро – причем, работы начнутся не ранее, чем в следующем году, а указанная сумма не является авансом. Кроме того, меморандум не является обязывающим документом, а с его реализацией могут быть проблемы, связанные как с достижением соглашения с Турцией, так и с соответствием этого документа нормам ЕС (подробнее см. далее).
Пока что реальные результаты правления СИРИЗЫ и «Независимых греков» крайне невелики. В мае греческий парламент принял закон, отменяющий реформу государственной службы, предпринятую предыдущим правительством с целью сокращения штата госслужащих. После вступления закона в силу на свои рабочие места в бюджетном секторе вернутся около 13 тыс. человек. В том числе будет восстановлена муниципальная полиция, расформированная полтора года назад, и упраздненная должность школьного сторожа (в этом качестве были трудоустроены несколько тысяч греков). Кроме того, на работу вернутся около 600 уборщиц, уволенных из налоговых органов страны – они проводили беспрерывную забастовку у здания министерства финансов на протяжении последнего года. Также принятый закон отменяет ежегодную оценку деятельности госслужащих и принцип, согласно которому работники госучреждений получают продвижение по карьерной лестнице на основе служебных заслуг.
Также через два года после закрытия возобновило работу Греческое государственное радио и телевидения ERT. Предыдущее правительство страны объяснило решение стремлением сэкономить, обвинив компанию в растрате денег, всего были уволены 2,5 тыс. человек. После этого многие сотрудники гостелевидения два года вели теле- и радиовещание через интернет, не получая заработную плату. В эфир вернулись также телеканалы ERT-2 и ERT-3, радиовещание возобновили три программы ERA, спортивная радиостанция ERA Sport, радиостанция Kosmos, 19 региональных станций. Также вновь заработало иновещание - радиостанция «Голос Греции».
СИРИЗА в заявлении по поводу праздника 1 мая сообщила, что правительство реализует свои предвыборные обязательства и продвигает законопроекты не только по восстановлению уволенных госслужащих, но и по повышению минимальной заработной платы, заключению коллективных договоров. Но пока что они не приняты. Более того, неясно, из каких источников платить зарплаты восстановленным на работе госслужащим и государственным журналистам. Пока что озвучен один такой источник – предложено финансировать уборщиц за счет окладов уволенных высокооплачиваемых экономических консультантов правительства. Понятно, что речь идет о популистском заявлении, и такую практику нельзя распространить на другие группы работников. Так что пока правительство занимается первоочередным продвижением законопроектов, которые импонируют избирателям СИРИЗЫ и не требуют дополнительных расходов – в частности, в середине июня в парламент внесен законопроект об однополых союзах, уже вызвавший резкий протест Элладской православной церкви.
Против этого закона могут выступить «Независимые греки», но его можно принять ситуативным большинством с участием СИРИЗЫ, ПАСОК и партии «Река» - недавно этим же большинством был принят не устраивавший правых закон о предоставлении гражданства детям иностранных граждан, проживающих в Греции, которые посещают или посещали общеобразовательную школу в стране.Неудивительно, что правительство Ципраса подвергается критике не только справа (со стороны партий бывшей правительственной коалиции), но и слева. В забвении интересов рабочего класса и широких слоев населения его обвиняют как соперники на выборах – коммунисты, оставшиеся в оппозиции, так и троцкисты, которые в ходе избирательной кампании поддерживали СИРИЗУ.
Внутренние разногласия
Ситуация осложнялась разногласиями внутри правящей коалиции. В ходе переговоров с кредиторами был создан прецедент отказа греческой стороны от собственных предложений. Греция отозвала свое предложение повысить страховые сборы с пенсионеров, которое касалось повышения сборов в страховые фонды на 5% с дополнительных пенсий и на 1% с основных. Отзыву предшествовали консультации Ципраса с министром труда Паносом Скурлетисом, причем так и не было объяснено, какие эквивалентные меры могут заполнить образовавшийся вакуум. Таким образом, позиция министра из социального блока оказалась более значимой, чем официальное предложение правительства, подготовленное министерством финансов.
Это же компромиссное предложение вызвало резкое неприятие со стороны левой части СИРИЗЫ (не менее 30 депутатов парламента), без которой у правительства не было большинства. Так, еще до объявления Ципраса о проведении референдума заместитель председателя парламента Алексис Митропулос заявил, что готовящееся соглашение не будет одобрено парламентариями. По его мнению, греческие предложения являются «антиобщественными» и «эти меры нельзя принимать». Депутат Яннис Михелояннакис тогда же назвал предложения правительства «меморандумом (о мерах жесткой экономии), который хуже, чем те, что были раньше». «Думаю, что из-за новых мер греки потеряют, по крайней мере, по две зарплаты», - заявил Михелояннакис и призвал премьер-министра сказать «нет» такому компромиссу, особенно если он не сопровождается реструктуризацией долга и инвестиционным планом по развитию и финансированию греческой экономики. Парламентарий категорично заявил, что не собирается поддерживать соглашение с мерами жесткой экономии. Также он отметил, что даже лично близкие к Ципрасу депутаты от СИРИЗЫ не собирались поддерживать такое соглашение.
Против компромисса с кредиторами выступил и «моральный лидер» СИРИЗЫ Манолис Глезос, 92-летний национальный герой Греции, в 1941 году сорвавший с Акрополя нацистский флаг. Глезос призвал членов СИРИЗА провести голосование на внеочередных заседаниях на всех уровнях организации по вопросу, согласны ли они со сложившейся ситуацией. При этом он отвергал тот аргумент, что в соглашении стороны должны идти на уступки.
Характерно, что назначенная на пост представителя Греции в Международном валютном фонде (МВФ) Елена Панарити через несколько дней отказалась от своей должности. Сразу же после ее назначения поднялась волна критики в рядах СИРИЗЫ. 42 депутата левого крыла партии подписались под письмом Ципрасу с просьбой отменить назначение. Причиной столь резкой критики стало то, что Панарити в 2009-2012 годах была депутатом парламента от тогда правящей партии ПАСОК (социалисты) и причастна к подписанию предыдущего меморандума с кредиторами, предусматривающим меры жесткой экономии.
Показательно, что противоречия внутри СИРИЗЫ возникали не только по ключевому вопросу, но и по другим. Так, газета Ekathimerini утверждала, что в правительстве Греции назрел раскол из-за сделки с «Газпромом» по строительству «Турецкого потока». Против реализации проекта выступил глава МИД Греции Никос Котциас. По его словам, меморандум о намерениях, который 19 июня подписали министр производственной реформы, окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис (напомним, лидер левой фракции в СИРИЗЕ) и глава Минэнерго России Александр Новак, противоречит антимонопольному законодательству ЕС. В частности, сделка с «Газпромом» подразумевает возможность заполнения трубы на 100% участниками проекта, тогда как нормы Третьего энергопакета требуют, чтобы владельцы газопроводов не закрывали доступ к транспортировке топлива другим участникам рынка. «Греция не может выходить из правового поля и соглашений Евросоюза», - заявил Котциас. Лафазанис, в свою очередь, настаивает, что нарушения норм в подписанных им документах нет, не уточняя, впрочем, в чем именно неправ глава греческого МИДа.
Отметим также, что проблемы возникают и в отношениях СИРИЗЫ с «Независимыми греками». Их лидер Панос Камменос ранее входил в состав «Новой демократии» и занимал пост заместителя министра в одном из предыдущих правительств. Однако он настроен еще более антиевропейски, чем многие деятели СИРИЗЫ. Камменос в октябре 2014 года был в числе приглашенных на свадьбу греческого бизнесмена Гаинниса Карагеоргиса. По данным Wall Street Journal, свадебные торжества были запланированы в Греции, но в итоге их провели в Подмосковье из-за того, что шафер на свадьбе, известный российский православный бизнесмен Константин Малофеев подпал под санкции ЕС, которые запрещают ему выезд в Европу. Уже будучи министром обороны в правительстве Ципраса Камменос заявил, что «греческое население в Крыму подверглось нападкам со стороны фашистского правительства Украины, и защитой для греческих семей там стало присутствие российских сил», а «Греция многие годы является другом и союзником России».
Во время переговоров с кредиторами Камменос утверждал, что его партия не будет участвовать в правительстве и разорвет союз с СИРИЗА, если соглашение с кредиторами будет предусматривать увеличение НДС для греческих островов. Выход «Независимых греков» из правительственной коалиции также грозил бы потерей для правительства большинства в парламенте. Также Камменос как министр обороны возражал против сокращения военных расходов, на котором настаивали кредиторы. Сразу же после объявления о проведении референдума Камменос сравнил ситуацию с ультиматумом Италии в 1940 году, на который Греция ответила решительным «нет», заявив: «Нет» 5 июля нашему унижению».
Отчаянный шаг
В этих условиях решение Ципраса пойти на референдум стало отчаянным шагом. Переформатирование правительственной коалиции в случае раскола СИРИЗЫ и конфликта с «Независимыми греками» было невозможно – даже для умеренных депутатов от партии Ципраса был неприемлемым союз с политическими силами, ответственными за уступки кредиторам – «Новой демократией» и ПАСОК. Коалиция с неофашистами из партии «Золотая заря» никем всерьез не рассматривалась. Компартия Греции не вошла бы в «проевропейское» правительство. Оставалась недавно созданная леволиберальная партия «Река», но в этой ситуации ее депутатов не хватало для создания правительственной коалиции.
Эволюционировать в сторону умеренности СИРИЗЕ также сложно в связи с отсутствием реальных успехов. Для партии сейчас невозможна эволюция, которую в 1982-1984 годах проделали французские социалисты, которые в результате расторгли альянс с коммунистами и приняли «правила игры» рыночной экономики. Но к этому времени в их активе уже были многочисленные выполненные предвыборные обещания - повышенный уровень минимальной заработной платы, увеличенные размеры пенсий и пособий по безработице, сокращенный возраст выхода на пенсию, децентрализация, предусматривавшая расширение прав органов местного самоуправления, реформа трудового законодательства, национализация ведущих промышленных групп и коммерческих банков. В этих условиях социалисты могли позволить себе эволюцию в направлении политического центра – тем более, что их партия была изначально более системной, чем СИРИЗА, а Франция не находилась в столь драматической социально-экономической ситуации, как нынешняя Греция.
Выбор Ципраса носит драматический характер и может привести к хаотизации греческой экономики. Однако он соответствует эмоции греческого общества, которое одновременно хочет сохранения страны в зоне евро (в марте-апреле, согласно опросу, проведенному ICM Research для агентства Sputnik, за выход из нее выступали лишь 24% греков) и не желает платить долги - тогда же 55% сочли, что их надо списать и лишь 25% согласились с необходимостью расплатиться. При этом нежелание идти на уступки кредиторам (именно этот вопрос вынесен на референдум) может быть сильнее, чем опасения, связанные с выходом из зоны евро. В то же время последующие экономические потрясения могут стать роковыми для правительства Ципраса.
Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.