Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.09.2015 | Татьяна Становая
Несостоявшийся сенатор
15 сентября бывший глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин неожиданно обратился к губернатору Калининградской области Николаю Цуканову с просьбой не делегировать его в Совет федерации (СФ). По неофициальной информации «Коммерсанта», причиной этого решения стал отказ Кремля предоставлять Якунину пост первого вице-спикера верхней палаты парламента. Бывший глава «РЖД», вероятно, счел это оскорбительным и предпочел остаться без официального поста.
Отношение Владимира Путина к карьере близких к себе фигур всегда было подчеркнуто внимательным. Причем это касается не только соратников, составляющими ближайший круг, но и более дистанцированных фигур. Например, бывший премьер-министр России Виктор Зубков (до перехода в питерскую мэрию был зампредом Ленинградского облисполкома, перейдя затем на пост начальника питерской налоговой инспекции) после увольнения получил (и до сих пор сохраняет) пост главы совета директоров «Газпрома» (хотя в этом году уже появлялась информация, что его мог сменить министр энергетики Александр Новак). Бывший глава ФСБ Николай Патрушев занимает пост секретаря Совета безопасности России. Его замом является бывший министр внутренних дел Рашид Нургалиев (вероятно, тут свою роль сыграл и тот факт, что Нургалиев работал под началом Патрушева в 1992-1994 годах в министерстве госбезопасности Карелии). Постоянным членом СБ является бывший глава МВД, бывший спикер Госдумы Борис Грызлов, сохраняющий также и пост главы Высшего совета партии «Единая Россия». Правда, в последние три года о нем практически ничего не слышно. А бывший начальник службы безопасности президента Виктор Золотов получил пост первого замминистра внутренних дел, главкома ВВ с возможной перспективой занять пост министра.
В гражданской сфере управления ни политически значимые, ни технические фигуры тоже, как правило, не уходили в никуда. Дмитрий Козак, несмотря на частые перемещения, пока закрепился на уровне вице-премьера правительства. Дмитрий Кожин, многолетний управляющий делами президента, после увольнения в 2015 году стал помощником президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества. Особый случай – увольнение Алексея Кудрина с поста министра финансов Дмитрием Медведевым в 2010 году: бывшему коллеге Путина по питерской мэрии удалось не только занять уникальную экспертную нишу, но и сохранить консультативные эксклюзивные отношения с президентом. Андрей Фурсенко, член кооператива «Озеро», после увольнения с поста министра образования стал советником Путина. Бывший спикер СФ Сергей Миронов, уволенный в 2011 году из-за конфликта с руководством «Единой России» и Госдумы, сохраняет со «Справедливой Россией» заметное место в партийной системе.
В то же время имели место и истории, когда близкий соратник действительно выбывал в никуда или даже становился публичным врагом Путина. В первом случае речь идёт о бывшем главе ФСКН Викторе Черкесова, который в середине 2000-х годов фактически руководил силовой группировкой, противостоящей ФСБ и Игорю Сечину. После увольнения в 2008 году он получил компенсацию в виде поста главы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. Однако агентство так и не заработало, его пришлось ликвидировать, а сам Черкесов прошел в Госдуму по списку оппозиционной КПРФ, заняв в нынешнем составе нижней палаты парламента должность первого заместителя председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции. На сегодня эта не самая почетная должность для некогда одного из самых влиятельных «силовиков», который в «нулевые» годы перенес конфликт со своими оппонентами в публичное пространство.
Исключительным пока сюжетом является история Сергея Пугачёва, бывшего владельца Межпромбанка и Объединенной промышленной группы, основные активы которой затем перешли ОСК при активном лоббировании этого решения Игорем Сечиным. Некогда очень влиятельный «православный банкир» не сумел пережить кризис и пошел на конфликт с окружением Путина, а затем и с самим главой государства, скрываясь в Великобритании. Но в данном случае речь идет о разорившемся финансисте, у банка которого была отозвана лицензия в 2010 году.
История увольнения Владимира Якунина в этом смысле уникальна: ему было предложено членство в верхней палате парламента, но без особых почестей. При этом были предприняты сомнительные процедурные шаги: например, вероятное предоставление статуса посла «задним числом» (указ датирован апрелем 2014 года, но до сих пор не опубликован ни на сайте главы государства, ни на официальном портале правовой информации). Иными словами, имиджевая цена этой компенсации и для Путина, и для того же министра иностранных дел Сергея Лаврова, которому пришлось маневрировать, отвечая на вопросы о работе Якунина на дипломатической службе, была не самой приятной. Сам Якунин, как удалось выяснить прессе, претендовал на пост первого вице-спикера. Но ему никаких постов не полагалось. Более того, Якунину готовили в Совете федерации кабинет в здании на Новом Арбате и служебный автомобиль Ford, в то время как руководство палаты размещается в здании на Большой Дмитровке и ездит на Mercedes, BMW или Audi, писала газета. Пост же вице-спикера, ставшего вакантным после перехода Александра Торшина в ЦБ, предполагается отдать бывшему министру сельского хозяйства Николаю Федорову, считающемуся креатурой первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина. Получается, что для Кремля повышение Федорова оказалось политически более востребованным решением, чем пристраивание Якунина.
Именно эта статья «Коммерсанта» и спровоцировала отказ Якунина от сенаторства. По словам двух собеседников издания в СФ, узнав о готовящихся по нему решениях в СФ, Якунин утром приехал на Большую Дмитровку и, получив там подтверждение этой информации, отправился в Кремль. Уже после этого днем он попросил не выдвигать его в сенаторы, цитировала газета источники в СФ.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что назначение сенатором было личной инициативой Якунина. Однако характер его увольнения во многом указывает на усталость Путина от амбиций части своего окружения, а также непонимания ею остроты текущего политического момента. Кроме того, пост сенатора действительно является вариантом компенсации, более или менее почетной отставки. Вице-спикерство же подразумевает уже более активную, публичную политическую деятельность.
Иными словами, вопрос состоял в том, позволить ли Якунину превращение из государственного менеджера (причем к которому накопилась масса претензий) в политика. Вероятно, тут помешало сразу несколько факторов. Сам Якунин – фигура очень амбициозная, активная, с ярко выраженными позициями по политическим, международным, религиозным вопросам. Якунин комментировал отношения России и США (притом, что сам он стал объектом персональных санкций США и Австралии), украинский кризис. Работа же в Совете Федерации подразумевает и определенную дисциплину, и командность.
Нельзя исключать, что против назначения Якунина вице-спикером выступила Валентина Матвиенко, которая недавно, отвечая на вопрос о вероятности подобной перспективе, выразила желание услышать сначала позицию самого Якунина. Она также указала, что решение будет принимать палата после обновления: подобный комментарий явно говорил о нежелании председателя СФ содействовать продвижению потенциального зама. При этом СФ получил по итогам региональных выборов 20 новых членов, среди которых также весьма влиятельные фигуры: помимо Федорова, это бывший глава управления внутренней политики Олег Морозов и бывший секретарь ШОС Дмитрий Мезенцев. Правда, по данным «Коммерсанта», им высокие посты тоже не достанутся. Но в данной ситуации важен сам факт обострения борьбы за руководящие должности в верхней палате парламента. СФ относится к сфере курирования Вячеслава Володина, и Якунину, вероятно, тут оказалось слишком дискомфортно. Сама же Матвиенко стала одним из самых влиятельных спикеров современной России. Она позволяет себе открытую и резкую критику в адрес отдельных министров (например, Дениса Мантурова по импортозамещению или министра экономического развития Алексея Улюкаева). По неофициальной информации, именно она в начале прошлого года добилась делегирования Торшина в ЦБ, тем самым, избавившись от влиятельного лоббиста в СФ.
Сам Якунин займется, как он выразился, общественной и международной деятельностью. Он заявил, что планирует сосредоточиться на экспертно-научной и общественной деятельности — «в сфере международных связей, международных отношений и межцивилизационного диалога». «Я полагаю, что человек может принести максимальную пользу обществу, когда использует тот набор знаний, опыта, который ему свойственен», — отметил Якунин. Он подчеркнул, что работал в Фонде Андрея Первозванного (возглавляет его попечительский совет) и в Центре национальной славы. «Думаю, теперь будем видеть его в фонде чаще, — заявил «Коммерсанту» первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного Михаил Якушев. Якунин также весьма активно занимался развитием Ассоциации «Франко-российский диалог», на площадке которой ведется тесное взаимодействие между конструктивно настроенными в отношении России представителями французской элиты и российским руководством (например, именно Якунин организовывал поездку членов французского парламента в Крым).
Ситуация вокруг Владимира Якунина указывает на определенные признаки трансформации режима, внутри которого кадровая ротация упирается в серьезные ограничители. Во-первых, есть психологическая проблема: отставники из ближайшего окружения Путина, по неофициальным нормам властного этикета, нуждаются в сохранении определенного почетного статуса в случае утери влиятельного поста. Однако несопоставимость реального уровня влияния и предлагаемых должностных компенсаций рождает психологический дискомфорт и отторжение. Значимым фигурам, чей реальный вес значительно превышал их формальный статус, потом практически невозможно найти должность, которая не нарушала бы управленческий, политико-административный баланс, как это произошло бы в случае прихода Якунина на руководящую позицию в СФ.
Во-вторых, есть кадровая проблема: возможности режима по предоставлению компенсаций ограничены естественным образом, когда властные ресурсы уже сосредоточены в руках путинской элиты, возможности ее эскалации не беспредельны. Перемещение одной влиятельной фигуры на влиятельный пост тут же приводит к ущемлению политических интересов ее конкурентов. В 2000-е годы режим активно множил новые структуры, тем самым, развивая не только кадровую экспансию в существующих органах власти и компаниях, но и создавая новые (например, госкорпорации). Сейчас, когда есть проблема ресурсов, создавать новые структуры дорого и неэффективно. Есть и проблема невостребованности: конкуренция кадров за посты усиливается, и в условиях кризиса Кремль ищет более эффективных управленцев.В-третьих, есть и политическая проблема. Якунин был не просто государственным менеджером. Это фигура, которая в свое время числилась в списке возможных преемников Путина. Фигура, обладающая привилегированным положением внутри власти, прямым доступом к президенту, по своим лоббистским возможностям превосходившая нередко министров федерального правительства. Выпадение такой фигуры из системы власти создаёт для режима определённые риски, связанные с возможными внутриэлитным конфликтами.
И увольнение, и последующее развитие событий вокруг Владимира Якунина кажутся уникальным по форме и сути. Однако это может оказаться не исключением, а началом нового тренда, указывающем на проблемы с элитными кадрами в рамках политического режима и ограниченность его способности к «разбуханию» в условиях кризиса. В таком случае кейс Якунина будет восприниматься элитой и как сигнал, говорящий о важности позаботиться о своем будущем самостоятельно, уже не рассчитывая на помощь Кремля. А это, в свою очередь, может стать фактором внутриэлитной дезинтеграции.
Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.