Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

08.09.2005

ЕГИПЕТСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПО РЕЦЕПТУ КОНДОЛИЗЫ

Вчера в Египте выбирали президента. Это первые в стране всеобщие альтернативные выборы, прежде кандидатуру президента утверждал парламент страны. Хотя официальных данных пока нет, по данным exit polls триумфальную победу одержал действующий 78-летний президент Хосни Мубарак. Он набрал около 92% голосов избирателей, а ближайший соперник - Айман Нур - всего 6,3%. Остальные восемь претендентов не вышли за пределы 5%.

Однако самые серьезные конкуренты нынешней власти не принимали участия в выборах, и сейчас совместно с "официальной" оппозицией говорят о многочисленных нарушениях и подтасовках, имевших место на избирательных участках. Об этом же беспокоятся и США, назвавшие альтернативные выборы - "историческим шагом" для Египта.

Действительно ли это "шаг на пути к демократии" или всего лишь формальность? Какие долгоиграющие последствия для страны могут повлечь за собой демократические преобразования президента Мубарака?

Мнения Анатолия Егорина, Шогди Нагиба и Евгения Сатановского.

Анатолий Егорин, заместитель директора института Востоковеденья РАН, вице-президент Российского общества друзей Египта:

Я думаю, что пятый срок Мубарака будет более демократическим, чем предыдущие, поскольку он сам внес изменения в процесс избрания президента. Впервые в Египте прямые выборы президента. Кроме того, голосование проходит на альтернативной основе, то есть Мубарак - не единственная кандидатура, кроме него в выборах участвуют и другие политические лидеры.

Но, правда, "демократичность на альтернативной основе" больше касается самой процедуры выборов - пока Мубарак не имеет достойных оппонентов, поэтому, скорее всего, он и останется президентом. Что, кстати говоря, вполне устраивает и запад и восток, и США и Россию. Мубарак - авторитет, и с его мнением считаются и в региональной политике и в международной.

Что касается российско-арабских связей, то нам особенно удобно, чтобы Мубарак остался на посту президента: он учился у нас, и еще с советских времен сохранил контакты с московскими коллегами. Хотя, конечно, Москва и Каир идут сейчас разными путями. Тем не менее, мы остаемся стратегическими партнерами.

Если Мубарак учтет те ошибки, в которых его упрекали, и которые он отчасти уже признал, то, учитывая, что он почти четверть века во главе государства, как политический деятель он останется в "доброй" памяти своего народа.

Ведь впервые Мубарак согласился с упреками оппозиции, и за последний год сильно "демократизировал" свой образ (даже выступал недавно без галстука, это против того, что раньше - в военном френче), таким образом, выбив почву из-под ног своих оппонентов.

Что же касается митингов против Мубарака в Каире, то опыт Киева в Египте все равно не пройдет. Возьмите, например Аймана Нура, который даже свою предвыборную символику выдержал в оранжевых тонах - его рейтинг всего около 5 процентов.

Кроме того, при всей развитости (по сравнению со всем остальным арабским миром) институтов, это все-таки демократия "по-египетски". Западный вариант там не получится.

К этим преобразованием его подтолкнула внутренняя обстановка в стране: народ живет бедно, очень велико социальное расслоение, и на этом фоне самый большой прирост населения, Египет стал более открытым, а недовольных много.… Есть и прямая выгода - теперь он будет "всенародно избранный президент", то есть получает большую легитимность и внутри страны и в глазах Запада.

Прозрачность выборов, конечно, могла бы быть и сильнее. Но и в таком варианте - это большой шаг вперед для Египта.

Шогди Нагиб, корреспондент еженедельника "Аль-Ахрам":

По крайней мере, теоретически - это первые в истории Египта выборы президента на состязательной основе, следовательно - это шаг вперед на пути к демократии. Хосни Мубарак правит страной на протяжении 24 лет и его победа на выборах ни у кого не вызывает сомнений, однако он вряд ли дотянет до конца своего пятого срока - стар уже...

Его победа необходима для сохранения стабильности в стране и в регионе, для консолидации правящих элит всего арабского мира перед лицом угрозы "оранжевых революций". Эти выборы можно с полным правом назвать фарсом, но для страны, которая уже почти четверть века живет в условиях "чрезвычайного положения", в отсутствии политической жизни, деятельного гражданского общества и пр. - этот фарс не лишен смысла. После проведения выборов в руках у оппозиции окажется множество доказательств их незаконности, а значит, будет и повод для продолжения давления на режим с требованием проведения дальнейших демократических реформ. В Египте существует институт независимого судейства, которому, например, может позавидовать Россия. В частности, судьи уже признали недействительными результаты референдума, благодаря которому и стали возможны нынешние выборы. Я возлагаю большие надежды на демократические традиции Египта, которые не были до конца искоренены за более полувека правления хунты. Грядущие парламентские выборы будут гораздо важнее нынешнего переизбрания фараона и могут стать переломными для Египта.

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока:

Выборы, которые состоялись в Египте, прошли под серьезным давлением США, в связи с их новой концепцией демократизации Ближнего Востока. В значительной мере катастрофа, которая превратила палестинцев из самого образованного в арабском мире народа, в сегодняшнее сообщество кланов, племен и вооруженных формирований, лежит на СШа и прочих посредниках мирного урегулирования. Западные рецепты вообще плохо проходят на Ближнем Востоке. И США, как главный куратор региона, сегодня отвечают за многие процессы проходящие там. Демократизация по-американски - для Ближнего Востока является вялотекущей катастрофой. Ни к чему кроме прихода к власти исламских партий, которые используют демократию для прихода на главные посты, а потом сворачивают ее за ненадобностью, попытки внедрить западные рецепты привести не могут. Авторитарные лидеры, десятилетиями удерживающие власть в регионе олицетворяют "закон и порядок" вне зависимости от того, являются ли они наследственными монархами или главнокомандующими. Пример Ирака, превратившегося из тоталитарного, но предсказуемого государства в территорию войны всех против всех, достаточно убедителен, чтобы скептически относиться к иллюзиям и благоглупостям, являющимся содержанием "демократизации" Ближнего Востока.

Важно не то, что выборы, в ходе которых победил Мубарак, были альтернативными, а то, кому именно он передаст власть в рамках "управляемой демократии" для того, чтобы страна не превратилась в аналог Алжира времен гражданской войны или сегодняшнего Ирака. Именно эта фигура, способная удержать Египет от социального демографического и экономического взрыва, и будет являться главным гарантом демократии после Мубарака. Люди, пытавшиеся составить ему конкуренцию на выборах, такими гарантами не являются, и подлинная демократия лишь потеряет, если Мубарак не сможет найти достойного преемника. Формат, в котором ему будет передана власть (будет ли это сын нынешнего президента, или кто-то другой) совершенно не важен.

Главный вопрос: не откроют ли преобразования дорогу для исламских радикалов, и не пройдет ли после-мубараковский Египет путь к государству "Аль-Каиды", "Хамаса" и "Братьев мусульман". Большая часть интеллектуального штаба Усамы Бен Ладана - египтяне. Известно, что исламские экстремисты чрезвычайно успешно используют демократию для захвата власти. И единственное, что их может остановить, это армия, полиция и спецслужбы, как это произошло в Алжире в 90-е годы.

Демократия хороша, если общество имеет позитивные проекты, которые могут помочь использовать демократию для развития общества, а не для его уничтожения.

Для Америки все равно, придет к власти Клинтон или Буш, система устроена таким образом, что президент большого вреда принести стране не может. А когда есть маленькая группа управленцев, умеющих управлять страной, пусть и далеко не идеальная, а альтернативой является не другая группа управленцев, а большое число разнообразных маргиналов, не имеющих об управлении ни малейшего представления, то результатом может быть революция, глобальный передел власти и имущества, либо просто постепенное разорение страны.

Именно поэтому для режимов с малыми управленческими группами чрезвычайно важен наследник - тот, кому передадут власть. Формальные демократические институты для таких стран не являются определяющими их будущее. Элементы ближневосточной демократии- это не партийное противостояние, а система сдержек и противовесов кланов и семей. Именно поэтому там так распространена наследственная демократия.

Можно только приветствовать победу Мубарака, победит ли он в пятый раз или в шестой раз. Он на практике показал, что в состоянии удержать Египет в состоянии устойчивого равновесия.

Хотя формальная демократия - вещь полезная, но сегодня демократия на востоке означает победу политического ислама, просто потому, что по влиянию с ним не может сравниться ни одна сила. И она победит гораздо быстрее, если будет опираться на американцев, чем в том случае, если местных политиков оставить в покое.

А рекомендации по "демократизации Ближнего Востока" госпожи Райс настолько слепы и формальны, что заставляют задуматься: так ли наивны американцы, или сознательно благими намерениями выстилают Ближнему Востоку дорогу в ад.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net