Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.10.2015 | Марина Войтенко
Инвестиции – время задуматься
По данным Росстата, вложения в основной капитал в российской экономике падают уже 21 месяц подряд. По прогнозам МЭР, снижение, хотя и более медленными темпами будет продолжаться и далее, составив по итогам 2016 года 1,4%. В аналитическом центре при правительстве РФ ожидают, что норма накопления (доля инвестиций в ВВП) в текущем году сократится до 18% (в 2014-ом – 20%), что заметно меньше среднего показателя в 24% по развивающимся экономикам (за исключением Китая с его 45%).
В то же время. статистика платежного баланса в третьем квартале впервые с апреля-июня 2010 года зафиксировала чистый приток капитала в РФ в $5,3 млрд[1], а «Норникель» и «Газпром» довольно удачно разместили выпуски новых корпоративных бондов (по $1 млрд каждый[2]). Что все это означает?
По поводу размещений общее мнение финансовых аналитиков таково: обе компании удачно воспользовались рыночной конъюнктурой. Отложенное решение ФРС США о повышении базовой ставки вернуло инвесторам аппетит к рискам, в том числе и по российским бумагам. До конца года эти эмитенты вполне способны на приемлемых условиях занять с внешнего рынка еще $2-3 млрд. «Окно возможностей» в принципе остается приоткрытым и для других корпораций, не находящихся под прямыми финансовыми санкциями (чего нельзя сказать о госбанках, например, о Сбере или ВТБ). Вместе с тем, рыночная ситуация остается сильно неустойчивой, и подъем federal fund rate может сильно развернуть игроков спиной к российскому риску. Пока же налицо некое затишье перед новым витком финансовой турбулентности, чем грех не воспользоваться.
С притоком капитала дело обстоит сложнее. Формально на две трети он обеспечен за счет операций ЦБ РФ – сокращения предоставления валютной ликвидности и снижения средств на валютных счетах кредитных организаций в Банке России. Без учета этого чистый приток – $1,8 млрд. Примечательно, что положительное сальдо в $7,1 млрд сложилось и по такой статье платежного баланса как «чистые ошибки и пропуски». Обычно под этим «грифом» скрывался «серый» отток. Теперь знак поменялся. Вывод экспертов единодушен: российский капитал возвращается в родную гавань, но не всегда готов объявлять об этом в открытую.
Корреспондирует с этим трендом и сокращение бизнесом из РФ вложений в зарубежные активы – в третьем квартале-2015 они составили всего $4,3 млрд, а с начала года (к аналогичному периоду-2014) упала в 2,5 раза (до $15,6 млрд). Эксперты видят в этом своеобразную компенсацию практически остановившихся в середине 2014 года прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию – $3,7 млрд за последние пять кварталов.
На первый взгляд, смена оттока капитала его притоком – факт, безусловно, положительный. Окажется ли такая перемена устойчивым явлением, пока не ясно. Это будет зависеть от восстановления динамики ПИИ и от отсутствия ажиотажного спроса на валюту (статистически даже покупка долларов или евро в «обменнике» – инвестирование в зарубежные экономики). В то же время, в нынешних обстоятельствах приток, как полагают многие эксперты, может свидетельствовать о том, что бизнес из-за дефицита капитала (когда занимать с рынка дорого, а прибыль уходит на обслуживание ранее взятых кредитов) начинает понемногу «сбрасывать» зарубежные активы и тратить оффшорные «заначки».
Сигнал предельно ясен – у инвестиций как мотора будущего устойчивого роста внутри страны нет ни возобновляемых источников, ни уверенных мотиваций. Причем последние сдерживаются еще и тем, что проект бюджета-2016 уже вызвал подозрения о грядущем повышении налогов. Повод этому дали компромиссные решения об изъятии из нефтяной отрасли части так называемой девальвационной ренты.
Минэкономразвития РФ на минувшей неделе изменило свой прогноз по добыче нефти в сторону увеличения – до 533 млн тонн за год[3], тогда как еще в начале октября на заседании правительства обсуждались 528 млн тонн. Смысл прогнозной интриги довольно прост. Повысить планку предложило Минэнерго в обмен на снижение экспортной пошлины на нефть до 36% с 1 сентября 2016 года.
Ранее предполагалось, что пошлина в 42% будет действовать весь год и принесет в федеральный бюджет без малого 200 млрд. рублей. Теперь дополнительные поступления составят 133 млрд рублей, еще 70-85 млрд рублей даст рост нефтедобычи, простимулированный снижением пошлины, и, соответственно, расширение налоговой базы. Цифры, понятно, «плавают» (есть оценки, что доходы от повышения прогноза не превысят 50 млрд рублей). Кроме того, нефтяные компании вразрез с мнением МЭР, Минэнерго и Минфина не перестают обращать внимание на высокие риски падения добычи вследствие увеличения фискальной нагрузки (от 5-6 млн тонн до 20-30 млн тонн[4]). При этом. по расчетам представителей отрасли, инвестиции могут потерять в 2016 году до 10-20%.
Очередной «налоговый маневр», таким образом, закрывая «дыры» в бюджете, на деле будет означать усиление рисков финансовой устойчивости «нефтянки» в последующие годы. Следует учитывать и то, что наращивание добычи и экспорта (последнему «назначено» вырасти в следующем году на 7 млн тонн) затормозит балансирование спроса и предложения на мировом рынке, а форсированный рост добычи без обеспечивающих инвестиций может оказаться краткосрочным эффектом. В итоге, когда цены, предположим, установятся на уровне $60 за баррель, отрасль останется один на один с упущенной выгодой. Поиск нефтебюджетного компромисса с высокой долей вероятности будет продолжен в ближайшие недели. Причем главным его предметом будет поддержание и наращивание инвестиционного потенциала отрасли.
На минувшей неделе стало известно о проработке в правительстве ряда решений, как совместить оптимизацию доходов госказны с повышением эффективности госинвестиций. Напомним, что в проекте бюджета на 2016 год уже заложена норма, согласно которой все средства госкомпаний, накопившиеся на банковских счетах до 1 января, не позднее 1 марта должны быть переведены на единые счета казначейства.
Причина в том, что средства господдержки, которые в том числе должны идти на пополнение капитала, часто используются нецелевым образом, оказываясь вместо разрекламированных инвестиций на депозитах в кредитных организациях. По данным Счетной палаты, в 2014 году госкомпаниям и корпорациям было предоставлено 382,4 млрд рублей (включая средства Фонда национального благосостояния), на собственно инвестиции направлено лишь 13%. При этом вовсе неизрасходованными оказались 84,4 млрд рублей. В текущем году ситуация не улучшилась. Не по инвестиционному назначению по-прежнему расходуются десятки миллиардов рублей. Только на процентах от депозитов, куда госкомпании разместили полученные средства, они заработали 7,4 млрд рублей, – подсчитали в Счетной палате.
Теперь «лазейка» закрывается – помощь из бюджета и ФНБ будет находиться на счетах в Федеральном казначействе. Это – не конфискация, но повышение бюджетной дисциплины, уверены в Минфине, так как расходование будет возможно лишь на цели, определенные соответствующими решениями правительства. Помимо этого в кабинете министров рассматривается предложение изымать заработанное на средствах господдержки, размещенных в банках, в доход бюджета. Коснется оно и маржи самих банкиров, «крутивших» эти деньги.
По мнению экспертов, меры в принципе справедливые, но еще не вполне технологичные – есть риск, что госкомпании и корпорации начнут вкладываться в любые проекты лишь бы освоить бюджетные вливания. Поэтому важно четкое и строгое определение: для каких именно инвестиций выделяются субсидии (включая взносы в уставной капитал). Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс Минфином уже практически подготовлены. Их суть – во введении механизма адресных инвестиционных программ и для самих госкомпаний, и для их «дочек».
Еще одна новация – предлагаемая реформа отбора проектов для Федеральной адресной инвестпрограммы (ФАИП), объем которой составляет около 1 трлн рублей. С 2016 года правительство намерено ввести двойной – проектный и сметный – контроль для претендентов на бюджетные инвестиции. По замыслу, это должно остановить раздувание смет при проектировании и строительстве, когда уже невозможно прекратить выделение средств, заложенных в бюджет. Заметим. что принцип двухэтапного отбора проектов, когда решение принимается на основе экспертизы по оптимуму цены и качества, уже действует с 2014 года, но только для строек дороже 8 млрд рублей. Теперь речь идет о «двух ключах» для всех заявок. Бизнес идею поддерживает, поскольку ощутимо снижается риск недофинансирования. Однако ее реализации может помешать традиционная волокита – сроки передачи из Минстроя в ведение Минэкономразвития ФАУ «Главгосэкспертиза» и Центра ценообразования в строительстве срывались уже дважды.
Тем не менее, бизнес-сообщество не оставляет надежд, равно как и усилий на других направлениях. Предпринимательские объединения сформулировали свои предложения для новых «дорожных карт» по улучшению инвестклимата (действующие заканчиваются до конца текущего года). В числе приоритетов: повышение доступности финансовых ресурсов, исключение практики повышения ставок по уже выданным кредитам, сокращение числа предоставляемых документов по инвестиционным займам, принятие закона о предварительных разъяснениях налоговой службы, упрощение заявительного порядка возмещения НДС и др.
Как мы видим, новостной поток по поводу поддержки инвестиций становится гуще (можно добавить к уже отмеченному выше и намерение властей сохранить и модернизировать накопительную пенсионную компоненту). Тем не менее, единый «пазл» из всех этих элементов пока не складывается. Темпы реформ, которые могли бы стимулировать частные вложения в основной капитал, по-прежнему вызывают беспокойство. Между тем, без восстановления инвестиционного роста российская экономика может покинуть ТОП-10 глобального хозяйства уже до конца текущего десятилетия.
Марина Войтенко – экономический обозреватель
[1] Данные носят предварительный характер, но если они подтвердятся, то ЦБ РФ пересмотрит прогноз по оттоку капитала в 2015 году. Пока отток за первое полугодие составляет $50,3 млрд, ожидания по году в целом – $85 млрд, причем на 80% он будет сформирован погашением внешнего долга корпоративным сектором (в четвертом квартале – $39,5 млрд, в том числе в декабре – $23 млрд; фактические выплаты, считают в ЦБ РФ, могут быть меньше примерно на 40% – долю долга компаний «самим себе»). Минфин и МЭР прогнозы по оттоку капитала в 2015 году пока не изменили – $70 млрд и $87 млрд соответственно.
[2] «Норникель» выпустил семилетние бонды под 6,625%, «Газпром» – трехлетние под 4,625%. В обоих случаях спрос на бумаги превысил предложение в разы, и обе компании неоднократно снижали ориентиры доходности, заняв в итоге дешевле, чем первоначально предполагалось.
[3] Опубликованный 13 октября новый прогноз Международного энергетического агентства, между тем, не дает оснований для чрезмерного оптимизма по поводу динамики глобального рынка «черного золота». Главный вывод – рост спроса на нефть, вызванный падением цен, замедлится в следующем году вслед за тормозящей мировой экономикой (МВФ снизил оценку динамики-2016 глобального ВВП с 3,8% до 3,6%). При этом превышение предложения над спросом сохранится, по меньшей мере, в течение всего следующего года. В МЭА ожидают, что в 2016 году страны ОПЕК сократят добычу на 200 тыс барр./сутки. США – на 190 тыс барр./сутки, Россия – на 85 тыс барр./сутки и Казахстан на 60 тыс барр./сутки. Основные причины – наращивание добычи и экспорта нефтезависимыми странами (речь идет, прежде всего, о Канаде, Бразилии, Венесуэле, России и Саудовской Аравии) в целях сохранения доли рынка и обеспечения поступлений в бюджет, выход на рекордные объемы поставок в Ираке, а также возвращение (после смягчения санкций) в состав «мировых грандов» Ирана, способного быстро нарастить свой вклад до 3,6 млн барр./сутки с нынешних 2,9 млн барр./сутки.
[4] Глава «Роснефти» Игорь Сечин на инвестфоруме «Россия зовет!» однозначно охарактеризовал положение дел, заявив: «Ситуация с инвестиционными программами ухудшается после принятия в рамках бюджетного процесса решений по сохранению экспортной пошлины. Если эта тенденция будет продолжена, то в течение ближайших трех лет мы будем испытывать эффект снижения добычи на 25–30 млн тонн нефти ежегодно».
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.