Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

04.12.2015 | Александр Ивахник

Послание: «патриотические» ожидания и «либеральная» реальность

Послание президента Владимира Путина Федеральному Собранию в этом году оказалось довольно коротким. И, наверное, к удивлению многих, львиную долю послания заняли вопросы внутреннего развития страны. Однако запомнится выступление президента, прежде всего, яркими и энергичными пассажами, посвященными борьбе с международным терроризмом и гневному осуждению действий турецкого руководства. Что касается остального, то здесь было сказано много правильных слов, но от частого употребления эти слова уже затерлись, а никаких новых целей и перспектив развития страны в них не просматривается.

Владимир Путин ожидаемо начал с характеристики решающего вклада России в борьбу с террористической угрозой. Он сделал смелый вывод о том, что за последние 10 лет «мы практически выдавили террористов из России», хотя это зло до сих пор дает о себе знать. Зато нарастает опасность терроризма за пределами России. Недавно устойчивые, достаточно благополучные страны Ближнего Востока и Северной Африки «превратились в зону хаоса и анархии, из которой исходит угроза всему миру». Президент в очередной раз обосновал решение о военной операции в Сирии тем, что среди боевиков в этой стране немало выходцев из России и стран СНГ, и «мы обязаны встретить их и уничтожить на дальних подступах».

Путин подчеркнул, что армия и флот России убедительно показали свою боеготовность, и «в борьбе с терроризмом Россия продемонстрировала предельную ответственность и свое лидерство(!)». Он не удержался от искушения прозрачно намекнуть на то, почему Ирак, Ливия, Сирия стали рассадником терроризма: «Мы же знаем, почему это произошло. Знаем, кому захотелось сместить неугодные режимы, грубо навязать свои правила. В результате что? Заварили кашу, разрушили государственность, стравили людей между собой, а потом просто умыли руки, открыв дорогу радикалам, экстремистам и террористам».

Вместе с тем, президент России четко констатировал, что «невозможно победить международный терроризм силами только одной страны, особенно в условиях, когда границы в мире фактически открыты, а мир переживает еще и новое переселение народов». Он подчеркнул необходимость «отбросить все споры и расхождения, создать один мощный кулак, единый антитеррористический фронт», который будет действовать на основе международного права и под эгидой ООН. В этой связи обращает на себя внимание, что, в отличие от многих предшествовавших выступлений, Владимир Путин отказался от геополитических рассуждений о коварных планах Запада и особенно США ослабить, а то и расчленить Россию, о борьбе за новый, более справедливый миропорядок, исключающий диктат одной сверхдержавы. Примечательно и то, что ни слова не было сказано об Украине, как будто украинский кризис уже разрешен. Преодоление международной изоляции России после начала энергичной военной операции в Сирии, плотная вовлеченность российского лидера в сложный процесс взаимодействия влиятельных внешних игроков по урегулированию сирийского кризиса вызвали прагматичный отказ от конфронтационной антизападной риторики, по крайней мере, на данном этапе.

Зато в послании был идентифицирован новый главный внешнеполитический враг в лице турецкой верхушки. Здесь Владимир Путин не сдерживал эмоций и глубокой личной обиды, которую нанес ему Эрдоган. Турецкие лидеры были обвинены в предательстве, в преступном, кровавом бизнесе с террористами, в укрывательстве и поддержке боевиков с Северного Кавказа в 90-х и в 2000-х годах. Говоря об уничтожении российского самолета, Путин прибег к ярким, запоминающимся образам: «Я вообще не понимаю, зачем они это сделали… Только, наверное, Аллах знает, зачем они это сделали. И, видимо, Аллах решил наказать правящую клику в Турции, лишив её разума и рассудка». Так же выразителен президент России был, говоря о неизбежных ответных мерах: «Мы не собираемся и не будем бряцать оружием. Но если кто-то думает, что, совершив подлое военное преступление, убийство наших людей, они отделаются помидорами или какими-то ограничениями в строительной и других отраслях, то они глубоко заблуждаются. Мы еще не раз напомним о том, что они сделали. И они еще не раз пожалеют о содеянном. Мы знаем при этом, что надо делать». Трудно сказать, что стоит за этой открытой угрозой. Если речь идет об оказании практической помощи вооруженным курдским сепаратистам на территории самой Турции, то такие действия могут отозваться эхом на Северном Кавказе и негативно скажутся на начавшемся налаживании взаимодействия с западными партнерами в сирийском конфликте. Остается надеяться, что эти слова больше рассчитаны на российскую аудиторию.

Обратившись к внутренним задачам, глава государства начал с предстоящих выборов в Госдуму. Он обратил внимание на необходимость обеспечить безусловное общественное доверие к результатам выборов, но при этом подчеркнул важность сохранения общенациональной сплоченности. Другими словами, общий наказ системным партиям был таков: конкуренция должна быть упорядоченной, лодку раскачивать нельзя. Впрочем, на теме выборов президент не стал долго останавливаться – видимо, в устраивающем его результате он не сомневается.

Сразу после этого Владимир Путин довольно неожиданно перешел к вопросам противодействия коррупции, которая является «препятствием для развития России». Он сообщил, что теперь помимо деклараций о доходах и расходах раскрытию будет подлежать и информация о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц. Он также призвал Генеральную прокуратуру и правоохранительные органы незамедлительно реагировать на факты злоупотреблений, выявляемые активистами Общероссийского народного фронта. Такой призыв выглядит вполне логично: в представлении Путина, созданный им ОНФ успешно перехватил общественную функцию борьбы с коррупцией у людей типа Навального, к мотивам которых не может быть никакого доверия.

Вместе с тем, похоже, в сложной ситуации с экономикой президент решил несколько попридержать силовиков, не в меру активизировавшихся в последнее время в сфере экономических отношений. Путин поддержал предложения Верховного Суда о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса и переводе преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений. Он привел цифры, согласно которым за 2014 год следственные органы возбудили почти 200 тысяч уголовных дел по экономическим составам, но до суда дошли только 46 тысяч, а еще 15 тысяч дел развалились в суде. Таким образом, обвинительным приговором закончились лишь 15% дел. При этом 83% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. «То есть их попрессовали, обобрали и отпустили», – резюмировал президент. Казалось бы, из этого красноречивого примера должен неизбежно следовать вывод о необходимости радикальных институциональных реформ в судебно-правоохранительной системе. Однако глава государства лишь констатировал, что такая практика ведет к разрушению делового климата, и призвал следственные органы и прокуратуру обратить на это особое внимание.

Единственная возможная реформа, которую в этой связи упомянул Путин – предложение укрепить роль института присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать. Вместе с тем, и это предложение трудно назвать последовательным. Ссылаясь на то, что формирование коллегии из 12 человек (как сейчас) – дело трудное и дорогостоящее, президент считает возможным сократить число присяжных до пяти–семи человек. Однако правозащитники, как известно, настаивают на том, что при таком узком составе присяжных заседателей невозможно обеспечить их независимость при вынесении решения.

Ситуацию в экономике Владимир Путин в очередной раз охарактеризовал как «действительно сложную, но не критичную»: промышленное производство и курс рубля в целом стабилизировались, наметилось снижение инфляции. Правда, президент счел необходимым отметить, что период низких цен на сырье и, возможно, внешние ограничения могут затянуться надолго. «Ничего не меняя, мы просто-напросто проедим наши резервы, а темпы роста экономики будут колебаться где-то на нулевой отметке», – вполне реалистично оценил Путин перспективы, что не было характерно для его прежних выступлений. Однако изложение в послании ключевых направлений развития страны ограничилось подтверждением курса на финансовую устойчивость и сбалансированность бюджета, специальную поддержку проектам импортозамещения и отраслям, оказавшимся в зоне риска, а также благими пожеланиями относительно изменения структуры экономики и ряда рыночных преобразований в экономической системе. Правда, назвал президент и несколько конкретных предложений в социально-экономической сфере: продление амнистии капиталов на полгода с усовершенствованием ее механизма, изъятие у недобросовестных владельцев сельхозземель, которые используются не по назначению, и продажа их на аукционах (предложено осенью 2016 года принять соответствующие законы), продление на два года действия программы материнского капитала. Однако все эти предложения, во-первых, не новы, а во-вторых, не могут дать толчок экономическому развитию.

В послании президента нет и намека на то, как руководство страны думает преодолевать зашедшую в тупик модель экономики и добиться приемлемых темпов экономического роста. Этого и не приходится ожидать, пока львиная доля бюджетных расходов отведена на нужды армии и силовых структур, а институты государственного управления лишены самостоятельности, ответственности перед обществом и ориентируются лишь на волю высшего начальства и по возможности – на собственные интересы. Однако радует уже то, что послание не подталкивает к строительству закрытой мобилизационной экономики и к милитаризации общества. Наоборот, в нем сказано немало добрых слов о будущем детей. И это успокаивает.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net