Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.12.2015 | Александр Гущин
Выборы в Приднестровье: поражение исполнительной власти
29 ноября в Приднестровской Молдавской республике состоялись парламентские выборы. Они стали важнейшим событием политического года, подведя черту, под определенным периодом развития, который начался с 2011 г., когда на пост президента ПМР был избран Е.Шевчук. Итоги состоявшихся в прошлое воскресенье парламентских выборов существенно переформатировали политический ландшафт Приднестровья и способны оказать серьезное влияние на внутри- и внешнеполитические тренды.
Приднестровье долгое время было примером наиболее мягкого формата «заморозки» конфликта на постсоветском пространстве. Тем более, у него была своя специфика относительно других конфликтов, будь то карабахский или грузино-абхазский. Этническая составляющая в рамках него не была ярко выражена, а отделение левого берега Днестра происходило скорее по причинам политико-экономическим и идеологическим, чем национальным. Да и само противостояние не было столь ожесточенным, как конфликты на Южном Кавказе или на юго-востоке Украины.
После его относительного урегулирования сохранились связи между Приднестровьем и Молдовой, а, несмотря на итоговый провал планов урегулирования «от Козака» и «от Ющенко», действовал формат «5+2». Внимание часто было приковано к внешнеполитической составляющей, в то время, как Приднестровье, сохранив в значительной степени промышленность и обеспечив, пусть и на невысоком уровне, социальную стабильность, долгое время олицетворяло собой политическое образование, которое даже в непризнанном статусе демонстрировало, что жить и развиваться при всех издержках, но при наличии более или менее гибкой политики балансирования между Москвой, Киевом, Кишиневом и Западом, вполне возможно. Особенно это касалось периода президентства прежнего приднестровского лидера И.Смирнова.
Примечательно и то, что в Приднестровье при всех особенностях развития, высокой монополизации со стороны группы «Шериф», определенной рустикальности политических отношений и принципов ведения внутренней политики была выстроена плюралистическая модель, в рамках которой, несмотря на отсутствие на первый взгляд серьезного ресурса, нынешний президент на выборах 2011 г. и пришел к власти. Однако постепенно внутриполитическая, а, главным образом, экономическая модель Приднестровья, серьезно зависящая от внешней поддержки, подверженная внедрению и развитию «серых схем», что во многом определено самим фактором непризнанности, начала давать сбои. При этом важнейшим фактором выступила внешняя конъюнктура. В условиях украинского кризиса положение ПМР серьезно изменилось.
Сегодня ПМР воспринимается Украиной, как пророссийский анклав, который может быть использован Россией. Как следствие, украинские действия, нацеленные на изоляцию ПМР и ослабление ее связей с РФ вместе с прекращением действия льготного режима для экспорта приднестровских товаров в ЕС будут иметь крайне негативные последствия для приднестровской экономики и социально-политической ситуации в непризнанной республике.
Что касается Молдовы, то в ней, есть определенный консенсус по отношению к Приднестровью. В целом политическая элита, несмотря на все противоречия последних лет и особенно на протяжение последнего года все же консолидирована, но выступает в целом против какой – либо системной эскалации. Ведь в самой Молдове приходится считаться со значительной частью пророссийского электората.
Прошедшие выборы в Верховный Совет республики характеризовались несколькими особенностями. Они проходили в условиях очень серьезного экономического кризиса, который и обусловил во многом поражение властей и лично президента. Падение промышленности за 10 месяцев 2015 г. составило 16% в долларовом выражении, падение демонстрируют 8 из 10 отраслей промышленности, особенно серьезный спад наблюдается в таких отраслях как черная металлургия и производство стройматериалов. Долги растут, а покрывать дефицит бюджета из так называемого газового счета уже не помогает. Падение ВВП по итогам 2015 г. составило 19%, что превышает и заметно падение ВВП в Украине. Важно и то, что ожидания будущего в экономике довольно негативные. Индекс промышленного оптимизма крайне низок, представители реального сектора ожидают еще большее усложнение для своих хозяйств и предприятий и дальнейшего спада. В январе 2015 года будет прекращено действие торговых преференций ЕС для приднестровских товаров. Отмена этого режима может привести к ухудшению социально-экономической ситуации в ПМР, что, в отсутствие общей границы между ней и РФ, может подтолкнуть приднестровцев к активизации диалога с Кишиневом и с Западом в целом.
При этом Россия, которая оказывает ПМР колоссальную финансовую и техническую помощь, начала по целому ряду важнейших показателей терять свои позиции. Показатели экспорта и импорта свидетельствуют о сокращении ее роли в торговом обороте ПМР. Если в 2011 году на Россию приходилось 23,6% приднестровского экспорта и 46,3% импорта, то за первое полугодие 2015 года торговый баланс в регионе сократился на 24%. Объем экспорта упал на 20%, импорт — на четверть меньше прошлогоднего показателя. Так, Приднестровье экспортирует в Румынию 15% производимых товаров, в то время как в Россию — 8% продукции. Наблюдается и тенденция к уходу крупного российского бизнеса из Приднестровья.
В условиях падения покупательной способности населения, замораживания части пенсий и зарплат, в условиях, когда пенсионеры составляют более трети населения, естественно, позиции сторонников президента и его партии «Возрождение» были серьезно подорваны.
В политическом плане выборы стали индикатором конфликта между группой «Шериф», крупнейшим в Приднестровье холдингом частных компаний, обеспечивающим поступление 52 % всего совокупного бюджета ПМР, и администрацией президента республики Е.Шевчука.
Особенно остро этот конфликт бросался в глаза в ходе предвыборной кампании в СМИ. Причем, нельзя сказать, что все телевидение и пресса были выстроены в поддержку президентской партии, несмотря на многочисленные соответствующие обвинения со стороны оппозиции. У нее также был значительный ресурс в виде своих людей в избирательных комиссиях, в том числе и в центральной. Сама информационная кампания с обеих сторон была довольно эмоциональной и жесткой, что ранее не было характерно для Приднестровья.
Выборы отмечены очень высокой явкой избирателей. Цифра в 47 % не должна вводить в заблуждение. Ведь это процент от числа всех избирателей. Значительная часть взрослого населения ПМР находится на заработках за пределами республики, в первую очередь в России. Соответственно реальная явка от числа тех, кто проживает в самом Приднестровье, составила более 85%.
Результатом выборов стало очень серьезное поражение президентской партии «Возрождение». В Верховном совете, который был избран в минувшее воскресенье, из 33 депутатов, находящихся в оппозиции президенту, только трое – независимые, при этом даже независимые кандидаты, видя решительную победу шерифовского «Обновления», явно будут дрейфовать в сторону нынешнего парламентского большинства.
Поражение партии «Возрождение» важно с нескольких точек зрения. У Верховного Совета довольно серьезные полномочия и в принципе он может вынести импичмент президенту, хотя эта процедура и достаточно сложная. Парламентские выборы нанесли серьезный удар как по самой команде президента, которая в значительной степени продемонстрировала не только непрофессионализм, но и не неспособность к стратегическому мышлению. Ведь вступить в открытый быстрый конфликт с «Шерифом» в условиях ограниченной поддержки со стороны Москвы, которая занята более глобальными проблемами, и довольно скромного собственного ресурса (даже, несмотря на попытки проведения «антиолигархической» кампании), вряд ли было оправданным. Административное давление, закрытие неугодных СМИ, недопущение деятельности информагентсв только разогревали ситуацию и в итоге работали далеко не всегда на пользу президенту.
Лозунги пропрезидентской политической силы и вся пропагандистская кампания властей также не сработали. Антиолигархические слоганы и призывы в условиях, когда оппозиция имела доступ к СМИ, а экономическое положение республики резко ухудшалось, привели к обратному эффекту, тем более, что на местах ключевые посты во многом принадлежат «Шерифу», который контролирует значительное число предприятий, на которых заняты десятки тысяч человек. Россия, несмотря на продолжение кураторства со стороны Д.Рогозина и присутствие российского эмиссара, депутата Госдумы РФ Журавлева, не оказала открытой мощной поддержки нынешней исполнительной власти, что вновь дало повод говорить о разных концепциях относительно ПМР в российской политической элите.
Во всяком случае, ясно, что сегодня попытки поствыборной дестабилизации со стороны властей с целью пересмотреть итоги выборов невыгодны России и, вероятнее всего, будут заморожены. Кроме того, и сами итоги уж слишком разгромны. Организовать какие-либо решительные действия можно было бы только с однозначного согласия Москвы, которая в нынешнем положении не намерена актуализировать конфликтные процессы в ПМР и вокруг нее. Голосование на выборах, помимо эффективной кампании оппозиции имело и сугубо протестный характер. Стало ясно, что даже в условиях наличия довольно значительного административного ресурса, который, однако, не был абсолютным, провести выборы благоприятно для себя, имея 19% падения ВВП и сокращение пенсий, в стране, в которой пенсионеров больше трети, практически невозможно.
В нынешних условиях наиболее вероятны два варианта развития событий. Первый - «Шериф» выдвигает и проводит своего премьер-министра и потом согласовывает кандидатуру на пост президента с Москвой, а Шевчук при этом досиживает нынешний президентский срок. Второй - Москва предлагает по согласованию с Шевчуком и Шерифом своего кандидата на пост премьера. Варианты со скорым импичментом, хотя и не исключены, но вряд ли возможны в ближайшее время. Политические позиции президента серьезно пошатнулись, однако отдавать всю власть «Шерифу» вряд ли бы было и на руку Москве. Вполне вероятно, что стороны попытаются найти компромисс и сохранить до ближайших президентских выборов нынешнюю политическую конфигурацию с новым премьером и со старым президентом, который важнейший тур политической борьбы за парламент проиграл. Его команда продемонстрировала недостаток как стратегического мышления, так и тактические неудачи в ходе самой кампании. Вместе с тем надо понимать, что и пришедшие в парламент оппозиционеры и новый премьер окажутся в очень сложном положении по причине объективных факторов – тяжелейшей экономической ситуации.
ЕС и США же вполне готовы подождать и додавить республику, используя механизм экономического кризиса и блокады. Москва, имея в резерве такой аргумент как возможное признание, все равно вынуждена действовать осторожно. Эта осторожность может сработать на консервацию нынешней ситуации, однако эта консервация имеет свои пределы: новый обвал экономики в будущем году, как и продолжение такого негативного тренда, который мы наблюдаем сегодня, могут нести большие риски для нынешней приднестровской государственности.
Александр Гущин – доцент РГГУ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.