Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.11.2005
КАВКАЗСКАЯ СТРАТЕГИЯ: МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО?
На парламентских выборах в Чечне "Единая Россия" с 61% голосов добилась прочной победы. За ней с большим отрывом следуют КПРФ и СПС с 12 и 11% голосов соответственно. Официальные лица констатируют: выборы прошли в соответствии с законом. Однако делегация Парламентской ассамблеи Совета Европы зафиксировала многочисленные недочеты и нарушения. Тем не менее, выборы состоялись, парламент Чечни сформирован, что стало еще одним шагом на пути "восстановления конституционного порядка" в республике. В этой связи уместно поставить вопрос о стратегии Кремля на Северном Кавказе в целом: есть ли она вообще, и если да, в чем состоит и успешно ли реализуется. Мнения Вагифа Гусейнова, Игоря Яковлева и Алексея Макаркина.
Вагиф Гусейнов, директор Института стратегических оценок и анализа, главный редактор журнала "Вестник аналитики":
После распада СССР весь Кавказ переживает далеко не лучшие времена. Очень сложная ситуация, грозящая "ливанизацией" всего региона, складывается и на Северном Кавказе. Обстановка осложняется комплексным воздействием целого ряда факторов - внутриполитических и экономических, тяжелейшей социальной ситуацией, вмешательством многих внешних сил, стагнирующими процессами практически во всех республиках Северного Кавказа. К тому же проблемы республик Северного Кавказа становятся своего родами картами, разыгрываемыми различными политическими силами России в их борьбе друг с другом. Так, чеченский кризис с успехом используют как национал-патриотические силы, так и западники. При этом в меньшей степени учитываются интересы народов этих республик и те последствия для всей страны, которые может повлечь за собой вполне вероятный социальный взрыв в этом регионе.
В этих условиях рассчитывать на принятие каких-то быстродействующих эффективных мер по улучшению ситуации на Кавказе не приходится. Это понимает, мне думается, и российское правительство. Курс взят на постепенную стабилизацию обстановки в регионе, на подъем уровня жизни населения кавказских республик, на борьбу с радикальными и враждебными идеологиями, подрывающими единство кавказских народов и разжигающими межнациональную и межконфессиональную рознь.
Одна из главных задач стратегического уровня - разрешение конфликта в Чечне. Эта республика пока остается наиболее тяжелым узлом противоречий и сложностей, которые накопились на Северном Кавказе за последние полтора-два десятилетия, и тем эпицентром, из которого по всем кавказским республикам распространяются многие негативные явления. Прошедшие в республике парламентские выборы и формирование республиканского парламента должны стать важным шагом на пути к стабилизации обстановки в Чеченской Республике. А это должно оказать благотворное воздействие на весь регион.
Но, повторяю, ожидать быстрых перемен не приходится. И республикам Кавказа, и федеральному центру предстоит долгий и трудный путь к стабилизации обстановки в регионе. На это потребуется не один год, да и то при условии, что центр будет все это время проводить целенаправленную политику на Северном Кавказе и не станет метаться, как это было еще недавно в Чечне, от попыток силового "восстановления конституционного порядка" до фактического предоставления ей независимости в августе 1996 года.
Игорь Яковлев, вице-президент Российской ассоциации политической науки:
Стратегия Кремля - сохранение состояния мира в Чечне. И это является главным вопросом, который сейчас реализуется разнообразными методами. В том числе и парламентскими выборами, которые состоялись недавно.
Необходимо отметить, что для обстановки, связанной с большим количеством терактов, с противостоянием кланов, с проявлениями кровной мести, эти выборы прошли нормально. Причем не только с точки зрения властей, но международных наблюдателей, которые признали выборы состоявшимися, хотя и прошедшими с нарушениями.
В то же время в мирных субъектах федерации нарушения тоже имеют место.
Таким образом, в настоящее время в Чечне сформированы все ветви власти, необходимые для нормального существования. Есть избранный президент, работает правительство и сформирован парламент. Это является основанием для мирного строительства в Чечне, связанным с появлением новых рабочих мест, что в конечном итоге должно умиротворить население, поскольку основным моментом, выталкивающим чеченцев из мирной жизни, является безработица.
Алексей Макаркин, заместитель директора центра политических технологий:
Я думаю, что политика России на Северном Кавказе носит двойственный характер. С одной стороны, хочется снизить влияние кланов, уровень коррупции и поставить под контроль финансовые потоки. Мы видим на Кавказе очень бедные республики с огромной безработицей и очень богатой элитой. Понятно, к кому устремляются в такой ситуации симпатии населения - к наиболее протестным силам. Отсюда и влияние религиозных радикалов. Вроде бы любой человек извне скажет, что нужно такую ситуацию переломить. Но когда он посмотрит внимательней, то поймет, что ситуация сложнее. Что делать, сломать клановую систему? Но это не удалось даже Андропову в Узбекистане. А дело в том, что клановые системы тоже играют противоречивую роль, потому что, несмотря на то, что они коррумпированы и неэффективны, кроме них непонятно на кого опираться. Если просто прислать управляющего из Москвы, то вряд ли он сумеет навести порядок.
Поэтому сейчас Кремль пытается пойти по среднему пути - обновить систему. Отсюда - Каноков в Кабардино-Балкарии и Мансуров в Северной Осетии. И парламентские выборы в Чечне вполне соответствуют этой стратегии: Кремль делает ставку на Рамзана Кадырова, который наиболее эффективная фигура, с точки зрения задач, которые на него возложены.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.