Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

17.09.2001 | Алексей Левинсон

Что под "рейтингом"?

Показатель, который привыкли называть "рейтинг Путина", давно и стабильно высок. Своей высотой и недвижностью он зачаровывает многих наблюдателей. И то и другое кажется им ненормальным, необъяснимым, рискованным. Быть более высоким и более устойчивым, думают они, рейтинг не может, значит… Так эти напряжения и ожидания сами становятся одним из компонентов политической ситуации. Но чуть более пристальный взгляд показывает, что общество отнюдь не застыло в своем отношении к высшему должностному лицу.

Показать это удобно, сравнивая распределение ответов на вопрос "Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность Владимира Путина на посту президента России?", из опросов ВЦИОМ в июле 2000 года и июле 2001 года. Выборка одна и та же, общенациональная репрезентативная для населения в возрасте 18 лет и старше, 1600 человек, метод тот же - личное интервью.

Прошел год, а показатель доли выразивших одобрение изменился на четыре десятых процента, что является статистически незначимым при данных размерах выборки. Словом, как был "рейтинг 72%", так и остался.

За этой цифрой, ввиду ее внушительности (одобрение почти трех четвертей избирателей, чего еще хотеть!?), остается незамеченной позиция остальных членов общества. А среди них около одной десятой ушедших от ответа на подобный вопрос и около одной пятой ответивших отрицательно. При этом доля противопоставивших свое мнение абсолютному и подавляющему большинству менялась. В июле 2000 года выразивших неодобрение деятельности В. Путина на посту президента было 17%, в июле 2001 года - 22%.

У показателя одобрения и показателя неодобрения своя динамика. При неподвижности первого второй, как видим, меняется. Но верно и обратное. При равенстве долей "неодобряющих" в опросе, проведенном в июле 2001 года, и опросе по такой же выборке, проведенном на 6 месяцев ранее (в декабре 2000) , а именно 22%, показатели одобрения были разными. В декабре 2000 года доля "одобряющих" была равна 68%.

Уже сейчас заметно, что перед нами не оцепеневшее в обожании общество, а динамическая система мнений, позиций. Живость этой динамики видна еще лучше, если сравнивать не только интегральные показатели, но перейти на уровень отдельных социально-демографических групп. Тогда можно узнать, что за неизменной долей не одобрявших деятельность первого лица скрыты разнонаправленные процессы, гасящие друг друга лишь в недрах счетной машины, но не в обществе. Так, процент неодобрения среди мужчин за эти полгода упал (с 25% до 21%), а среди женщин вырос (с 20% до 23%).

По разному менялось отношение к деятельности В. Путина в среде различных поколений. Максимум одобрения (74%-77%), минимум критики (14%-16%) летом прошлого и летом этого года следовал президенту от тех, кому уже есть 25, но еще не исполнилось 40. Это, как считается, самая активная часть трудоспособного населения, но она и весьма требовательная. В середине названного срока, зимой 2000 года, их одобрение несколько упало (до 68%), а неодобрение выросло до максимальных среди всех возрастов уровня в 25%, то есть, почти вдвое.

Но, как мы уже знаем, с этим контингентом дела у президентского "рейтинга" выправились. Не то с самым старшим поколением. Через все три точки замеров идет монотонное нарастание неодобрения. В июле прошлого года его выражали 20% людей 55 лет и старше, к зиме их стало 22%, к следующему лету - 28%. Доля "одобряющих" в этой возрастной категории за год упала с 72% до 66%. С учетом того, что в поколении 40-54 также вырос процент неодобрения, но не изменилось одобрение, в поколении 18-25, напротив, одобрение выросло, а неодобрение не изменилось, можно сказать следующее.

В обществе, если взять его поколенческо-возрастную проекцию, идут разнонаправленные процессы по разным сторонам от рубежа в сорок лет. Из других исследований мы знаем, что шансы хорошего трудоустройства резко падают именно после 40 лет, потому что работодатели "хотят молодых, у которых больше энергии". Шансы получения хорошего образования, новой специальности, также падают за этой возрастной границей. ( О связи между образованием и одобрением говорит тот факт, что за год пропорция одобрения/неодобрения президента у лиц с высшим образованием практически не изменилась, а у лиц с неполным средним резко накренилась в сторону неодобрения). Одобрение той символической фигуры, которая связывается в том числе и с надеждами на благополучие, в старшей части общества падает.

Формы и процессы живой жизни скрадываются в ходе формализованного опроса, математической обработки данных. При анализе приходится реконструировать эти процессы, оживлять безликие числа . Можно, например представить, что в отношении к деятельности В. Путина на посту президента общество делится на две части.

Вот первая из них. "Рейтинг" ни разу не спускался ниже 60%. Возьмем эту половину плюс одна десятая. Это часть общества, которая неизменно одобряет нынешнего президента, игнорируя все другие мнения, а говоря иначе, она формирует текущую норму, социально санкционированную позицию по данному вопросу. Именно осязаемое присутствие этой нормы, весомость санкции абсолютного большинства и порождает описанные выше чувства напряжения. Дело в том, что эти чувства переживают не только что описанные две трети общества, а другая его часть. Назовем ее динамической частью одобряющих. Эта часть ощущает не только давление нормы, но и влияние контр-нормы.

Контр-норму задает другая часть общества. Не менее одной шестой избирателей твердо заявляют позицию неодобрения президентской деятельности В.Путина. В адрес этого меньшинства неоднократно делались жесты, а то и шаги администрации, но существенного результата они не принесли. Стало быть, их позиция закрепилась как альтернативная норма.

Статику рассматриваемого периода создает противостояние этих двух не склонных меняться массивов и заявленных ими норм. А динамику - переменчивые позиции промежуточного слоя, на который влияют цены, курсы, текущие политические события и пр. Присоединяясь к той и другой стороне, колеблющаяся часть электората создает всякий раз новые соотношения сил. Вот, например, в декабре 2000 года, когда, как было показано, "рейтинг" снизился до 68%, та часть общества, которая заявляет о своей симпатии к "демократам", выступила наперекор этой тенденции и увеличила свою поддержку президенту до рекордных 83%, снизив критику до 11%. Далее большинство стало "добреть" к президенту, а продемократическая часть, напротив, стала возвращаться к более критическим взглядам.

Такой динамический элемент есть в каждой социальной группе, а потому в каждой социальной группе своя динамика лояльности президенту. Если посчитать соотношение одобряющих и не одобряющих исполнением В. Путиным президентской роли в каждой социально-профессиональной группе в июле 2000 и в июле 2001 года, то полученная разность в условных единицах покажет динамику лояльности. Так, например, среди рабочих в июле 2000 года соотношение одобряющих и не одобряющих было 73:17, а в июле 2001 - 71:22. Относительная весомость неодобрения выросла на 8 пунктов (в таблице показано как -8). Динамика лояльности за год для 10 различных социо-профессиональных и статусных групп видна в таблице

Динамика лояльности (июль 2000-июль 2001) в условных единицах

Безработные -32
пенсионеры -14
рабочие -8
домохозяйки -8
предприниматели -5
специалисты 0
"Силовики" +3
Служащие +8
Студенты +18
Руководители +18

За этот год, как можно видеть, при неизменном общем "рейтинге" состоялись немаловажные подвижки в структуре, поддерживающей президента. Данные по более коротким периодам показывают, что за это время наблюдались и противоположные тенденции большей или меньшей силы. Это значит, что векторы изменений лояльности могут не раз поменяться.

Если говорить о тех движениях, которые отражены в таблице, то они показывают, что поддержка В.Путина как исполнителя президентской функции растет в некоторых ключевых группах, на которые власть обычно обращает особое внимание, в частности такие ее опоры, как силовики и руководители среднего и низшего звена.

О перспективах режима многое может сказать динамика взаимоотношений с образованной частью общества, в частности со студенчеством. Здесь она весьма положительная. Но в такой значительной группе, как специалисты, рост нулевой. А в среде предпринимателей (у нас это часть образованного сословия) отмечается даже некоторое падение поддержки. Впрочем, в середине срока наблюдался кратковременный, но очень значительный подъем критики В. Путина со стороны деловых людей, так что в масштабе второго полугодия можно говорить о восстановлении их лояльности.

В группах гораздо более весомых по численности, таких, как рабочие и пенсионеры, наблюдается рост неодобрения. Но следует сказать, что у рабочих пик неодобрения скрыт внутри этого срока, так что можно и тут говорить о сглаживании недовольства властью.

Неудовольствие пенсионеров обычно имеет два источника - экономический и идеологический. Не будем обсуждать первый, а в том, что касается второго, то за одобрение от пенсионеров, склонных критиковать настоящее с позиций прошлого, власти обычно приходится платить лояльностью других групп, более ориентированных на будущее.

Таковы процессы, скрывающиеся под поверхностью "незыблемых рейтингов". Незыблемость пока задана разнонаправленностью нескольких тенденций. Если важные векторы сложатся, мы увидим изменение и самих интегральных показателей.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net