Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

06.09.2001 | Иосиф Дискин

Развилка

Страна снова перед развилкой. Завершается расчистка завалов ельцинского режима. Олигархи уже не могут открыто манипулировать государственными структурами. Ликвидировано полуфеодальное самовластие региональных баронов. Законодательную власть вынудили снизить планку корыстного лоббирования, прикрываемого оппозиционной демагогией.

Существо выбора: продолжать борьбу с ельцинским наследием или взращивать новую Россию. У каждого пути своя логика.

Первый, "постельцинская Россия" - логика отрицания принципов и действий "ельцинского режима", исправление его ошибок, если не преступлений. В ее основе "неоандроповское", административно-бюрократическими наведение порядка.

Второй, "новая Россия" - логика стимулирования активности и предприимчивости новых социальных сил, взросших в ходе кардинальных изменений в российском обществе.

Выбор, как всегда, вопрос видения и веры. Одни верят в неизменную Россию, в который порядок может быть водворен лишь недреманным и повседневным государственным контролем. Другие убеждены в плодотворности предприимчивости и инциативы, свободной конкуренции. Спор этот давний, но лишь сейчас он обретает смысл- есть силы, готовые двигать новую Россию.

"Новая Россия" не затертый идеологический слоган, а социальная реальность, не имевшая прецедентов в истории России. Уже появились значительные слои активных и индивидуально ответственных людей, готовых действовать в новых политических и экономических условиях. При их очевидных недостатках: доходящей до криминала неразборчивости в средствах, низкой социальной ответственности, недалеких ориентирах - они реальная опора для политической демократии и конкурентного рынка. Первый раз в истории России "новые" слои стали наиболее влиятельными в экономическом, политическом и в информационном отношении.

Существо выбора: либо новые слои, получив поддержку, укоренятся и цивилизуются, обеспечат становление "новой России", либо бюрократическое наведение порядка будет "загонять их в стойло", лишит их главного достоинства - иницитивы и предприимчивости. Тогда демократия и рынок лишатся своего содержания, превратятся в "гробы повапленные", в пустые формы, скрывающие авторитаризм и олигархическое доминирование. "Постельцинское" заигрывание с авторитаризмом "ради завершения реформ" губительно. При обостренной ценности личной свободы у лидирующих групп страны, реакция даже на призрак авторитаризма будет аффектированной - массовый исход.

Выбор не терпит отлагательства. Новые слои крайне пугливы, при любом натиске власти готовы уйти "в тень", искать полулегальные пути выживания, "договариваться с властями". Промедление вернет государство в привычное для нашей страны состояние, когда успех дарован, а не заслужен упорным трудом, творчеством и предприимчивостью. Надолго будет утрачен шанс, оплаченный столь дорогой ценой распада великой страны, обнищанием, крахом миллионов судеб.

Выбор пролегает через все ключевые проблемы развития: становление динамичного общества, стабилизация Федерации и диверсификация и эффективность экономики.

Достигнутая политическая стабильность не должна обернуться социальным застоем, лишением большинства перспектив вертикальной мобильности: роста благосостояния и статуса. Динамичное общество требует новой социальной доктрины.

Новая Россия не примет реставрации государственного патернализма или его "постельцинской" версии, лишь ограждающей обездоленных от нищеты. В правительственной среднесрочной программе нет даже упоминания о задачах поддержки предпринимательства, о развитии малого и среднего бизнеса.

Невозможно ориентироваться и на либеральную доктрину, оставляющую человека один на один со своими проблемами. Большинство населения лишено минимальных ресурсов для решения своих проблем и либеральный ориентир - закрепление социальной сегрегации, утрата для него реальной перспективы.

Альтенатива -"социальная возгонка" - поддержка тех, кто изо всех сил стремится решать свои проблемы, но не может самостоятельно, без поддержки государства, преодолеть неблагоприятные обстоятельства, включая издержки реформ. Необходимо стимулировать инновационную ориентацию экономики, малый и средний бизнес, делом убеждать общество в широких возможностях "сделать себя". Так можно избежать и социального паразитизма и миллионов отверженных, создав основу динамичного общества, где большинство уже само преодолевает трудности.

Аналогична ситуация и с гражданским обществом. "Постельцинская логика" - создание всеохватных форм государственного контроля, плотная опека политических партий и создание "Гражданского форума". "Новая Россия" требует самостоятельной активности политических партий, конкурирующих за поддержку неправительственных организаций и общественных движений, вбирающих политическую инициативу всех активных элементов общества. Партийная деятельность, доказательство политической и профессиональной состоятельности - нормальная карьера для политически активной молодежи.

При этом стремление к бюрократической деидеологизации и прагматизации в нашей, во-многом деморализованной стране, ведет к существованию государственных органов без какой-либо нравственной опоры, к разгулу коррупции и права сильного.

Логика "новой России" требует оценки людей по делам их, по подлинному результату. Следует помнить, что крах советской системы был предопределен, когда оценка по делам была заменена рапортоемкостью. Оценка по делам, на которой покоится конкурентный рынок и подлинная демократия, должна стать стержнем острой общественной полемики, из которой, хочется надеяться, сможет выковаться мораль новой России - опора эффективной политической системы..

В стабилизации федерального устройства уже достигнут немалый успех. Убраны наносы этнократического угара, захватившего ряд республик, все субъекты Федерации введены в рамки единого правового поля. Но дальше необходима сугубая осторожность. Инерция "постельцинского", унитаристского натиска федеральной бюрократии прямо ведет к лишению региональных властей реальной власти, резкому снижению их статуса.

В их реакции таится сразу две серьезные опасности. Во-первых, ущемленные региональные элиты, как показывает опыт, начинают исподволь поддерживать националистические или религиозные экстремистские элементы как средства давления на Центр. Но раз "спущенные с цепи" экстремисты - серьезная проблема надолго.

Во-вторых, региональный сепаратизм. Создание федеральных округов уже задало координаты региональной консолидации. По законам политической логики уже почти неизбежно формирование в округах органов представительной власти и, затем, требований учета мнения округа при назначении представителя Президента. В таком сценарии этот представитель уже политическая фигура, лидер федерального округа, поддерживаемый его элитами. Дальше уже прямая угроза сепаратизма. Отделение субъекта Федерации, даже такого специфического как Чечня, маловероятно при сколько-нибудь ответственном руководстве страны. Другое дело федеральные округа, каждый из которых превосходит большинство государств мира. Теперь критически важно поддерживать справедливый и эффективный баланс национальных и новых макрорегиональных интересов, достижимый лишь в логике "новой России".

Необходимо отказаться от бюрократической идеи повышения управляемости регионами. Во-первых, это политически опасный отказ от федеративного устройства. Во-вторых, это просто неэффективно. Регионами нужно не управлять, а всемерно стимулировать их активность и инициативу. Современные корпорации практикуют предоставление большей свободы "центрам прибыли", координируя их деятельность в рамках единой стратегии.

В огромном государстве нет ни необходимости, ни возможности следить за каждым шагом на местах. Это не дает толку, а лишь раздувает федеральный аппарат в рамках "постельцинского" стремления к повсеместному контролю. Гораздо важнее создать отсутствующую сегодня убежденность населения каждого региона в бескомпромиссной борьбе со злоупотреблениями на местах, которая может стать основой прочного союза интересов населения и Центра.

Становление "новой России" требует эффективной диверсифицированной экономики. Экономика новой России уже вполне рыночная. Но ей еще предстоит переход к рыночной эффективности, к свободе предпринимательства и конкуренции.

Удалив, в соответствии с "постельцинской" логикой олигархов с политической сцены, государство не препятствует росту их империй - так легче контролировать экономику. Но здесь новая развилка: эффективность созданных империй или же продолжение их экспансии. Но передел может продолжаться очень долго. Он сильно связан с коррупцией. Тут уж не до "выхода из тени".

Экспансия экономических гигантов делает их, как показывает мировой опыт, рыхлыми, бюрократизированными, плохо управляемыми. В них не приживаются предпринимательская инициатива и инновации. Они мало руководствуются критериями экономической эффективности. Из двигателей экономики они неизбежно станут ее обузой, паразитами, подавляющими мелкий и средний бизнес, высасывающими соки из экономики и государства.

Уже видно, что испытанное на Западе средство - антимонопольное законодательство малодейственно. Набирающие экономическую и политическую мощь гиганты под предлогом необходимости конкуренции на мировых рынках активно сопротивляются контролю за слияниями.

Ключевая проблема - ограничение экономического и политического влияния олигархических группировок, устанавливающих свой контроль уже над целыми регионами. Чрезмерное их усиление - источник авторитаризма и свертывания конкуренции. Но здесь следует учитывать реалии. Сырьевые сектора - крупнейшие инвесторы и заказчики для отечественного машиностроения и, следовательно, основные генераторы экономического развития. Они, в полном соответствии с логикой "постельцинской России", содействуют диверсификации ее экономики путем создания горизонтальных холдингов, уже не только экспортирующих сырье, но и выпускающие продукты высокой переработки и машины.

Но это очень медленный путь диверсификации, сохраняющий на долгие годы опасную зависимость страны от конъюнктуры цен на нефть и сырье. Альтернативой, в соответствии с логикой "новой России", может стать резкое увеличение точек роста, стимулирование роста машиностроительного сектора.

В России довольно много предприятий, требующие лишь небольшой поддержки, чтобы избежать поглощения олигархами, самим заработать деньги на развитие. Главные возможности - экспорт в среднеразвитые страны. Здесь нужны недорогие и простые машины и оборудование и в них готовы к нашему возврату на эти рынки. Для успеха нашим машиностроителям нужны равные условия конкуренции на зарубежных рынках: государственные гарантии лизинговых схем, предоставление внешних связанных кредитов для закупок отечественной продукции.

Подъем независимых машиностроительных гигантов сохранит полицентричность экономической и политической власти.

Первый шаг к выбору - осознание альтернатив, цены его последствий. "Постельцинская Россия", возможно, даст временное улучшение положения, но влечет утрату перспективы. Без опоры на иницативу и предприимчивость - главные ресурсы развития современных обществ - один путь, к слаборазвитости. Для выбора еще недавно не было социальной опоры, но уже скоро шанс будет упущен.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net