Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.09.2001 | Алексей Макаркин
Учебник без беспредела
Российские власти озаботились проблемой качества школьных учебников по новейшей российской истории. Кажется, впервые эта проблема обсуждалась на заседании правительства. По словам Михаила Касьянова, в школьных учебниках до сих пор встречаются такие понятия как "рабочий класс" и "трудовая интеллигенция", а также и некоторые нововведения - типа "уголовного беспредела". Все это напоминает скорее "Совраску", чем книгу для российского юношества. В результате предполагается провести конкурс на лучший учебник отечественной новейшей истории.
Интерес правительства к учебникам истории вызывает двоякие чувства. С одной стороны, приятно. Раньше учебниками истории интересовались разве что коммунисты и другие левые. Несколько лет назад администрации и законодательные собрания целого ряда регионов устроили настоящее гонение на авторский учебник саратовского профессора Кредера. В результате он не был рекомендован к употреблению в школах Тульской, Ульяновской, Воронежской, Смоленской и даже "некоммунистической" Вологодской областей (в последней на мнение законодателей оказала решающую роль позиция местных писателей-почвенников). Учебник (кстати, один из лучших в стране) подвергся остракизму за ярко выраженный "западнический" подход к освещению современной истории. Дело доходило до полного маразма. Так, один из критиков Кредера обвинил историка в симпатиях к Маргарет Тэтчер, а завершил свою многостраничную статью призывом отправить автора (и заодно рекомендовавших книгу чиновников Минобразования) куда-нибудь в район Колымы.
В то же время слегка видоизмененные с брежневских времен учебники находились вне зоны критики. Многие традиционные авторы этих пособий просто не умеют изъясняться на языке демократического общества. Правительству все 90-е годы было не до них - оно то делило собственность, то боролось с инфляцией, то искало деньги на очередную войну или реконструкцию в Чечне. И вот теперь дошли руки до учебников - благо тема образования поднималась и на последнем заседании Госсовета под председательством президента.
Действительно, учебники призваны формировать умонастроения граждан страны. В данном случае, демократического российского государства. Понятно, что стереотипы, доставшиеся в наследство от государства с совершенно иным государственным строем, выполнять эту функцию не способны по определению. Поэтому вряд ли министерство образования может рекомендовать к употреблению в государственных (подчеркнем это слово) школах учебники с "красной" фразеологией, которая не соответствует не только политическому курсу власти (в конце концов, правительства приходят и уходят), но и нормам, зафиксированном в основном законе страны - Конституции.
Точно так же сомнительно внедрение в обязательную программу государственных школ учебной литературы, проповедующей "самодержавие, православие, народность" (в последние годы появилась и такая). Другое дело частные учебные заведения. Если педсовет православной гимназии решит, что светский "минобразовательный" учебник ей не подходит, то он имеет полное право разрешить учить детей по другим учебникам. Если свою школу захотят открыть сторонники левой идеологии, то они могут рассказывать детям о преимуществах советской власти. Правда, при этом родители и учителя должны помнить, что приемные экзамены в государственные вузы принимаются все же по учебникам, рекомендованным министерством. И делать соответствующие выводы.
Однако опасения вызывает другая сторона медали. А именно желание создать "образцовый" учебник. Вспомним, что в советские годы вся страна училась по единым учебникам, и только в последнее десятилетие в России существует плюрализм учебной литературы. Отказ от такого плюрализма (который сам по себе является важным достижением отечественной демократии) был бы существенной ошибкой.
Казалось бы, тезис противоречит предыдущим. На самом деле это не так. Просто задачей Минобразования должно стать более четкое определение критериев для учебной литературы, рекомендованной государственным средним школам. Чтобы в ней не было ни "советских", ни "досоветских" архаизмов. При этом необходимо не ограничивать, а даже поощрять творчество ученых-историков по подготовке учебной литературы, достойной демократического общества. В противном случае мы можем получить новую унифицированную "обязаловку" для педагогов и учеников.
Проблема учебников - это лишь часть общей проблемы российского образования. Можно написать самый лучший учебник по новейшей российской истории, но если детей при этом будет учить голодный и озлобленный педагог, при этом после окончания еще в советские годы пединститута толком не читавший даже литературу по специальности, то позитивный эффект от творчества историков будет смазан. Однако это уже другая тема, связанная не с идеологией, а с возможностями далеко не самого богатого российского бюджета.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.