Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

08.08.2001 | Алексей Макаркин

Чечня тейповая и Чечня клановая

Отправленной на днях в отставку (но так и не ушедшей со своего поста) главе администрации Гудермесского района Чечни Малике Гезимиевой исполнилось 60 лет. Женщине не принято напоминать о ее возрасте, но в данном случае дело обстоит иначе. Ведь Гезимиева - не только женщина, но и государственный служащий. А предельный возраст пребывания на госслужбе для лиц обоих полов - как раз 60 лет. Поэтому глава администрации Чеченской республики Ахмад Кадыров принял решение строго соблюсти закон и отправить г-жу Гезимиеву на заслуженный отдых, объяснив это заботой о ее здоровье и напоследок вручив почетную грамоту.

Сама глава районной администрации посчитала, что ее просто выпихивают на пенсию, как говорили в брежневские годы, когда молодая учительница Гезимиева начинала свою карьеру педагога в Гудермесской школе. Ведь множество госслужащих и после достижения 60 лет остаются в строю - с ними заключаются срочные договоры. Гезимиева считает, что избавиться от нее хочет Кадыров.

Казалось бы, не стоило привлекать столь большого внимания судьбе главы одного из чеченских районов, если бы не личность Гезимиевой и не обстоятельства ее служебной карьеры. Осенью 1999 года во время второй чеченской войны Гудермес был мирно сдан федеральным войскам усилиями нескольких человек: муфтия Кадырова, полевых командиров братьев Ямадаевых и директора средней школы Гезимиевой. Они смогли договориться с генералом Трошевым о мирном вступлении федералов в город. В результате в Гудермесе не было ни уличных боев, ни даже жесткой зачистки - в отличие от первой чеченской войны, когда город серьезно пострадал.

Если Кадыров и Ямадаевы были соратниками Аслана Масхадова и разошлись с ним только в 1999 году, то Гезимиева представляла население города, далекое от политики и желавшее мира. Позднее "гудермесскую группу" стали воспринимать как единое целое. Однако уже весной 2000 года братья Ямадаевы вступили в конфликт с Кадыровым, которого тогда центр "продвигал" на пост главы республики. Формирования, подчиняющиеся братьям, даже пришлось разоружать.

Гезимиева значительно дольше оставалась лояльной Кадырову. За последние полтора года она стала одним из живых символов лояльной федеральной власти части чеченского общества. На нее неоднократно покушались, с ней во время приема чеченских администраторов в Кремле беседовал Владимир Путин. В прошлом году он поддерживал ее кандидатуру во время выборов депутата Госдумы от Чечни, но тогда Гезимиеву постигла неудача. И вот теперь конфликт - по мнению экспертов, из-за распределения финансовых потоков, циркулирующих в относительно спокойном и потому зажиточном Гудермесском районе.

Конфликт между Кадыровым и Гезимиевой в очередной раз демонстрирует фрагментарный характер чеченского общества, где старые тейповые противоречия накладываются на новые, связанные с противостоянием политико-хозяйственных кланов. При этом состав кланов (в отличие от тейпов) постоянно меняется: бывшие друзья становятся смертельными врагами и применяют друг против друга имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Если боевики просто расстреливают друг друга, то чиновники обмениваются обвинениями в СМИ и плетут интриги.

При этом разногласия проявляются особенно заметно после получения ченскими лидерами контроля над территориями. Достаточно вспомнить 1997-1999 годы, времена "свободной Ичкерии". Басаев разругался с Масхадовым, дело доходило до перестрелок в людных местах между "группами поддержки" обоих лидеров. Сейчас разногласия между лидерами сепаратистов выходят на белый свет лишь изредка - разборки они предпочитают оставить до лучших для них времен. В то же время их оппоненты, находящиеся на стороне федералов, используют "народную традицию" выяснения отношений по полной программе. Хорошо хоть не стреляют.

Значительная часть прошлого года прошла для чеченского чиновничества под знаком конфликта между Кадыровым и Гантамировым. Сейчас он пришел по крайней мере к промежуточному разрешению - Гантамиров покинул пост мэра Грозного. Было жарковато и во взаимоотношениях между Кадыровым и чиновниками, ориентированными на бывшего вице-премьера Николая Кошмана - некоторые из них швырнули на стол заявления об уходе, другие продолжают работать, но вряд ли смирились с тем, что ими командует бывший дудаевский муфтий. Кадыровского протеже Идрисова, которого тот прочил на пост вице-премьера республики, арестовали федеральные власти по обвинению в уголовных преступлениях (вплоть до причастности к похищению людей). Как говорится, свет не без добрых людей - видимо, в данном случае без "сигнала с места" не обошлось. И вот теперь казус Гезимиевой, которая упорно не хочет покидать свой пост и клянет Кадырова на чем свет стоит.

В современной Чечне сложно говорить о командах или клиентелах во властных структурах - скорее, речь может идти о войне всех против всех. Ни один из современных чеченских политиков не способен не только "объединить народ", но даже сформировать более-менее адекватную команду и сохранить ее от распада и взаимных упреков (разумеется, речь не идет о ближайших родственниках). И дело здесь не только и не столько в негативных личных качествах вождей местного масштаба, а во фрагментированности чеченского общества, его неприятии единоличного лидерства, которое ассоциируется с самозванством. Даже Дудаев при всей его харизме оказался на грани политического краха в 1994 году, и лишь начало боевых действий превратило его в "военного вождя". Рискну сделать прогноз: если бы Дудаев остался жив и подписал мир в Хасавюрте (или где-нибудь еще), он столкнулся бы с теми же проблемами, что и Масхадов.

В прошлом году федеральный центр из двух вариантов - "генерал-губернаторство" с русским во главе республики и поиск "главного чеченца" - остановился на втором, учитывая, в значительной степени, мнение Европы, настаивавшей на политическом диалоге с авторитетными чеченцами. Однако ни один из потенциальных кандидатов на роль "главного чеченца" не мог играть роль арбитра в межклановых противоречиях. Каждый из них (не исключая, разумеется, и Кадырова) обвинялся конкурентами в лоббировании интересов своего клана (а то и тейпа). Причем это относилось как к бывшим сепаратистам (типа Кадырова), так и к традиционно лояльным по отношению к федеральному центру чеченским политикам.

Похоже, что именно этими соображениями руководствуется федеральный центр, когда расставляет на ключевых постах в управленческой вертикали (премьер-министр, мэр Грозного) людей, далеких от тейпов и кланов. Впрочем, эти решения создают новые проблемы. С одной стороны, новые люди вовлекаются в межклановое противостояние и (это бывало и в первую, и во вторую войну), начинают играть по внутричеченским правилам, что еще более способствует хаотизации и без того непростой ситуации. С другой стороны, если человек оказывается признавать эти правила, он становится белой вороной и может подвергнуться атаке с разных сторон.

Однако назначения чиновников "извне" - это все же единичные случаи. Все равно федеральным властям приходится работать с теми чеченцами, которые есть в наличии - пусть даже и тасуя время от времени хорошо известный пасьянс. Вряд ли возможен и отказ от того, чтобы во главе республики стоял чеченец - изменить принятое только в прошлом году принципиальное решение вряд ли удастся. Чеченское население в очередной раз обидится, да и в Европе не поймут. Не исключено, что Гезимиевой все же удастся удержаться у власти в своем районе - за счет всероссийской известности. Но тогда каков будет авторитет главы республики Кадырова в глазах собственных подчиненных? Этот вопрос носит чисто риторический характер. Да и увеличению престижа федеральной власти "война всех против всех" среди чеченского чиновничества вовсе не способствует.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net