Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

06.08.2001 | Алексей Макаркин

Визит в стиле "милитари"

Визит Ким Чен Ира в Россию проходит в стиле «милитари». Бронепоезд, движущийся через всю страну на Москву, посещение танкового завода в Омске (правда, на показательные стрельбы северокорейский лидер не поехал, хотя приглашали). В график московской части визита включено посещение фирмы Хруничева. Как говорят, планировался и визит в одну из военных академий, но потом его вроде бы «сократили». Наконец, в Петербурге гость с Востока, по некоторым данным, намерен побывать на судостроительном заводе. Стиль «милитари» проявляется и в своеобразной ауре, окружающей поездку - взять хотя бы слухи об обстреле бронепоезда неизвестными злоумышленниками, позднее, впрочем, опровергнутые.

«Военизированный» характер визита объясняется тем, что Северная Корея ведет переговоры о закупке новой российской (например, танков Т-80У, которые как раз в Омске и производят, и самолетов МиГ-29) и модернизации старой советской военной техники. Однако за выбором именно стиля «милитари» скрывается куда более важная проблема выбора Северной Кореей пути дальнейшего развития. И, в то же время, печальный для современной России вывод.

В январе нынешнего года Ким Чен Ир посетил Китай. Там он не ездил на военные заводы, зато в сопровождении китайского премьера, рыночника Чжу Жунцзи отправился в Шанхайскую свободную экономическую зону. Там Ким Чен Ир брал первые практические уроки рыночной экономики, посетив китайские СП с «Дженерал моторс» и японской «NEC Electronic», а также ряд других предприятий, работающих в рыночных условиях. Кульминацией визита стало появление Кима на Шанхайской фондовой бирже. «Сердце рыночной экономики» произвело на пхеньянского затворника столь сильное впечатление, что на следующий день (а всего пребывание в Шанхае заняло 4 дня - беспрецедентно много для «вождя») он снова отправился посмотреть на то, как идут торги. Утверждают, что после увиденного Ким пришел к выводу, что его собственное правительство надо «почистить», так как большинство министров не имеют понятия ни о какой другой экономической системе, кроме планово-распределительной.

Таким образом, Ким усиленно демонстрирует свою приверженность «китайской модели» рынка без демократии. Поэтому в России ему интересно лишь наследие бывшего СССР - изрядно постаревший, но продолжающий функционировать ВПК. Да и то этот интерес существенно уступает тому, который Ким проявляет к китайским институтам рыночной экономики: вспомним хотя бы двукратное посещение шанхайской биржи и отказ ехать на стрельбы (последние, возможно, поднадоели ему в собственной стране).

Российская политическая система Кима явно не привлекает: парламентскую демократию со свободными выборами он явно у себя не допустит. Новая российская экономика тоже не является для него образцом для подражания, несмотря на «ритуальное» посещение «Омского бекона», принадлежащего «Сибнефти». Эффективно работающие крупные корпорации (такие, хотя и в немногочисленном количестве, в России существуют) для Северной Кореи неактуальны. В то же время посещение среднестатического приватизированного предприятия может навести человека с Дальнего Востока на печальные размышления о смысле жизни и тщете всего сущего.

Впрочем, Ким не сентиментален - отсюда и отказ встретится с соотечественниками, и нежелание собственноручно вручить подарки родственникам офицера, спасшего когда-то жизнь его отцу. Он прагматичный и цепкий политик - другой просто не усидел бы в кресле главы государства после смерти своего отца.

Для России же такой формат визита Кима - очередное доказательство того, что она не может служить примером для подражания ни западным, ни восточным, ни южным соседям. Одни ориентируются на Запад, другие - на Турцию, третьи - на Китай. Сила России - в инерции, благодаря которой в ее политической и экономической орбите остаются государства СНГ, что еще раз наглядно продемонстрировал сочинский саммит. Да еще в сохранившихся связях со странами-изгоями, которые в последнее время удалось актуализировать, несмотря на то, что в 90-е годы они были практически заморожены. Эта инерция будет работать еще долго, особенно активно до тех пор, пока в бывших советских республиках у власти будет оставаться старая элита, а их экономики (как бы этого не хотелось избежать прозападным политическим группам) будут ориентированы на Россию. Да еще пока в руководстве «изгоев» остались политики, не забывшие поездок в Москву и дружеских встреч с «дорогим Леонидом Ильичем». Затем эта инерция может начать ослабевать, «изгои» переориентируются на других партнеров, а страны СНГ будут удерживаться в орбите российского влияния лишь за счет их несопоставимости с соседом-Россией по территории, природным ресурсам и т.д.

Однако инерция - это одно, а пример - совсем другое. Пока внешнеэкономическими приоритетами России остаются тоже по инерции советские (на Запад - нефть и газ, в «третий мир» - оружие), она не будет примером для подражания ни для кого. А в современном мире именно сила примера, образца, привлекательного «брэнда» решает неизмеримо больше, чем наличие ядерного оружия или размеры территории. И это тот урок визита Кима, который актуален не для гостей, а для хозяев.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net