Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Взгляд
26.07.2001 | Борис Макаренко
Луддиты XXI века
Вся российская пресса, освещавшая саммит в Генуе, оказалась на удивление единодушной в своем отношении к пресловутым антиглобалистам, отношении, разумеется, резко негативном. Причем дело не только в естественной для прессе жажды сенсаций (по этому поводу антиглобалисты расстарались и дали горы питательного материала). Во многих публикациях и репортажах прослеживается либо полное неприятие антиглобализма как феномена, либо изумленное непонимание того, зачем люди всё это делают - часто между строк угадывалась старая идиома "с жиру бесятся". О требованиях антиглобалистов не говорилось почти ничего, зато все их безобразия были описаны в сочных красках. Чем можно объяснить подобное единодушие? И заслужили ли антиглобалисты такую оценку?
Начнем со второго вопроса. Если отвечать на него одним словом, то это слово "да". И набор вандалистских и скандальных акций, и присутствие в их рядах откровенных экстремистов - это вполне весомые "вещественные доказательства". Но беда односложных ответов в том, что за ними иногда теряется суть проблемы. А чтобы понять, почему антиглобалисты так себя ведут, постараемся понять, на кого они похожи.
Вторая половина 60-х. Движение против войны во Вьетнаме охватывает кампусы самых престижных американских университетов, которые приходится штурмовать с помощью национальной гвардии.
1968 год. Латинский квартал Парижа взрывается студенческими демонстрациями. Строятся баррикады, горят автомобили, вдрызг разлетаются стекла витрин. "Новые левые" выталкивают с политической сцены такую масштабную фигуру, как генерал Де Голль.
Та же эпоха. Волосато-бородатые хиппи в драных джинсах призывают заниматься любовью, а не войной.
Начало 80-х. Антиракетное движение в Европе всерьез угрожает планам НАТО разместить в "старом свете" новейшие американские ракеты средней дальности.
Та же эпоха. "Зеленые" и прочие экологисты мощно восстают против загрязнения окружающей среды и кое-где даже оказываются в парламенте (а нынешний министр иностранных дел Германии в их рядах дерется с полицией).
И чтобы закончить список: начало XIX века. Луддиты, выступающие против промышленной революции, громят станки и машины.
Что объединяет все эти (кроме, может быть, луддитов) столь непохожие друг на друга движения, и в чем они сродни сегодняшним антиглобалистам?
Во-первых, к сожалению, стихией разрушения. От ткацких станков до неудачно запаркованных авто, от вывороченных из мостовой булыжников до расквашенных носов полицейских и глаз, красных от слезоточивого газа. С точки зрения любого полицейского, все это - чистой воды хулиганство. И здесь антиглобалисты оказываются покруче многих из своих предшественников.
Во-вторых, состоянием "коммунитас". Вышедшая на улицу толпа обретает единую душу и общую волю, воспринимает все происходящее как нескончаемый карнавал, а на карнавале все позволено, нет никаких моральных норм и правил.
В-третьих, радикальным несогласием со сложившимся порядком - во всем или в каком-то одном, но очень важном вопросе. Привычные рамки западного общества становятся для них слишком тесными, а традиционные формы политического участия (партии, парламенты и т.п.) - слишком консервативными и неэффективными для защиты своих интересов. Выход они находят в том, чтобы проломить эти рамки.
В-четвертых, увлечением левой революционной фразой. В головах у участников этих движений царит невообразимая каша, но сварена она из одних и тех же ингридиентов - триада МММ (Маркс-Мао-Маркузе), приправленная Троцким, Гароди и братьями Кон-Бендитами. "Песнь для луддитов" Джорджа Байрона открывается фразой: "Дешевой ценою - ценою крови - купили себе свободу наши братья за морем". Этот же порыв спустя двести лет живет в среде многих "альтернативных движений".
В-пятых, негативной реакцией (особенно на первых порах) всего политического и общественного мейнстрима, который возмущался покушением на основы основ, недоумевал, как можно выступать против всем понятных целей и ценностей (задавить коммунизм во Вьетнаме, дать отпор советской ракетной угрозе, построить еще десяток дымящих фабрик, договориться о правилах поведения крупнейших стран). Впрочем, привычка к демократии быстро заставляла истеблишмент признать право "альтернативщиков" на протест и начать думать о том, а что не так в их обществах, если на их теле появляются нарывы радикальных движений?
На фоне общих правил антиглобализм выделяется большей "революционностью" и еще более абстрактными лозунгами (у богатых отнять и бедным дать - лозунг отнюдь не новый).
Зададим вопрос по-другому: а если бы этих движений не было, что-то бы изменилось? История не терпит сослагательного наклонения, но все же осмелимся предположить, что:без луддитов не было бы чартистов, без них - тред-юнионов, без них - лейбористов - без лейбористов - ярого "анти-анти-глобалиста" Тони Блэра;длиннее был бы скорбный ряд гранитных плит с именами погибших во Вьетнаме на вашингтонском Молле;шесть сотен "Першингов" и крылатых ракет стояли бы против сотен наших СС-20;с экологией в Европе было бы ненамного лучше, чем в российских промышленных городах;а без "хиппи" не было бы сегодняшних трудоголиков-"яппи".
Скорее всего и без "альтернативщиков" западные общества нашли бы противоядие своим болячкам, но это заняло бы куда больше времени.
"Гамбургский счет" к антиглобалистам выглядит отнюдь не столь однозначным. Почему же этого не хочет замечать российская пресса? Думается, главная причина в том, что современный российский истеблишмент (к которому принадлежат и журналисты федеральных СМИ) не приемлет не только революций, но и "р-р-революционности", причем не только в политике, но и в стиле поведения, ценностях. Коммунистической левизной, эгалитаризмом и уравниловкой наше общество наелось при старом режиме. Может быть, поэтому у нарождающейся постсоветской элиты всегда были популярны правые консерваторы (Рейган, Тэтчер а порой и Пиночет), а социалисты, лейбористы и прочие зеленые (вплоть до американских демократов) держались под подозрением.
Наша элита тянется к тем самым ценностям "золотого миллиарда", против которых выступают антиглобалисты. Тянется, понимая, что дотянуться удастся нескоро, что в этом "мире богатых" нас многие считают прозелитами, а то и "бедными родственниками". Такое ощущение ущербности раздражает, подталкивает к поиску виноватых. А виноватые тут-как-тут - антиглобалисты на саммите в Генуе.
Конечно, можно было бы поискать и другие мишени. Например, наследников чеховского злоумышленника, которые крадут километры медных проводов или делают врезки в нефтепроводы (тоже ведь против прогресса выступают). Или задуматься над тем, что соотношение доходов самых богатых и самых бедных в России составляет 14:1 (а в Москве, которая по сравнению с депрессивной российской глубинкой выглядит прямо-таки "мини-большой-восьмеркой", этот же показатель равен 45:1). Но с доморощенными бедняками и несунами возиться скучно - антиглобалисты куда более удобная мишень.
Негодовать и возмущаться по их поводу можно, наверное, даже нужно. Только вот если мы хотим попасть в "золотой миллиард", может быть, стоит, подобно американцам и немцам задуматься: а во всем ли они неправы?
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.