Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

08.07.2001 | Дмитрий Орлов

Провалы "Белорусского чуда"

Рассмотрение комиссией парламентского собрания Союза России и Белоруссии проекта союзного бюджета на 2002 год еще раз показало, что белорусская экономика - поистине вещь в себе. Дело не только и не столько в том, что, как выяснилось, финансовые власти Белоруссии вновь (и очень сильно) недофинансировали заранее утвержденные совместные расходы. Абсурдную логику развития "белорусской модели" можно понять, лишь осознав соотношение происходящих в ней как общеизвестных, так и весьма нетипичных для других экономических систем процессов.

По официальным данным Министерства статистики и анализа (белорусского Госкомстата), по итогам 2000 года индекс роста ВВП составил в этой стране 106%, реальная заработная плата выросла на 10,9%, реальные доходы населения - на 18% и розничный товарооборот - на 8,5%. В стране сохраняются очень низкая безработица и по-прежнему охватывающая почти все население система социальных гарантий. Процветание?

Отнюдь нет. Президент Александр Лукашенко не зря потребовал от правительства обеспечить к осени, времени президентских выборов, 100-долларовую среднюю зарплату. Он хорошо осознает суть проблемы, которую нужно решить - показательно решить - до выборов. Ее имя - обнищание основной части населения. Средний крестьянин, по информации Минстатанализа, получал в прошлом году 10,5-11 млн. белорусских рублей в месяц (14,5 долл.). По тем же официальным данным, индекс розничных цен составил 207,5%, оптовых - 290,6%, денежная масса выросла почти в 2,5 раза, а белорусский рубль обесценился по отношению к доллару США в 3,7 раза (это объясняется "политикой ликвидации множественных курсов"). Денежный станок работает на полную мощность, при этом инфляция существенно опережает рост доходов граждан. А отрицательное сальдо торгового баланса - превышение импорта над экспортом -- в маленькой Белоруссии больше миллиарда долларов.

Еще раз подчеркнем, что все это -- официальная информация, контролируемая администрацией президента Лукашенко. Такого не бывает в эпоху экономического бума. Напротив, это типичная ситуация для больной экономики с колоссальными внутренними диспропорциями. Ее болезни - родимые пятна социализма, уверенно захватившие весь кожный покров.

Почти четверть (а в сельском хозяйстве - более трети) предприятий убыточны. Хронически убыточны: неоплатный долг возрастает из года в год. Но реальных банкротов отнюдь не ждет формальное банкротство. Как и двадцать, и пятьдесят лет назад, они получают государственные кредиты. Их щедро и почти безвозвратно выдает через уполномоченные кредитные структуры Национальный банк Белоруссии. При этом сам Национальный банк - это просто филиал Минфина, а крупнейшие коммерческие банки - по сути крупные отделения Нацбанка. Главные источники их существования - правительственные кредиты и деньги населения. Исключения из правила составляют, пожалуй, лишь связанные с российским капиталом довольно мощные для Белоруссии "Белгазпромбанк" и "Славнефтебанк".

Финансовая политика белорусских властей откровенно вторична по отношению к потребностям реального сектора. Более того, она безропотно обслуживает эти потребности. Некогда всеобщий для экономик стран Восточного блока механизм перераспределения доходов от эффективных предприятий к убыточным работает в Белоруссии на полную мощность. В сочетании с очень высокими налогами (через них перераспределялось в 2000 году 35,1% ВВП) он не только не стимулирует деловую активность, но жестко подавляет ее.

Цены в Белоруссии регулируются государством. Ценовая политика на сельскохозяйственном рынке уже почти обрушила его: государственные закупочные цены повышаются хаотично, но главное, они всегда ниже оптовых российских на 23-25% (на мясо), на молоко и яйца - на 40-50%. Так президент Лукашенко заботится о народе. Однако дефицит образуется сам собой и служит мощным основанием для спекуляции и самоотверженной борьбы с ней.

Ради чего создана эта весьма специфическая система? Ответ можно получить из Государственной программы развития промышленного комплекса на 1998-2015 годы. Попутно заметим, что экономические стратеги белорусского президента пошли дальше госплановских: в последней классической разработке советского периода - "Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1986-1990 и на период до 2000 года", утвержденной XXVII съездом КПСС, -- так далеко не заглядывали. Итак, в программе - "точки роста", которые должна обслуживать экономика. Это наукоемкие и высокотехнологичные машиностроение и сопутствующие отрасли.

1998 год был выбран стратегами как точка отсчета не случайно. Именно тогда началось фиксируемое даже официальной статистикой падение темпов экономического роста. Природа этого роста очевидна: подстегивавшаяся Национальным банком с 1994 года загрузка простаивавших советских мощностей, прежде всего в машиностроении. Очевидна и природа падения: кризис сбыта в тех самых субсидируемых отраслях. Работа "на склад", давно ставшая в России анахронизмом, у наших восточных соседей весьма распространена. Сбытом неликвидов - преимущественно в Россию в рамках межгосударственных договоров - интенсивно занимаются власти, включая лично президента. Иногда им это удается. Иногда - нет, и тогда статистика вынуждена фиксировать угрожающие провалы "белорусского чуда".

Из не связанных с обслуживанием российского экспорта энергоносителей отраслей на плаву держатся лишь черная металлургия и деревообработка. Гордость советской Белоруссии - производство микроавтобусов, троллейбусов, экскаваторов, кормоуборочных комбайнов - в прошлом году испытало жесточайший спад, доходивший до 66%.

Зачем Белоруссия России? Конечно, не для субсидирования ее маленькой смешной (или трагичной) экономики. Обходится оно, кстати, недешево: только долг за газ и электроэнергию составляет около 400 млн. долл. И не ради общего - российского - рубля, который должен войти в обращение в Белоруссии в 2005 году. Наш гордый восточный сосед - это поддерживающие стратегическую стабильность в Восточной Европе военные базы российских Вооруженных Сил, рынок сбыта для неконкурентоспособной в Европе продукции и, наконец, дешевый и бесперебойный транзит энергоносителей на Запад.

По территории Белоруссии проходят нефтепровод "Дружба" (ветка на Германию, ветка на Венгрию и Словакию) и нефтепровод на латвийский Вентспилс (уже к концу 2001 года его должна заменить внутрироссийская Балтийская трубопроводная система). Белорусский нефтяной транзит (2 доллара за тонну) вдвое дешевле украинского и вчетверо - латвийского. Он короче и технологически проще. Возможно, это и есть реальная экономическая основа союза двух братских славянских государств. Неудивительно, что "Газпром" строит здесь газопровод "Ямал-Западная Европа": как говаривал Рем Вяхирев, это "станет лекарством для Украины", удачно сочетающей относительно высокие транзитные тарифы на прокачку российских энергоносителей и несанкционированные отборы. Как ожидается, ежегодный экспортный доход России от проекта "Ямал-Западная Европа" начиная с 2008 года должен составить примерно миллиард долларов.

Модель, по которой развивается белорусская экономика, обречена - особенно с учетом не сильно охраняемой таможенной границы с Россией. Однако модель белорусского транзита экономит и будет экономить для российских сырьевых корпораций (и, соответственно, российского бюджета) миллиарды долларов. Ради нефтяного транзитного тарифа в 2 доллара за тонну и газового в 1,75 доллара за 1000 кубометров (а лучше - в 1,6 и 1,2 долл. соответственно) российские власти вполне могут вытерпеть на белорусском престоле любого внебрачного ребенка российско-белорусской интеграции. Даже если он, как говаривал президент Рейган, - наш сукин сын.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net