Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.06.2001 | Алексей Зудин
Президент ставит на крупное
Вот уже длительное время Президента и ведущих предпринимателей объединяет общая политическая эмоция - недовольство тем, как правительство проводит экономическую реформу. Бизнес свое недовольство проявлял энергично и громко - писал письма, делал заявления, выдвигал альтернативные проекты. Президент был скуп и сдержан: отложил обещанную реформу правительства и один раз публично посетовал на то, что бюрократия сопротивляется переменам.
В конце мая носители общей политической эмоции встретились. Событие созрело, произошло неожиданно и тихо, но оказалось достаточно важным. Как стало известно, по итогам последней встречи с предпринимателями Президент Путин сформулировал два поручения. Оба - в ответ на конкретные предложения членов бюро РСПП. Реализация каждого поручения в отдельности способна привести к серьезным изменениям в экономической политике правительства.
Поручение Владимира Путина в ответ на просьбу Михаила Фридмана, главы Альфа-групп, сформулировано предельно конкретно: "Включать представителей РСПП в совещательные комиссии и органы при президенте и правительстве РФ". Говорят, правда, что РСПП хотел большего. Для него образцом, судя по всему, выступает уровень представительства, достигнутый в министерстве промышленности и науки: там одного из вице-президентов РСПП включили в состав коллегии. Тем не менее, поручение Президента резко расширяет возможности РСПП оказывать влияние на разработку экономической политики.
Примерно к этому сводились первые комментарии. На наш взгляд, речь идет о вещах более серьезных. Фактически в механизме экономической реформы произошла небольшая революция. В околоправительственной среде "совещательных комиссий и органов" возник новый - и автономный от правительства - центр динамики. Предпринимательские инициативы, покидают привилегированную резервацию, специально созданную для них в Совете по предпринимательству. Отныне они буду воздействовать на правительство по всему периметру.
Включение в механизм экономической реформы нового источника динамизма стало технологичным ответом на "сопротивление бюрократии". В экономической реформе появилась активная бизнес-составляющая. Раньше реформа проектировалась чиновниками-"либералами" и корректировалась чиновниками-бюрократами. Теперь же к проектированию реформы подключают предпринимателей. Правда, они делали это и раньше, в рамках Совета по предпринимательству при правительстве. Но тогда можно было говорить о совместной доработке деталей, пусть и весьма важных.
Сейчас же речь идет об участии в проектировании крупных "блоков" и даже самостоятельных направлений реформы. В последнее время появилось по меньшей мере три крупных автономных инициативы РСПП по вопросам экономической реформы: собственный вариант пенсионной реформы, собственная "Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте России" и альтернативная концепция реформы электроэнергетики.
Это делает перемены, инициированные Президентом, очень похожими на реформу правительства "снизу". Состав и структура остались прежними, автономия не нарушена, но правительство фактически утратило монополию на проведение экономической реформы. Можно говорить о возникновении второго субъекта экономической реформы.
Не стоит торопиться зачислять РСПП в разряд "альтернативного правительства" или "корпоративного штаба" реформируемой российской экономики. "Вторым субъектом" экономической реформы становится совсем не РСПП.
В последнее время наблюдатели обращают внимание на активные процессы слияний и поглощений в российской экономике, в результате которых появляются крупные и сверхкрупные образования, подминающие целые отрасли и способные диктовать цены. Наибольшую известность приобрел самый крупный "коалиционный" суперхолдинг в составе Романа Абрамовича, Александра Мамута, Олега Дерипаски. Но аналогичные процессы, хотя и более скромного масштаба идут и с опорой на другие бизнес-группы. К этому нужно добавить прямое государственное содействие крупным холдингам в автопромышленности, авиапромышленности, "оборонке".
Крупные бизнес-структуры, которые уже появились, называют по-разному: ИБГ (интегрированные бизнес-группы), ВИКи (вертикально-интегрированные компании), а в последнее время - звучным экзотическим именем "чеболи" (по аналогии с южнокорейскими крупными корпорациями). Руководители многих крупных российских бизнес-структур "в девичестве" - "олигархи". Сходства и сейчас хоть отбавляй, но есть и существенные различия. Центром олигархических империй недавнего прошлого были финансы, а нынешние ИБГ и ВИКи базируются в реальном секторе.
Изменился и политический статус крупных бизнес-структур. В отношениях с властью олигархи обладали суверенитетом. Они встроились в структуры зарождающегося гражданского общества, а слабеющее государство рассматривали как пространство для политической экспансии. Современные "российские чеболи" признали ведущую роль государства и свое место в новой иерархии. Появились новые поведенческие характеристики: индивидуализм, эгоизм и престижное потребление становится не столь всеобъемлющими. При В. Путине государство принуждает большой бизнес к корпоративному сплочению и большей социальной ответственности, причем в гораздо большей степени, чем сам он внутренне готов по обстоятельствам места и времени.
Но при Владирмире Путине административное давление государства на большой бизнес имеет оборотную сторону: власть молчаливо содействует процессам укрупнения в российской экономике и демонстрирует реальную готовность прислушиваться к мнению "укрупненного" бизнеса при проведении экономической реформы.
"Ставка на крупное" оправдана несколькими соображениями. Во-первых, крупные структуры естественны для российской экономики. Она выступает прямой наследницей советской индустриализации, ориентировавшейся на предприятия-гиганты.
Во-вторых, укрупнение упрощает политический контроль государства над рыночной системой. Иметь дело с несколькими десятками и даже сотней холдингов проще, чем с десятками тысяч предприятий.
В-третьих, административное руководство, вне зависимости от того, в какой форме оно реализуется - продвинутой и технократической или косной и бюрократической - слишком неповоротливо и лишено обратных связей, чтобы на него можно было полностью положиться при проведении экономических реформ. Это делает руководителей крупных бизнес-структур органичным дополнением правительственных чиновников в проектировании экономического курса.
Наконец, в-четвертых, только крупные и относительно успешные бизнес-структуры можно в полной мере считать продуктами рыночной трансформации. Поэтому только там можно найти руководителей, которые по своей компетенции, кругозору и психологии совместимы с правительственными чиновниками, отвечающими за проведение реформы.
Именно "российские чеболи" выступают естественным партнером российского государства в проведении реформы. Именно им и отводится роль второго субъекта экономической реформы. Хотя с Президентом встречаются "члены бюро РСПП", все три уже упоминавшихся альтернативных проекта разрабатывались не аппаратом ассоциации, а экспертами входящих в бюро ведущих бизнес-структур. А как же РСПП? Для наших "чеболей" РСПП выступает сразу в трех ролях - это площадка для выработки внутреннего консенсуса, интерфейс взаимодействия с государством и общественный бренд, делающий публичное поведение легитимным. Но принципиально важно то, что РСПП - не единственная форма действия.
Для сотрудничества с государством лидеры российского бизнеса используют также индивидуальные и групповые проекты, с РСПП никак не связанные. Примером первого может служить созданный по инициативе Президента "Военный Фонд". Институционально фонд с РСПП никак не связан, а свою долю пожертвований из общей суммы в 1,5 млрд. рублей каждый из участников январской встречи с Президентом вряд ли вносил из кассы бизнес-ассоциации. Скорее всего, это делалось сугубо в частном порядке. Два члена бюро РСПП, Олег Дерипаска и Михаил Ходорковский, состоят в попечительством совете фонда, но также в индивидуальном качестве - как руководители Русала и ЮКОСа.
Появились и групповые формы сотрудничества за рамками РСПП. Недавно заговорили о "союзе четырех" - такое название получило неформальное объединение нефтяных компаний ЮКОС, ЛУКОЙЛ, ТНК и "Сибнефть" для совместных действий в политической и социальной сфере. В начале года участники союза совместно отстаивали отраслевые интересы при обсуждении налоговой реформы, писали письма премьеру, боролись за равный доступ к трубопроводам и против конкурсов на разработку месторождений. С середины июня в рамках проекта "Игра по правилам" "союз четырех" начал спонсировать показ матчей чемпионата России по футболу по центральным телеканалам (проект продлится до конца года).
Появление второго субъекта реформы в лице "российских чеболей" означает, что отныне российская реформа будет выстраиваться в поле двух проектов - отчасти дополняющих друг друга, отчасти конкурирующих. Оба проекта объединяет то, что они корпоративные, только понимание корпорации в них разное.
Первый проект - составная часть масштабного плана по переустройству российской экономики, связанного с именем Германа Грефа. В нем партнером государства выступает корпоративно организованный бизнес, повсеместно объединенный в "саморегулирующиеся организации". В этом случае "корпорация" - это деловое сообщество конкретной отрасли или сектора, а также национальный предпринимательский класс. Неокорпоративная система опирается на иерархию предпринимательских организаций страны. Она не имеет конкретной территориальной привязки и предполагает существование гражданского общества: в ней есть место для независимых профсоюзов.
Второй проект - это новый корпоративный строй "российских чеболей". Здесь "корпорация" - это деловое предприятие, фирма или холдинг, который выступают центром не только деловой, но и общественной среды. Такая "корпорация" имеет четкую территориальную "привязку". Она включает в сферу своего притяжения трудовые коллективы, объекты социальной инфраструктуры, общественные организации и местные власти. Корпорация-фирма замыкает на себя слабые, неорганизованные связи территориальных сообществ. В социальной системе "чеболей" появление независимых профсоюзов весьма проблематично. Там, как правило, утверждается представительство трудовых коллективов, зависимое от менеджмента компании.
Неокорпоративизм Г. Грефа обладает многими абстрактными достоинствами, а конкурирующий проект - множеством конкретных недостатков: ему в равной степени свойственны как высокие цены, так и не очень высокая совместимость с демократическими институтами. Но в отличие от проекта "саморегулирующихся организаций" корпоративизм "российских чеболей" не надо ни разрабатывать, ни воплощать. Он созвучен воспоминаниям о советском прошлом и уже воплощается в социальной практике ИБГ и ВИКов. Мировой опыт показывает, что большой бизнес успешно работает в "зрелой" демократической среде. Но там, где такая среда еще не успела формироваться, большой бизнес способен тормозить ее появление. И если гражданское общество будет и впредь оставаться слабым, существует вероятность того, что новый корпоративный строй "российских чеболей" может стать нашим коллективным будущим.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.