Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.06.2001 | Дмитрий Орлов
Налоговая реформа и реформаторский зуд
Снижение ставки налога на прибыль с 35 до 24 процентов с отменой всех льгот, произошедшее на минувшей неделе по взаимному согласию правительства и Думы, вновь заставляет вспомнить о том, что российские налоги - отражение русского характера, столь же определенного, сколь и непоседливого. Вряд ли можно найти в отечественной истории хотя бы десятилетний период стабильного налогообложения. Налоги - это та область, в которой "преобразовательное настроение" (Ключевский), а точнее, реформаторский зуд властей дает себя знать часто и ощутимо. Насколько реалистичны заявленные цели нынешних реформ: снижение налогового бремени и в конечном счете ускорение темпов экономического роста, -- выяснится в течение двух ближайших лет.
Отечественным налогам на протяжении всей их десятивековой истории присущи три наиболее существенных черты. Первая - налоговое бремя всегда перераспределяется в пользу наиболее состоятельных слоев (дворянство, например, было свободно от налогообложения до второй половины ХIХ века, а сверхдоходы практически свободны от налогов и сегодня). Вторая - прямые налоги практически всегда уступали косвенным, а последние, как писал еще Ленин, - это налоги на бедных. Третья (в значительной мере следствие первых двух) - налоги хронически не платят.
Налоговая реформа 1930 года создала жесткую, как прокрустово ложе, систему налогообложения, действовавшую с незначительными изменениями вплоть до краха советского режима в 1991 году. Низкие налоги в Советском Союзе - очень распространенный и абсолютно ложный миф. Прямые налоги действительно были низкими - прогрессия подоходного налога для абсолютного большинства населения была незаметной. Основные - огромные! - прибыли советская номенклатура извлекала из налога с оборота. Этот косвенный налог был великолепно замаскирован от населения, однако уплачивало его в конечном счете именно оно. Схема поступления налога с оборота в бюджет была элементарной: как только предприятия отпускали товар торгующим организациям (отсюда "отпускная цена"), из полученных по безналичному расчету средств налог перечислялся в бюджет.
Размер налога с оборота уже в 1960-х годах был очень велик: на автомобили, фотоаппараты, пишущие машинки, велосипеды, текстиль, спички, нитки - 50-75 проц. отпускной цены; на швейные машины, посуду, столовые приборы, обои, цемент, писчую бумагу - 33-66 проц., на муку - 50 проц., на сахар - 55 проц., на растительное масло - 70 проц., на кожаную обувь - 72 проц., на исусственный шелк - 77 проц. Нетрудно убедиться, что наибольшие ставки налога применялись к товарам массового потребления. Подобно акцизу и налогу на добавленную стоимость, налог с оборота был уже включен в цену каждого товара, который покупал потребитель. А производство промышленного оборудования (или, говоря языком марксистов и Госплана, "средств производства" - пресловутой группы "А") налогом с оборота практически не облагалось, более того, финансировалось за счет поступлений от обложения потребительских товаров.
Неудивительно, что от пятилетки к пятилетке неуклонно возрастал выпуск средств производства для производства средств производства (и выговорить-то трудно) - налоговая система была одной из главных причин. Эксперты, оценивающие советскую налоговую систему как "самоедскую", видимо, недалеки от истины. Она была откровенно навязана населению правящим режимом и в конце концов развалилась.
Первое правительство реформ фактически законсервировало в конце 1991 года тяжесть советской налоговой системы, введя высокие ставки налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль. Второй срок Бориса Ельцина и начало президентства Владимира Путина - эпоха изнурительной борьбы за снижение налогов. Сделать это снижение реальным правительство и Дума смогли только сегодня, в условиях относительно стабильной бюджетной ситуации.
Единая ставка налога на прибыль (24%) введена вслед за единой ставкой НДС исходя из реальной собираемости средств, которая, по оценке Минфина, колеблется у отметки 20%. При этом центр получит лишь треть поступлений, а две трети останется в регионах. Субъектам федерации предоставлена возможность снижать налог на прибыль за счет своей части, но не более чем на 4%. Окончательно отменена инвестиционная льгота (освобождение от налога с прибыли вложений в реальный сектор и расчетов по кредитам) - один из основных каналов увода средств из-под налогообложения.
Что принесет бюджету пониженная ставка? Правительство надеется, что налоговое бремя на предприятия сократится на 1,5% ВВП (150 млрд. руб.), а поступления от налога на прибыль не только не уменьшатся, но даже возрастут в 2002 году примерно на 80 млрд. рублей. Кабинет уповает на рост деловой активности и проводит прямые параллели с обложением физических лиц, снижение которого привело к росту бюджетных доходов. Однако бизнес, особенно в реальном секторе, -- сфера значительно более консервативная, чем чулки уважаемых россиян, вынесенные из темных чуланов на налоговый свет. От степени этой консервативности прямо зависит судьба правительственных новаций. Судьбоносная налоговая реформа может запросто обернуться очередным - и не слишком удачным -- реформаторским зудом. Впрочем, все может произойти и совсем наоборот.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.