Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

21.06.2001 | Алексей Зудин

РСПП: превратности третьей жизни

Открывающийся сегодня съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), безусловно, относится к числу крупных событий. Эта организация переживает третье рождение. Для 13-летнего возраста это впечатляет. Первая жизнь РСПП была короткой, но бурной. В нее союз вошел под именем Научно-промышленного союза. НПС возник в годы перестройки как оплот "либеральных коммунистов" в советском директорском корпусе и был призван продвигать горбачевский вариант рыночной трансформации. Организация прекратила свое существование вместе с Советским Союзом, но именно в советский период обрела идентичность - бессменного руководителя Аркадия Вольского, привычку к околовластной политической нише и тесную связь корпоративной биографии с политическими эпохами в развитии страны. Тогда же родилась и мечта - стать "штабом корпоративного управления" экономикой.

Вторая жизнь РСПП продлилась намного дольше, но была не менее бурной. Именно в этот период организация обрела свое настоящее имя. Как уже можно догадаться, второй период жизни РСПП практически полностью совпал со временем президентства Бориса Ельцина. За это время организация сменила различные роли. Она была партнером и оппонентом "правительства реформ" Егора Гайдара, выступала как группа давления и как источник альтернативных экономических программ, претендовала на функции "квазиправительства", дважды дебютировала в роли политической партии пока не остановилась, наконец, на тихом амплуа классической аполитичной ассоциации бизнеса. Правда, этот выбор был вынужденным и чуть не стал роковым, поскольку расходился с врожденным политическим рефлексом постоянного пребывания в околовластной нише. Выпав из привычной среды обитания, РСПП вошел в полосу медленного упадка.

Именно в таком состоянии РСПП встретил новую эпоху в политической жизни страны, связанную с фигурой Президента Путина. Новая эпоха принесла с собой новые силы и положила начало третьему периоду жизни РСПП. Позднеельцинские "олигархии" и "автономии" стремительно выходили из моды. После длительного перерыва возобновился спрос на порядок, дисциплину и иерархию. Когда-то вынужденное, амплуа классической ассоциации бизнеса, которая держится в стороне от крупных политических интриг, очень помогло. В качестве "интерфейса" во взаимоотношениях с элитой бизнеса Кремль выбрал РСПП. Наконец-то были востребованы аппаратные навыки и мягкий технократический стиль Вольского, а вместе с ними - и правильный "производственный имидж" РСПП. Организация вернулась в привычную для нее околовластную политическую нишу.

Санкционированный Кремлем приход бывших олигархов в руководство РСПП положил начало стремительному повышению политического статуса этой организации. Звездный час РСПП наступил во время второй встречи с Президентом в январе 2001 г., когда фактически был создан новый механизм взаимоотношений власти и бизнеса через режим регулярных консультаций. Третья встреча с Владимиром Путиным, состоявшаяся 31 мая 2001 г., подтвердила, что РСПП избрала удачный формат взаимоотношений с властью.

Предстоящий съезд призван завершить переход РСПП в новое качество. Ожидается, что будет утверждена новая схема руководства организацией: Вольский останется во главе союза, но позиции бюро и бывших олигархов укрепятся и будут легитимизированы съездом. Организация должна быть перепрофилирована и от преимущественной ориентации на услуги для своих членов перейти к цивилизованному лоббизму. Скорее всего, так и произойдет, хотя нельзя исключать и определенных неожиданностей, связанных с возможным сопротивлением переменам со стороны "ветеранов" РСПП. Так или иначе, съезд даст РСПП путевку в жизнь, уже третью по счету.

На первый взгляд, в этой "третьей жизни" РСПП уготовано завидное место, почти как в годы мимолетного, но счастливого советского детства. В самом деле, РСПП стала уникальной по своему формату организацией. Она объединяет практически всю экономическую элиту страны и руководителей предприятий среднего размера, опирается на разветвленную региональную сеть, имеет опыт и широкие связи в верхах. В своем нынешнем виде РСПП востребован всеми. Лидерам российского бизнеса РСПП необходим, прежде всего, как инструмент постоянного и, отметим особо, легитимного влияния на власть. В постолигархическую эпоху последнее обстоятельство особенно важно. Но хорошо влиять может только сильная и хорошо позиционированная организация.

Со своей стороны, власть тоже заинтересована в существовании РСПП в его новом качестве. "Организованный бизнес" лучше вписывается в новый политический порядок, чем "неорганизованные" и своевольные олигархи. Есть еще один тонкий момент. Слишком частные встречи с бизнес-лидерами могут разрушить имидж равноудаленности, созданный нынешней властью, и возродить в обществе невыгодные воспоминания об эпохе Бориса Ельцина. Брэнд общественной организации позволяет несколько ослабить негативное впечатление от регулярных контактов с элитой бизнеса: он делает их более похожими на привычные "производственные совещания" и потому - более легитимными.

Получается, что сильный РСПП нужен вроде бы всем. Но видимость часто бывает обманчивой. Именно в преддверие съезда самое время сказать, что в действительности перспективы РСПП остаются неопределенными. Есть несколько факторов, способных лишить РСПП гарантированного "места под солнцем".

Практически сразу же после консолидации экономической элиты в руководстве РСПП началась фрагментация сообщества бизнеса. Главной причиной фрагментации стало обострение соперничества вокруг посредничества в контактах с властью. В марте 2001 г. РСПП лишилась парламентского представительства. Превращение депутатской группы "Деловая Россия" (Игорь Лисиненко), ранее выполнявшей эти функции, в самостоятельную силу, раскололо корпоративное представительство бизнеса. Теперь каждое из двух звеньев корпоративного представительства будет взаимодействовать с властью порознь. Рабочим группам в бюро РСПП, курирующим конкретные блоки нового законодательства, придется выходить на Государственную Думу не напрямую, по собственным каналам, а в обход, через правительство.

РСПП не удалось монополизировать контакты с Президентом. Владимир Путин уже дважды встречался с отраслевыми группами бизнеса: сначала - с представителями "высоких технологий", затем - с автомобилестроителями. Это означает, что сейчас, как и прежде, для обретения доступа "наверх" есть разные пути, и бюро РСПП - только один из них.

Обозначились новые направления сотрудничества власти и представителей бизнес-элиты, которые не требуют посреднических усилий РСПП. Одной из таких областей стал контроль над медиа-пространством. Кремль переходит на схему совместного с лояльными бизнес-группами управления медиа-пространством, при котором медиа-структуры (прежде всего, федеральные телеканалы) включаются в сферу политического влияния Кремля, а оперативное руководство и финансирование осуществляется лояльными бизнес-группами.

Другой областью сотрудничества становится совместные действия по замене региональных лидеров, которые по тем или иным причинам перестали устраивать Кремль. Есть уже несколько примеров фактического делегирования политического контроля над конкретными регионами представителям лояльных бизнес-групп, или фигурам, тесно с ними связанным: хозяин "Сибнефти" Абрамович (Чукотка), представитель холдинга Интеррос Хлопонин (Таймыр), представитель НК ЮКОС Золотарев (Эвенкия), а также Ткачев (Краснодарский край), которому приписываются тесные связи с деловыми интересами Альфа-групп.

Политическое поведение новой РСПП не полностью укладывается в рамки "режима консультаций". Бывшие олигархи согласились "строиться" под Президента, но не под правительство. В отношении последнего они не чувствуют себя связанными. И если консультации не приносят ожидаемого результата, РСПП обращается к тактике давления на власть. Борьба в верхах между Администрацией Президента и правительством по вопросам экономической политики создает дополнительные стимулы для участия в коалициях. Недавний пример - выступление РСПП против правительственного варианта реформы РАО "ЕЭС России" в союзе с Администрацией Президента. Последняя стала естественным союзником функционально (именно она готовит встречи с Президентом), а также в силу тесных личных связей наиболее влиятельных лидеров бизнеса.

Наконец, бывшие олигархи разместились в руководстве РСПП не без труда. Результатом стало постоянное внутреннее напряжение, которое проявляется в разных формах. Становление "нового РСПП" с самого начала сопровождалось борьбой за лидерство. В числе основных претендентов называют Киселева и Фридмана, с одной стороны (которым вменяется коалиционная игра), и Потанина, с другой.

Дополнительным источником внутренней напряженности стал повышенный "полицентризм" в бюро РСПП. Каждый член руководства из числа бывших олигархов и других представителей бизнес-элиты представляет собою самостоятельный центр притяжения с собственными интересами, планами, стратегиями и, самое главное, возможностью приступить к их реализации без особой оглядки на своих коллег. Пребывание в руководстве используется прежде всего для наращивания индивидуального политического капитала.

Исчезновение категории "неприкасаемых", помимо прочего, несколько меняет иерархию внутри экономической элиты. Возникает коридор для статусного возвышения той части бизнес-лидеров, которая встроена в режим официальных консультаций с властью и смогла набрать очки во время встреч с Президентом. В новом руководстве РСПП выделились отдельные фигуры, которые наращивают свой вес и личные связи в новой системе взаимоотношений с властью. Среди претендентов на повышение - наиболее активные члены бюро РСПП (Потанин, Фридман, Ходорковский, Бендукидзе).

Другими словами, в настоящее время потребность власти и бизнес-элиты в сильном РСПП не так уж и очевидна. Обе стороны, похоже, все еще не готовы к полноформатной институционализации РСПП как партнера государства. Иерархии в сообществе бизнеса еще не отстроились, а высшие эшелоны власти продолжают быть полем соперничества различных клановых и ведомственных интересов. Правда, теоретически возможность превращения РСПП в центрального партнера государства сохраняется. Эта возможность связана с неокорпоративным проектом реорганизации управления российской экономикой с опорой на саморегулирующиеся организации (СРО), рожденным в недрах МЭРТ. Но подойдет ли на эту роль нынешний РСПП, впишется ли в новые институциональные рамки, сказать трудно.

"Третья жизнь" РСПП, скорее всего, будет сопряжена с множеством трудностей. "Штабом корпоративного управления" экономикой эта организация вряд ли станет. В неокорпоративном проекте нынешней власти она, скорее всего, займет более скромное место.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net