Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.06.2001 | Дмитрий Орлов
Картонные сваи и искусство возможного
Андрей Илларионов ответил правительству на то, что его, Илларионова, очередная прорывная идея - направить доходы, образующиеся в бюджете при цене на нефть свыше 12 долларов за баррель, в стабилизационный фонд - не была принята. Ответил жестко. Экономический советник президента назвал бюджет-2002 "домом на картонных сваях". Накануне реорганизации домом на картонных сваях является, пожалуй, и сам Белый дом. Можно взглянуть даже шире: догнивающие кое-где буровые вышки и турбины электростанций в принципе недалеко ушли от столь любимой советником продукции деревообрабатывающей промышленности. Бюджет же - искусство возможного. Возможного торга с лоббистами, который всю весну напряженно вел российский Минфин. И возможного отказа от необходимых расходов.
Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин ответил Илларионову вполне адекватно. "Нельзя смешивать указания президента и взгляды его помощника" - это раз. "Если формировать бюджет, исходя из цены на нефть в 11-12 долларов за баррель..., тогда не будет в федеральном подчинении ни вузов, ни клиник, ни учреждений культуры" - это два. Ограничения государственных расходов должны быть и они есть: в 2002 году уровень госрасходов не превысит 12% ВВП - это три. Суть позиции правительства очевидна: экономика должна быть экономной, но не должна быть самоедской. Полемика советника президента и вице-премьера - это противостояние идеалиста и прагматика. Как известно, Андрей Илларионов не участвует в бюджетном процессе и не ведет переговоров, например, с влиятельными силовыми министрами Ивановым и Грызловым. Именно поэтому он и может позволить себе идеализм высочайшей пробы. И этот идеализм - лишь внешняя проблема бюджетного процесса.
Однако бюджет-2002 в том виде, в каком он направлен в Государственную думу, -- весьма проблемен и изнутри. С точки зрения заданных формальных параметров он невиданно хорош: профицит (129 млрд. рублей) образуется в нем впервые. Бюджет этого года всего лишь бездефицитный, а в бюджете-2000 еще планировался дефицит в 58 млрд. руб. (который, впрочем, так и не образовался). Почему нельзя порадоваться этому обстоятельству? Потому что превышение доходов над расходами носит не органический, определяемый состоянием экономики, а вполне рукотворный характер.
На обслуживание и погашение внешнего долга в 2002 году потребуется, по собственным расчетам правительства, 446 миллиардов рублей. Однако в правительственный бюджетный законопроект заложены лишь 231 млрд. руб. процентных расходов. Обслуживать задолженность (выплачивать набежавшие проценты) кабинет готов, погашать ее - нет. Если же гасить пламя долга все же придется, на смену ласкающему глаз профициту сразу приходит 86-миллиардный дефицит. Методику "закроем глаза на долг, и он рассосется" правительство уже применяло при верстке бюджета на 2001 год. Когда кредиторы проявили жесткость, эта методика быстро привела к большому скандалу.
В бюджетном законопроекте немало других подводных камней. Значительная часть доходов основана на налоговых законах, которые еще только предстоит принять парламенту. 12-процентная (как и в бюджете-2001) инфляция вновь явно нереалистична. В январе-апреле текущего года рост цен составил 8,8%, а уровень в 12%, думаю, будет достигнут уже к началу августа. Нет никаких оснований полагать, что в следующем году произойдут какие-то радикальные изменения. Намерения правительства понятны: уже несколько лет оно своими руками создает большие заначки, занижая уровень инфляции. Результатом становится настоящее налоговое чудо - в 2000 году оно принесло в бюджет (в сочетании с промышленным ростом и высокими ценами на нефть, конечно) 330 миллиардов рублей дополнительных доходов.
Стабилизационный фонд - мечта Андрея Илларионова, закрепленная, впрочем, и в Послании президента Федеральному собранию, и в Бюджетном послании - стал в проекте бюджета почти мифом. Конечно, илларионовские предложения (12 долларов за баррель как граница разделения расходов на обычные и долговые) были несколько абсурдными с самого начала. Однако правительство трижды пересматривало заложенные в бюджетный законопроект цены на нефть: начав с 17 долларов за баррель, оно остановилось лишь на 22. То, что будет получено "до 17", пойдет на непроцентные расходы, от 17 до 22 - на обслуживание внешнего долга, свыше 22 - в стабилизационный фонд. 22 доллара за баррель - это очень неплохая цена, ее вряд ли удастся существенно превысить. Так что стабилизационный фонд значительным ресурсом в руках кабинета не будет (если вообще будет создан), и к пиковому с точки зрения обслуживания долга 2003 году страна подойдет разве что с резервами Центробанка.
Минфину пришлось пойти навстречу очень многим лоббистам - прежде всего тем, финансовые мандаты которым выдал лично президент. Военные расходы должны вырасти на 22,3%, не считая 14,5 млрд. рублей специально на реформу Вооруженных Сил. Помощь бюджетам всех уровней увеличивается на 13,6%. Зарплата бюджетникам, по заверению Алексея Кудрина, индексируется в 1,8-3,5 раза. Все это как раз и привело к тому, что 215 миллиардов на погашение долга Минфину не хватило. Как не хватило и денег на стабилизационный фонд.
Политика лавирования между необходимостью обслуживания долга и потребностями лоббистов - это в принципе неплохой тактический прием, ставший долгосрочной стратегией. Собственно, проводит эту стратегию сам президент, а правительство и Минфин выступают лишь исполнителями - именно поэтому Владимир Путин предпочел не заметить фактического исчезновения стабилизационного фонда. Однако, как любой компромисс, она имеет известные ограничения. Главное из них - финансовая стабильность. Если ее удастся сохранить, маневр можно будет считать удавшимся. Ну а если нет - придется тщательно изучить материал свай, на которых построен дом под названием "бюджет-2002".
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.