Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

28.05.2001 | Дмитрий Орлов

Тихое латание черных дыр

Отличительная черта нынешних экономических реформ - тишина. Весьма активные действия федеральных властей не сопровождаются более шумом в публичном пространстве. Более того, даже радикально меняющие ситуацию меры, носящие характер системной медернизации, иногда остаются почти незамеченными. Так случилось и с одобренной совсем недавно правительством "Программой развития бюджетного федерализма".

Этот документ со скучным названием, разработанный в Министерстве финансов под руководством первого заместителя министра Алексея Улюкаева, предусматривает поистине революционные шаги. Особый бюджетный статус Татарстана и Башкортостана будет ликвидирован. Внутренние офшорные зоны - безналоговые регионы типа Ингушетии, в которых зарегистрирована чуть ли не треть российских предприятий - перестанут существовать. Наконец, предполагается отменить ряд местных налогов и приостановить действие некоторых положений Бюджетного кодекса и закона "О финансовых основах местного самоуправления". Все эти меры для регионов, привыкших к налоговому раю, выглядят как драконовские. Но и консервативная часть грядущей реформы бюджетного федерализма также весьма жестко пересматривает правила игры.

Нынешняя система финансовых взаимоотношений российского правительства и администраций субъектов Федерации не предполагает нормального разделения между ними денежных потоков, идущих "снизу". Большая часть налогов дробится между центром и регионами, причем в постоянно меняющихся пропорциях. Минфин собирается реализовать принцип "один бюджет - один налог": региональные налоги будут поступать только в региональные бюджеты, федеральные - только в федеральный. Но это в отдаленной перспективе. Как уверяет Алексей Улюкаев, к 2005 году будут разработаны и утверждены специальные нормативы распределения каждого из налогов между бюджетами разных уровней. А выравнивание обеспеченности регионов будет происходить через специально создаваемую систему федеральных бюджетных фондов.

Бюджеты дотационных регионов будут исполняться только через Федеральное казначейство, что в известной степени гарантирует от их банального разворовывания. В случае постоянного и грубого нарушения местными администрациями порядка платежей - прежде всего это касается выплаты зарплат, пенсий и пособий - в регионах будет вводиться внешнее финансовое управление. "Рулить" местным бюджетом будет в этом случае российский Минфин. Именно эта планируемая мера вызвала сдержанное недовольство в бюджетном комитете Совета Федерации. И хотя верхняя палата федерального парламента более чем лояльна Кремлю, - телефонное общение заместителя руководителя президентской администрации Владислава Суркова и одного из лидеров группы "Федерация" Михаила Маргелова является прямым эффективным инструментом в руках Путина, -- проти введения внешнего финансового управления региональные боссы и часть их представителей в Совете Федерации будут биться до последнего. Ведь местные налоги - единственный оставшийся в их распоряжении относительно автономный от федерального центра ресурс.

Алексей Улюкаев провозгласил настоящий крестовый поход против так называемых "нефинансируемых мандатов" -- обязательств государства, не обеспеченных фактическими ресурсами. Сегодня объем этих "мандатов" оценивается в 600 миллиардов рублей (примерно 8% ВВП), и сосредоточены они прежде всего в регионах. "Набраться мужества и отменить" -- такой рецепт дает первый заместитель министра финансов по поводу несиполняемых (неисполнимых?) социальных законов. Точка зрения Алексея Улюкаева вполне совпадает с позицией его непосредственного начальника, вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина. Руководителям Минфина, очевидно, уже в ближайшее время придется столкнуться с военными и аграрными лоббистами, усилившими свои притязания на куски федерального и региональных бюджетов после заявления президента Путина о необходимости изыскать деньги для повышения зарплат военным и на посевную кампанию. Их новые каналы влияния, прежде всего через президентских полпредов, в Минфине оценивают как весьма эффективные. Однако правительство полно решимости лишних денег не давать.

"Программа развития бюджетного федерализма" -- не первая на пути ограничения финансовых прерогатив регионов. Еще в 1999 году была подготовлена, а затем довольно адекватно реализована Концепция реформирования межбюджетных отношений. Кремль последовательно создает моноцентрическую систему власти и полномочий. Этим единственным центром, разумеется, является президент. Автономия остальных игроков подвергается жестким ограничениям, становится все более относительной и все менее обеспеченной ресурсами. Постоянно растущая управляемость ситуации, как выясняется, нужна Кремлю для проведения технократических реформ. Такова логика современного политического процесса, логика, которой придерживается и российский Минфин.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net