Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

25.05.2001 | Алексей Зудин

Осторожно, двери закрываются

Сначала немного фактов, касающихся нынешнего этапа взаимоотношений федерального центра с регионами. Итак:

недавно Государственная Дума в первом чтении поддержала поправки, запрещающие большей части губернаторов переизбираться на третий срок;

регионы потерпели поражение в борьбе вокруг схемы рестуктуризации РАО "ЕЭС России";

Путин на встрече с полпредами заявил, что те должны получить право контролировать финансовые потоки по федеральным программам в регионах;

в Государственной Думе на подходе законопроект о партиях, один из пунктов которого лишает региональные партии места в политическом процессе;

наконец, совсем недавно правительство одобрило программу Министерства финансов о реформировании региональных финансов.

Мы уже привыкли, что во взаимоотношениях федерального центра и регионов утверждается "вертикаль власти". Создание федеральных округов и института полпредов весной прошлого года утвердили новый механизм контроля центра над регионами, а реформа Совета Федерации летом 2000-го лишила губернаторский корпус полноценного политического статуса на федеральном уровне. Правда, осенью был создан Госсовет, с которым стали связываться надежды на возрождение политического влияния губернаторов, пусть и в новом качестве. Определенные основания для этого имелись. Федеральный центр сделал несколько шагов навстречу региональной элите, включая разрешение большинству губернаторов баллотироваться на третий срок и подключение их к проектированию экономического курса правительства (комиссия Ишаева по экономической программе и комиссия Кресса по реформе РАО "ЕЭС России"). Заговорили о новом формате отношений с элитой вообще и региональной элитой в частности, предполагающем диалог и взаимные уступки (примерно в это же время начался организованный диалог и с бизнес-элитой).

Центр политических технологий, анализируя эти процессы, выявил и описал рамки жестких ограничений, устанавливаемых центром для такого нового диалога. Главное ограничение - жесткая логика моноцентричной политической системы, выстраиваемой Кремлем (см. "Политический режим Владимира Путина в начале первого года правления"). Последние события в полной мере подтвердили справедливость этой оценки. Консолидация президентского контроля над "силовым блоком" весной этого года укрепила позиции Кремля в диалоге с элитами. Пока нет оснований говорить о начале нового витка укрепления "вертикали власти", но вектор обозначен достаточно четко. Уступки региональным элитам не носят повсеместного характера, и распространяются только на тех игроков, которые обладают наибольшими ресурсами, таких, как Минтимер Шаймиев и Юрий Лужков. Более того, частичные уступки сопровождаются дальнейшей консолидацией контроля федерального центра над регионами. Механизм федерального контроля постепенно дополняется новыми звеньями. К связке Президент-полпреды добавилась новая цепочка: Администрация президента - группа "Федерация" в верхней палате парламента. Последовательные действия федеральной власти направлены на перекройку институционального дизайна таким образом, чтобы ограничить политическую автономию губернаторского корпуса в его "вотчине", собственно на региональном уровне.

Недавно завершившийся цикл губернаторских выборов продемонстрировал готовность федеральной бизнес-элиты к активной политической игре в регионах. В этом увидели прежде всего проявление политической слабости большого бизнеса на федеральном уровне. После того, как в федеральном центре "олигархов" сменили "иерархи", единственной свободной площадкой оказались регионы, куда и устремилась бизнес-элита. Но важно и то, что происходило это если не с санкции, то при молчаливом одобрении Кремля. Расчет прост: появление новых игроков делает региональный политический рынок более конкурентным, а значит, ослабляет позиции губернаторов. Кроме того, приход к власти в регионах представителей федеральной бизнес-элиты увеличивает, хотя бы и косвенно политический контроль Кремля над регионами: "бизнес-губернатор" по определению не настроен на конфликт с Москвой.

Принятие закона о партиях приведет к еще большему ограничению политического влияния губернаторов. Общее повышение роли партий и предоставление им исключительного права выдвигать кандидатов в депутаты как по спискам, так и по одномандатными округам сокращает возможности губернаторов влиять на состав Государственной Думы. Это ограничит губернаторский лоббизм в нижней палате федерального парламента. В распоряжении губернаторов остаются немалые ресурсы влияния - административная вертикаль, кадры, финансы, но использовать их для влияния на федеральную политику становится все труднее. В свою очередь, усиление федерального контроля над финансовыми потоками и экономикой регионов затруднит функционирование созданных в регионах "машин для голосования".

Никакого второго издания "пакта" нового политического режима с элитами, хотя бы отдаленно напоминающий тот, который действовал в период правления Бориса Ельцина, нет и не предвидится. Вслед за бизнес-элитой в новый иерархический порядок медленно, но неумолимо встраивают и региональных лидеров. "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция ….."

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net