Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

25.05.2001 | Алексей Зудин

Осторожно, двери закрываются

Сначала немного фактов, касающихся нынешнего этапа взаимоотношений федерального центра с регионами. Итак:

недавно Государственная Дума в первом чтении поддержала поправки, запрещающие большей части губернаторов переизбираться на третий срок;

регионы потерпели поражение в борьбе вокруг схемы рестуктуризации РАО "ЕЭС России";

Путин на встрече с полпредами заявил, что те должны получить право контролировать финансовые потоки по федеральным программам в регионах;

в Государственной Думе на подходе законопроект о партиях, один из пунктов которого лишает региональные партии места в политическом процессе;

наконец, совсем недавно правительство одобрило программу Министерства финансов о реформировании региональных финансов.

Мы уже привыкли, что во взаимоотношениях федерального центра и регионов утверждается "вертикаль власти". Создание федеральных округов и института полпредов весной прошлого года утвердили новый механизм контроля центра над регионами, а реформа Совета Федерации летом 2000-го лишила губернаторский корпус полноценного политического статуса на федеральном уровне. Правда, осенью был создан Госсовет, с которым стали связываться надежды на возрождение политического влияния губернаторов, пусть и в новом качестве. Определенные основания для этого имелись. Федеральный центр сделал несколько шагов навстречу региональной элите, включая разрешение большинству губернаторов баллотироваться на третий срок и подключение их к проектированию экономического курса правительства (комиссия Ишаева по экономической программе и комиссия Кресса по реформе РАО "ЕЭС России"). Заговорили о новом формате отношений с элитой вообще и региональной элитой в частности, предполагающем диалог и взаимные уступки (примерно в это же время начался организованный диалог и с бизнес-элитой).

Центр политических технологий, анализируя эти процессы, выявил и описал рамки жестких ограничений, устанавливаемых центром для такого нового диалога. Главное ограничение - жесткая логика моноцентричной политической системы, выстраиваемой Кремлем (см. "Политический режим Владимира Путина в начале первого года правления"). Последние события в полной мере подтвердили справедливость этой оценки. Консолидация президентского контроля над "силовым блоком" весной этого года укрепила позиции Кремля в диалоге с элитами. Пока нет оснований говорить о начале нового витка укрепления "вертикали власти", но вектор обозначен достаточно четко. Уступки региональным элитам не носят повсеместного характера, и распространяются только на тех игроков, которые обладают наибольшими ресурсами, таких, как Минтимер Шаймиев и Юрий Лужков. Более того, частичные уступки сопровождаются дальнейшей консолидацией контроля федерального центра над регионами. Механизм федерального контроля постепенно дополняется новыми звеньями. К связке Президент-полпреды добавилась новая цепочка: Администрация президента - группа "Федерация" в верхней палате парламента. Последовательные действия федеральной власти направлены на перекройку институционального дизайна таким образом, чтобы ограничить политическую автономию губернаторского корпуса в его "вотчине", собственно на региональном уровне.

Недавно завершившийся цикл губернаторских выборов продемонстрировал готовность федеральной бизнес-элиты к активной политической игре в регионах. В этом увидели прежде всего проявление политической слабости большого бизнеса на федеральном уровне. После того, как в федеральном центре "олигархов" сменили "иерархи", единственной свободной площадкой оказались регионы, куда и устремилась бизнес-элита. Но важно и то, что происходило это если не с санкции, то при молчаливом одобрении Кремля. Расчет прост: появление новых игроков делает региональный политический рынок более конкурентным, а значит, ослабляет позиции губернаторов. Кроме того, приход к власти в регионах представителей федеральной бизнес-элиты увеличивает, хотя бы и косвенно политический контроль Кремля над регионами: "бизнес-губернатор" по определению не настроен на конфликт с Москвой.

Принятие закона о партиях приведет к еще большему ограничению политического влияния губернаторов. Общее повышение роли партий и предоставление им исключительного права выдвигать кандидатов в депутаты как по спискам, так и по одномандатными округам сокращает возможности губернаторов влиять на состав Государственной Думы. Это ограничит губернаторский лоббизм в нижней палате федерального парламента. В распоряжении губернаторов остаются немалые ресурсы влияния - административная вертикаль, кадры, финансы, но использовать их для влияния на федеральную политику становится все труднее. В свою очередь, усиление федерального контроля над финансовыми потоками и экономикой регионов затруднит функционирование созданных в регионах "машин для голосования".

Никакого второго издания "пакта" нового политического режима с элитами, хотя бы отдаленно напоминающий тот, который действовал в период правления Бориса Ельцина, нет и не предвидится. Вслед за бизнес-элитой в новый иерархический порядок медленно, но неумолимо встраивают и региональных лидеров. "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция ….."

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net