Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.05.2001 | Борис Макаренко

Телега реформ: наконец запряжена

Эпоха Ельцина, казалось бы, отменила одно из вековых правил, описывающих загадочную русскую душу. Давно известно, что "русский медленно запрягает, но быстро едет". При Ельцине у телеги реформ отваливались колеса, кобыле не хватало овса, кучер слишком много "работал с документами", а все вокруг спорили, впереди или сзади телеги привязывать лошадь. О езде - быстрой или медленной - не приходилось даже думать. Времена изменились: телегу (т.е. государство) кое-как починили. Нефтяные цены позволили разжиться овсом. Новый кучер оказался человеком активным и умеющим держать в руках поводья. Но телега экономических реформ оставалась на месте, а многие зеваки продолжали спорить, доедет ли она до Казани или до Москвы (где местным воеводам обещан третий срок). Недоброжелатели называли и самые трудные дороги, на которых колеи были разбиты, а в трущобах сидели лихие люди- олигархи да губернаторы…

Телегу удалось запрячь. Об этом свидетельствует целый ряд шагов, предпринятых президентом и правительством на минувшей неделе. Определилась стратегия реформы РАО "ЕЭС": за основу взят вариант федерального министерства, а лоббистские интересы регионов могут быть отражены только в частных поправках. В Думу вносится долгожданный пакет законов по судебной реформе: контрнаступление прокуратуры, которое один раз побудило президента отозвать свои предложения из парламента, все же захлебнулось. Правительство наконец утвердило программу структурной реформы МПС. Пошли разговоры о том, что уходит со своего поста и Рэм Вяхирев, при котором реформировать газовую монополию было бы, мягко говоря, слишком трудно. Кроме того, наметилось продвижение по разработке концепции жилищно-коммунальной реформы (Госсовет обсудит ее 29 мая) и нахождению компромиссов по проекту нового КЗОТа.

Подчеркнем: движение наметилось не просто на нескольких направлениях сразу, а в сферах, которые традиционно относили к самым проблемным. Проблемным не только в силу их масштабности (речь идет о трех общероссийских монополиях и целой ветви власти), но и по прогнозируемой силе инерции и сопротивления корпоративных, клановых, региональных и других интересов. В послании президента Федеральному Собранию значилось много "текущих задач", и мы видим, что начать президент решил отнюдь не с самых простых из них. Его выбор вполне логичен: при нереформированных естественных монополиях, архаичной судебной системе, пожирающем ресурсы жилищном хозяйстве и устаревшем трудовом законодательстве любая "частная реформа" вряд ли бы создала момент движения, необходимый для оздоровления всей экономики.

У этих проектов реформ, при всем их разнообразии, можно найти общие черты.

Все проекты не "революционны". Речь не идет о новом издании "шоковой терапии" или навязанной авторитетом верховной власти воле одной "команды". Все проекты прошли долгую и непростую притирку разных, зачастую конфликтных подходов. Поэтому вряд ли на этапе реализации они столкнутся с открытой оппозицией со стороны групп влияния. Разумеется, попытки "заиграть" и приспособить под себя требования реформ будут иметь место, но это неизбежно.

При том, что согласование интересов состоялось, в проектах прослеживается некая доминирующая линия: все они, во-первых, "государственнические", т.е. подразумевающие активную регулирующую и "командную" роль федеральной исполнительной власти, и, во-вторых, "модернизаторские". Не будем употреблять понятие "либеральные" - оно слишком идеологически заряжено, неоднозначно и в разной степени применимо к различным проектам. Но общая логика реформ вполне вписывается в понятие о современном цивилизованном обществе с рыночной экономикой, четко описанной ролью государства, уважаемой судебной системой, правовым регулированием отношений между трудом и капиталом.

Реформы постепенны. Концепция реформирования РАО "ЕЭС" растянута до 2008 года, а МПС - до 2005-го. Не будет "ударных темпов" и при реализации других проектов. С одной стороны, постепенность чревата опасностью "увязания в деталях", но, с другой, слишком много мы видели примеров провала поспешных реформаторских начинаний.

Итак, слава Богу, телегу реформ запрягли. А как теперь поедем? Как бы нам этого ни хотелось, вторая часть известной пословицы вряд ли оправдается: на быструю езду рассчитывать не следует сразу по нескольким причинам.

Во-первых, путь долог (уж больно велики эти естественные монополии). Во-вторых, телега хоть и починена, но остается старой, скрипучей, лишенной рессор. В-третьих, на дорогах много колдобин в виде конфликтующих интересов, изношенной материальной базы, нехватки опытных управленцев и т.п. В-четвертых, овес может кончиться (высокие нефтяные цены не вечны). В-пятых, не всех еще лихих людей переловили: попритихли наши олигархи с губернаторами, в открытую на дорогах не шалят, но сколько еще могут мостов разобрать, бревен поперек колеи накидать…

Телега тронулась. Судьба ли ей превратиться в птицу-тройку (куда летишь? Дай ответ - не дает ответа)? Пожалуй, не стоит сейчас, в начале пути говорить об этом. В добрый путь, кучер!

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net