Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Региональный контекст

27.06.2001 | Сергей Михеев

Президент Якутии тонет

Глава МЧС Сергей Шойгу, прибывший из Якутска в Ленск вместе с рабочей группой правительства, подверг резкой критике медлительность местных и федеральных чиновников в организации работ по восстановлению разрушенного после наводнения города.

На проведённом совещании президенту Якутии Михаилу Николаеву не оставалось ничего, кроме как «сделать хорошую мину при плохой игре» и демонстративно присоединится к недовольству Шойгу. Хотя ясно, что сам Николаев в первую очередь причастен к этим проблемам. Это уже не первый сигнал недовольства федерального центра действиями местных властей по ликвидации последствий наводнения.

Шойгу по сути транслирует недовольство Кремля в целом. Деньги буквально текут в Якутию, а ситуация на местах практически не меняется. Сам Владимир Путин пока ограничился разжалованием руководителя Госстроя Анвара Шамузафарова в заместители председателя федеральной комиссии по ликвидации последствий стихийного бедствия. Более откровенно недовольство президента озвучил Михаил Касьянов, а назначенный председателем Шойгу с первых же часов решил продемонстрировать максимально жёсткий стиль руководства. На периферии процесса пока остаются заявления руководства МВД и Счётной палаты о том, что столь тяжкие последствия наводнения стали возможны благодаря нерадивости и откровенным злоупотреблениям местных чиновников. Все хорошо помнят, что во время наступления стихии самого Николаева долго не могли разыскать.

В этом контексте не вызывает сомнения тот факт, что пусть в неявной форме, но наводнение в Якутии подняло вопрос о политическом будущем её руководства. Автономный политический режим в республике не вписывается в выстраиваемую Кремлем систему власти. Процесс сокращения полномочий якутского президента Николаева, как и прочих губернаторов-«тяжеловесов», начат, а вместе с ним - и процесс политического торга региона и Центра вокруг места республиканского руководства в «новой» России. Моментом истины явятся выборы президента Якутии, которые должны состояться в конце года. Если Москва решится открыто играть против Николаева, проблемы с паводком дают Кремлю возможность начать атаку уже сейчас.

Между Якутией и Татарстаном, в котором Центр недавно санкционировал переизбрание президента Минтимера Шаймиева, есть много общего. Республика традиционно числилась в лидерах суверенизации. Законодательство Якутии, как и многих других национальных республик - того же Татарстана, Ингушетии, Адыгеи, Горного Алтая - содержит противоречащие федеральным нормативным актам положения о государственном суверенитете, примате региональных законов над федеральными, нескольких «государственных языках» и многое другое.

В Якутии достаточно сильны националистические настроения. В середине 90-х гг. большинство русских во властных структурах было заменено представителями коренных национальностей. Сейчас ситуация сглажена, прежнего радикализма нет, однако русские, как правило, являются не первыми лицами республиканских властных структур, а лишь заместителями. В этих условиях русское население активно покидает республику, из-за чего национальный баланс в регионе постепенно меняется в пользу коренных национальностей.

В связи с этим Центр может не решиться на смещение якутского президента. Естественным развитием событий может стать переизбрание Николаева по сценарию Шаймиева. Президент Якутии политически слабее татарского коллеги, из-за чего согласие Центра на его переизбрание может быть обставлено более жесткими условиями.

«Татарстанский» вариант имеет свои плюсы и минусы для федерального Центра. Положительными последствиями благословения Николаева или его преемника несомненно являются сохранение прежнего расклада политических сил внутри республики - это важно для Кремля, озабоченного общественной и, особенно, межнациональной стабильностью. Таким образом, Николаев остается гарантом политического и национального мира в республике. Кроме того, Москве более выгодно иметь дело с известным и проверенным политиком, чем рисковать, ища «нового героя», который, возможно, не будет так же договороспособен. Центр может дорого продать свое согласие на продление полномочий Николаева или победу его преемника, потребовав, например, в ближайшее время изменить законодательство республики или существенно перестроить властные структуры Якутии. К тому же, «татарстанский» вариант исключает активное участие в предвыборной кампании полпреда в Дальневосточном округе Константина Пуликовского, уже достаточно скомпрометированного непродуманными действиями в Приморье.

Наряду с положительными последствиями, продление политической жизни Николаева имеет и отрицательные для федерального Центра стороны. Среди них в первую очередь консервация «ельцинского наследия» - фактически автономного от Кремля регионального политического режима. Президент Николаев, хотя и лишается части рычагов влияния, все же остается авторитарным региональным «бароном», с непрозрачной для Москвы системой власти. Не исключено продолжение деградации республиканской экономики, социальной сферы (что делает возможным повторение разрушительных паводков) и дискриминации неякутского населения. Все это неизбежно вызовет критику в адрес Кремля, закрывающего глаза на антигосударственную позицию якутских властей. Согласие на продление срока Николаева будет расценено наблюдателями и общественностью как очередная слабость федерального Центра, который «обломал зубы» об еще одного губернатора-«тяжеловеса» (предыдущие случаи - выборы президента Татарстана и парламента Адыгеи). Воспрянут духом многие амбициозные главы регионов, видя, что местные элиты регулярно переигрывают Центр на своем поле. «Мягкое» переизбрание Николаева - еще один удар по позициям полпреда Пуликовского. После достижения республиканской администрацией прямых договоренностей с Центром, уровень влияния полпреда на региональные элиты упадет, и с ним могут перестать считаться.

Если же Москва решится играть против Николаева, ей придется поставить на какую-либо из хорошо известных в республике фигур. Электоральная среда в регионе не способствует победе кандидата-«варяга». Как в большинстве сибирских и дальневосточных регионов, в Якутии сильна неприязнь к Москве. Ситуация осложняется распространенностью националистических взглядов среди простых избирателей-якутов.

Из-за глубокого социально-экономического кризиса в регионе весьма сильны протестные настроения. Свою роль сыграли более резкое, чем в «материковых» регионах, падение реального жизненного уровня населения из-за опережающего роста цен на товары и услуги; слабо структурированная экономика; отсутствие возможностей для ведения личного подсобного хозяйства, обесценивание сбережений и низкий уровень развития социальной сферы.

Существенным препятствием для возможного «кандидата Центра» служит региональный закон о выборах. Он содержит положения, которые практически исключают участие в борьбе за президентское кресло не только кандидатов со стороны, но даже русских жителей Якутии.

Согласно региональному законодательству, на пост президента может претендовать любой гражданин республики по рождению, непрерывно проживающий в ней не менее пятнадцати лет, в возрасте не моложе сорока лет и не старше шестидесяти лет. Обязательное условие для претендента на пост президента - свободное владение обоими «государственными языками» республики, якутским и русским.

В то же время все законодательные «перекосы» вполне можно исправить при наличии политической воли. Помочь в этом может налоговый фактор: федеральный Центр претендует на арендную плату, которую основной донор республиканского бюджета - компания «Алмазы России - Саха» платит Якутии за право использовать основные фонды. В 2001 году компания должна заплатить по этой статье в региональный бюджет более 1,6 млрд. долл. Более того, могут быть пересмотрены сами итоги акционирования НПО «Якуталмаз» (прежнее название АЛРОСА). Все эти неблагоприятные факторы могут заставить якутские власти стать более сговорчивыми и выполнить все требования федерального Центра.

Какой из сценариев - война против Николаева или «татарстанский» вариант - будет в конце концов реализован, зависит от многих факторов. Это и общая ситуация в экономике и социальной сфере, и рейтинг Владимира Путина, и общая интенсивность участия Центра в важнейших избирательных кампаниях этого года - в Нижегородской, Иркутской, Ростовской областях и в республиках Коми, Чувашия и Адыгея. Сам якутский вопрос не принципиален для Центра. Дело вполне можно уладить перераспределением налогов и выправлением республиканского законодательства. Поэтому «татарстанский» сценарий представляется пока наиболее вероятным развитием событий.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net