Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.06.2001 | Сергей Михеев
Президент Якутии тонет
Глава МЧС Сергей Шойгу, прибывший из Якутска в Ленск вместе с рабочей группой правительства, подверг резкой критике медлительность местных и федеральных чиновников в организации работ по восстановлению разрушенного после наводнения города.
На проведённом совещании президенту Якутии Михаилу Николаеву не оставалось ничего, кроме как «сделать хорошую мину при плохой игре» и демонстративно присоединится к недовольству Шойгу. Хотя ясно, что сам Николаев в первую очередь причастен к этим проблемам. Это уже не первый сигнал недовольства федерального центра действиями местных властей по ликвидации последствий наводнения.
Шойгу по сути транслирует недовольство Кремля в целом. Деньги буквально текут в Якутию, а ситуация на местах практически не меняется. Сам Владимир Путин пока ограничился разжалованием руководителя Госстроя Анвара Шамузафарова в заместители председателя федеральной комиссии по ликвидации последствий стихийного бедствия. Более откровенно недовольство президента озвучил Михаил Касьянов, а назначенный председателем Шойгу с первых же часов решил продемонстрировать максимально жёсткий стиль руководства. На периферии процесса пока остаются заявления руководства МВД и Счётной палаты о том, что столь тяжкие последствия наводнения стали возможны благодаря нерадивости и откровенным злоупотреблениям местных чиновников. Все хорошо помнят, что во время наступления стихии самого Николаева долго не могли разыскать.
В этом контексте не вызывает сомнения тот факт, что пусть в неявной форме, но наводнение в Якутии подняло вопрос о политическом будущем её руководства. Автономный политический режим в республике не вписывается в выстраиваемую Кремлем систему власти. Процесс сокращения полномочий якутского президента Николаева, как и прочих губернаторов-«тяжеловесов», начат, а вместе с ним - и процесс политического торга региона и Центра вокруг места республиканского руководства в «новой» России. Моментом истины явятся выборы президента Якутии, которые должны состояться в конце года. Если Москва решится открыто играть против Николаева, проблемы с паводком дают Кремлю возможность начать атаку уже сейчас.
Между Якутией и Татарстаном, в котором Центр недавно санкционировал переизбрание президента Минтимера Шаймиева, есть много общего. Республика традиционно числилась в лидерах суверенизации. Законодательство Якутии, как и многих других национальных республик - того же Татарстана, Ингушетии, Адыгеи, Горного Алтая - содержит противоречащие федеральным нормативным актам положения о государственном суверенитете, примате региональных законов над федеральными, нескольких «государственных языках» и многое другое.
В Якутии достаточно сильны националистические настроения. В середине 90-х гг. большинство русских во властных структурах было заменено представителями коренных национальностей. Сейчас ситуация сглажена, прежнего радикализма нет, однако русские, как правило, являются не первыми лицами республиканских властных структур, а лишь заместителями. В этих условиях русское население активно покидает республику, из-за чего национальный баланс в регионе постепенно меняется в пользу коренных национальностей.
В связи с этим Центр может не решиться на смещение якутского президента. Естественным развитием событий может стать переизбрание Николаева по сценарию Шаймиева. Президент Якутии политически слабее татарского коллеги, из-за чего согласие Центра на его переизбрание может быть обставлено более жесткими условиями.
«Татарстанский» вариант имеет свои плюсы и минусы для федерального Центра. Положительными последствиями благословения Николаева или его преемника несомненно являются сохранение прежнего расклада политических сил внутри республики - это важно для Кремля, озабоченного общественной и, особенно, межнациональной стабильностью. Таким образом, Николаев остается гарантом политического и национального мира в республике. Кроме того, Москве более выгодно иметь дело с известным и проверенным политиком, чем рисковать, ища «нового героя», который, возможно, не будет так же договороспособен. Центр может дорого продать свое согласие на продление полномочий Николаева или победу его преемника, потребовав, например, в ближайшее время изменить законодательство республики или существенно перестроить властные структуры Якутии. К тому же, «татарстанский» вариант исключает активное участие в предвыборной кампании полпреда в Дальневосточном округе Константина Пуликовского, уже достаточно скомпрометированного непродуманными действиями в Приморье.
Наряду с положительными последствиями, продление политической жизни Николаева имеет и отрицательные для федерального Центра стороны. Среди них в первую очередь консервация «ельцинского наследия» - фактически автономного от Кремля регионального политического режима. Президент Николаев, хотя и лишается части рычагов влияния, все же остается авторитарным региональным «бароном», с непрозрачной для Москвы системой власти. Не исключено продолжение деградации республиканской экономики, социальной сферы (что делает возможным повторение разрушительных паводков) и дискриминации неякутского населения. Все это неизбежно вызовет критику в адрес Кремля, закрывающего глаза на антигосударственную позицию якутских властей. Согласие на продление срока Николаева будет расценено наблюдателями и общественностью как очередная слабость федерального Центра, который «обломал зубы» об еще одного губернатора-«тяжеловеса» (предыдущие случаи - выборы президента Татарстана и парламента Адыгеи). Воспрянут духом многие амбициозные главы регионов, видя, что местные элиты регулярно переигрывают Центр на своем поле. «Мягкое» переизбрание Николаева - еще один удар по позициям полпреда Пуликовского. После достижения республиканской администрацией прямых договоренностей с Центром, уровень влияния полпреда на региональные элиты упадет, и с ним могут перестать считаться.
Если же Москва решится играть против Николаева, ей придется поставить на какую-либо из хорошо известных в республике фигур. Электоральная среда в регионе не способствует победе кандидата-«варяга». Как в большинстве сибирских и дальневосточных регионов, в Якутии сильна неприязнь к Москве. Ситуация осложняется распространенностью националистических взглядов среди простых избирателей-якутов.
Из-за глубокого социально-экономического кризиса в регионе весьма сильны протестные настроения. Свою роль сыграли более резкое, чем в «материковых» регионах, падение реального жизненного уровня населения из-за опережающего роста цен на товары и услуги; слабо структурированная экономика; отсутствие возможностей для ведения личного подсобного хозяйства, обесценивание сбережений и низкий уровень развития социальной сферы.
Существенным препятствием для возможного «кандидата Центра» служит региональный закон о выборах. Он содержит положения, которые практически исключают участие в борьбе за президентское кресло не только кандидатов со стороны, но даже русских жителей Якутии.
Согласно региональному законодательству, на пост президента может претендовать любой гражданин республики по рождению, непрерывно проживающий в ней не менее пятнадцати лет, в возрасте не моложе сорока лет и не старше шестидесяти лет. Обязательное условие для претендента на пост президента - свободное владение обоими «государственными языками» республики, якутским и русским.
В то же время все законодательные «перекосы» вполне можно исправить при наличии политической воли. Помочь в этом может налоговый фактор: федеральный Центр претендует на арендную плату, которую основной донор республиканского бюджета - компания «Алмазы России - Саха» платит Якутии за право использовать основные фонды. В 2001 году компания должна заплатить по этой статье в региональный бюджет более 1,6 млрд. долл. Более того, могут быть пересмотрены сами итоги акционирования НПО «Якуталмаз» (прежнее название АЛРОСА). Все эти неблагоприятные факторы могут заставить якутские власти стать более сговорчивыми и выполнить все требования федерального Центра.
Какой из сценариев - война против Николаева или «татарстанский» вариант - будет в конце концов реализован, зависит от многих факторов. Это и общая ситуация в экономике и социальной сфере, и рейтинг Владимира Путина, и общая интенсивность участия Центра в важнейших избирательных кампаниях этого года - в Нижегородской, Иркутской, Ростовской областях и в республиках Коми, Чувашия и Адыгея. Сам якутский вопрос не принципиален для Центра. Дело вполне можно уладить перераспределением налогов и выправлением республиканского законодательства. Поэтому «татарстанский» сценарий представляется пока наиболее вероятным развитием событий.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.