Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Региональный контекст

05.06.2001 | Сергей Михеев

Реформа жилкомхоза в регионах: Губернаторы колеблются?

29 мая Госсовет обсудил правительственный вариант реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и программу, подготовленную рабочей группой Госсовета под руководством омского губернатора Леонида Полежаева. Члены Госсовета были едины во мнении: реформа неизбежна.

В отличие от вопросов реформирования других естественных монополий, в сфере ЖКХ губернаторы проявляют заметную активность, поскольку реформа ЖКХ напрямую затрагивает их интересы. Перед угрозой масштабного коллапса жилкомхоза по приморскому сценарию лидеры регионов вынуждены срочно распутывать сложный клубок проблем, связанных с ЖКХ. Губернаторы осознают, что перекладывание оплаты за ЖКХ на плечи потребителей неминуемо и пытаются снизить возможные негативные социальные последствия этого для населения своих регионов. Ещё несколько месяцев назад на заседании Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» была предложена идея переложить значительную часть финансового бремени на наиболее состоятельные слои населения.

Несбывшиеся надежды губернаторов

Но основные надежды губернаторы возлагали все же на Центр. От федеральных органов они ожидали скорейшего принятия законов о ЖКХ, погашения долгов российского бюджета регионам на расходы по содержанию ЖКХ, переданных в муниципальную собственность, и реструктуризации долгов ЖКХ по налогам в бюджеты всех уровней. При этом начало кардинальных преобразований в этой сфере губернаторы перед угрозой массового социального недовольства откладывали. На специальных слушаниях в Совете Федерации члены верхней палаты потребовали у правительства жестко увязать сроки реализации предстоящей реформы с ростом реальных доходов всех групп населения страны, а рабочая группа Госсовета по реформе жилкомхоза под руководством нынешнего члена президиума омского губернатора Леонида Полежаева предлагает начать базовые реформы лишь в 2004-2005 гг.

Одним из наиболее заметных выступающих по реформе ЖКХ стал мэр Москвы Юрий Лужков. Ещё в апреле он выразил мнение, что москвичи должны «первыми в России» перейти на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Понимая, что это решение сильно снизит его популярность, мэр Москвы, как и сибирские губернаторы, предложил начать реформу с наиболее состоятельных горожан. Для этого будут даже создаваться специальные базы данных, из которых будет видны реальные доходы «каждой отдельной квартиры».

Внезапная реформистская активность Лужкова (который никогда этим не отличался и вообще позиционирует себя в качестве социал-демократа) имеет вполне прагматичные объяснения. Мэр Москвы вынужден в последнее время решать ряд важнейших экономических проблем. Главным козырем Лужкова в продолжающемся торге с Кремлем за место мэра в российской политике всегда была мощная финансовая база российской столицы. В ближайшем будущем экономические ресурсы Лужкова могут сильно сократиться, и это придает его позициям небывалую доселе шаткость. Главной проблемой столичных властей является висящий на Москве огромный внешний долг. Показателем важности этой проблемы стали опубликованные данные бюджета столицы на 2002 год, сверстанного с дефицитом почти в 10 млрд. рублей. В соответствии с ними, на обслуживание государственного долга Москвы столичные власти планируют в следующем году направить более 6 млрд. рублей. Такие деньги Лужкову изыскать будет очень тяжело, притом, что столица, живя на широкую ногу, не привыкла экономить.

Наступление на финансы столицы ведет и федеральное правительство. Начальник Московского управления МНС России Геннадий Горбунов заявил, что функции сбора налогов с крупных налогоплательщиков могут быть переданы с регионального на федеральный уровень. Интересы столицы здесь затронуты не будут - пока речь пока не идет об изменении налоговой схемы. Но эти заявления вновь дали пищу для слухов о реанимации Центром старой идеи о том, что крупнейшие налогоплательщики страны должны платить налоги не по месту регистрации (т.е. в Москве), а в регионах фактического нахождения и деятельности. Учитывая, что почти половина столичного бюджета образуется в результате получения Москвой своей части налога на прибыль ста крупнейших налогоплательщиков (таких, как «Газпром», «ЛУКойл» и других), лишение столицы такой базы равносильно полному банкротству московской экономической системы, а значит, и смерти Лужкова как «потенциально федерального» политика.

До недавнего времени тема ЖКХ традиционно играла роль некоего мячика, который регионы и Центр «перекидывали» друг другу, перекладывая ответственность за явное неблагополучие в данной сфере на противоположную сторону. В итоге крайним оставалось местное самоуправление, на плечи которого ложилось основное бремя поддержания жилищно-коммунальной сферы.

Политически опасная идея

Минувшая зима наглядно показала, что проблема износа основных фондов ЖКХ чревата превращением страны в одну сплошную зону ЧП. Перебои с электро- и теплоснабжением существенно расширили свою географию и фактически стали привычным явлением чуть ли не в половине субъектов РФ. Обсуждение этого вопроса резко активизировалось: Владимир Путин, естественно, усмотрел в перспективе жилищно-коммунальной катастрофы вызов действующей власти и угрозу падения своей популярности. Единственным выходом из сложившейся ситуации является постепенное перекладывание бремени оплаты услуг ЖКХ на население. Планируется, что оно должно платить за коммунальные услуги не больше 20-22% от своих доходов. Но в 2003 году оплата населением услуг ЖКХ должна быть полной. В интересах Центра форсирование этого процесса: недавно Владимир Путин заявил, что переход на 100-процентную оплату коммунальных услуг необходимо ускорить.

Однако эта идея политически опасна. Она способна заметно повысить уровень социальной напряженности. Поэтому губернаторы (многим из которых в этом году предстоят выборы) надеются на федеральный Центр, ожидая того, что с принятием программы реформы ЖКХ ответственность во многом будет переложена на Москву. Политическая ситуация в стране складывается таким образом, что выступить открыто против реформы ни один губернатор не решится, тем более что с экономической точки зрения реформа неизбежна. Но определённые манёвры с целью заранее оправдаться в глазах собственных избирателей губернаторы всё же предпринимают. Эти нюансы проявились и при обсуждении проблемы на Госсовете.

Сам руководитель рабочей группы Госсовета считает, что - «ключ к проведению реформ жилищно-коммунального хозяйства лежит не в максимальном повышении тарифов, а в уменьшении затратности, урегулировании межбюджетных отношений и в совершенствовании законодательной базы». Об этом Полежаев заявил на встрече с журналистами в Москве накануне заседания Госсовета, посвященного реформированию ЖКХ. По словам губернатора, правительство считает, что тарифы должны быть увеличены как можно скорее, в то время как рабочая группа предлагает провести реформирование отрасли поэтапно, с постепенным увеличением тарифов. По мнению Полежаева, реформы ЖКХ должны проводится в три этапа. Первый этап включает в себя организационно-технические мероприятия, модернизацию системы урегулирования правовых отношений. Губернатор считает, что для реализации первого этапа необходимо разработать закон об основах ЖКХ в России. В рамках второго этапа Полежаев предлагает установить размеры оплаты по категориям населения, а в рамках третьего - ввести рыночные институты и конкурентную среду. Кроме того, рабочая группа настаивает на создании Межведомственной комиссии по проведению реформы регионального и муниципального уровня, однако правительство, по словам Леонида Полежаева, считает, что достаточно имеющейся комиссии по муниципальной политике. По плану рабочей группы реформирование ЖКХ займет срок до 2010 года. В то же время Полежаев подчеркнул, что «вопрос это вечный и требует постоянного внимания».

Ржавая труба от Росселя и коммунизм от Титова

Свердловский губернатор привез президенту России часть водопровода Екатеринбурга: два куска трубы, соединенных между собой металлической цепочкой. Ржавые образцы были представлены губернатором на вчерашнем заседании Госсовета для наглядного представления о системе водоснабжения в Свердловской области. Внутри свердловской трубы существует твердый ржавый налет такой толщины, что отверстие для прохождения воды остается диаметром не более 0,5 сантиметра. По информации губернатора, из-за отсутствия системы химводоочистки за год-полтора даже новые фрагменты трубопровода зарастают этим ржавым налетом. Эдуард Россель, комментируя итоги заседания Госсовета, сказал, что его инициативы о принятии федеральной программы действий по энергосбережению, которую он назвал «Семь шагов к теплу и свету», создании Государственного комитета РФ по ЖКХ и комиссии по энергосбережению при президенте России нашли понимание у губернаторов и президентов российских республик.

Владимир Путин, комментируя выступление свердловского губернатора, согласился с высказанной им позицией, что в жилищно-коммунальном хозяйстве следует сначала решить организационный, технический и экономические вопросы, а затем приступать к его реформе. Глава государства поручил в течение месяца изучить все предложения, прозвучавшие на заседании, и к 1 июля оформить решение Госсовета для его утверждения.

30 мая губернатор Самарской области, председатель Российской партии социальной демократии (РПСД) Константин Титов заявил, что заявление о 100%-ной оплате населением услуг ЖКХ к 2003 году - такая же утопия, как и коммунизм. По мнению Константина Титова, сегодня государство даже законодательно не готово закрепить эту норму. Для того, чтобы хоть сколько-нибудь приблизится к ситуации, когда население будет оплачивать услуги ЖКХ на 100%, по мнению Константина Титова, должны быть разработаны новые строительные нормы и правила (сегодня действуют строительные нормы и правила, разработанные еще в 20-30-х годах).

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко считает, что сегодня ввод нового жилья превышает то количество, которое выходит из эксплуатации. Но в то же время не удовлетворена потребность людей в улучшении жилищных условий. «Сегодня мы говорим о том, что населению надо бы полным рублем рассчитываться за услуги коммунального хозяйства, а должного качества этих услуг добиться пока не можем. На строительство, ремонт жилья, его поддержание в нормальном состоянии нам надо тратить в среднем порядка 6-7 млрд. рублей в год. Удается же на это выделять в 2-3 раза меньше».

В своем выступлении на заседании Госсовета губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов отметил, что реформирование ЖКХ не должно сводиться только к повышению платы за жилищно-коммунальные услуги. Тем более, по мнению Евдокимова, на первом этапе реформы ЖХК недопустимо переходить к стопроцентной оплате за жилье без соответствующего повышения зарплат и пенсий. По мнению губернатора Мурманской области, чтобы модернизация отрасли не ударила по широким слоям населения, не получающим жилищные субсидии, необходимо на государственном уровне принять решение о дифференцированной оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с доходами населения, кратными прожиточному минимуму, установленному в регионе. В своем выступлении Евдокимов высказался также за то, чтобы немедленно ликвидировать льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги некоторым категориям государственных служащих.

Губернатор Ростовской области Владимир Чуб выделяет три направления, по которым предстоит работать. Прежде всего это развитие и реконструкция ЖКХ. Не менее важно качество обслуживания населения в этом секторе и содержание квартир и домов в нормальном состоянии. Кроме того, немаловажным фактором является социальная справедливость. По словам Чуба, помимо льготников есть малообеспеченные семьи, которые также имеют право на субсидии и будут их получать. Главный вопрос реформы - вовсе не 100%-ная оплата гражданами России жилищно-коммунальных услуг. Полную стоимость услуг ЖКХ будут оплачивать только те, отметил Чуб, «кто живет по сегодняшним меркам богато». Им устанавливать какие-то льготы и субсидии нет причин. Губернатор подчеркнул, что «за счет сумм, которые будет оплачивать эта часть населения, произойдет повышение качества и улучшение содержания жилья». Социальная направленность - главное, что надо учитывать при проведении реформ. Так, считает губернатор, не должно быть «безудержного роста тарифов». Ростовский губернатор опроверг распространенное мнение, что сегодня реформы в России решаются за счет перекладывания проблем государства на плечи населения. «Безусловно, это не так, - сказал он, - я против такой реформы, и в Ростовской области, по крайней мере, она проводиться не будет».

Губернатор Томской области Виктор Кресс прокомментировал итоги заседания Госсовета РФ по реформе ЖКХ страны. По его мнению, у правительства и регионов в подходах к этой реформе больше единства, чем в ходе обсуждения концепции реформирования электроэнергетики: «Есть хорошее понимание - в какую сторону двигаться всем вместе. Наверное, это связано с тем, что основные коммунальные проблемы касаются региональной и муниципальной власти.» По мнению Виктора Кресса, главный груз реформы должен лечь на богатых россиян, которые будут оплачивать коммунальные услуги полностью. Однако, по его мнению, необходима корректировка действующего законодательства, ведь сегодня налоговая инспекция не имеет права давать властям информацию о доходах граждан. «Сегодня люди сопротивляются реформе, потому что мы им навязываем - за что и сколько платить», - сказал Виктор Кресс.

Непосредственно в регионах люди высказываются гораздо резче. Многие реформу не воспринимают как спасение ЖКХ. Например, в мэрии Ульяновска считают, что :)коммунальное хозяйство в отсталом регионе нельзя поднять с помощью высоких тарифов. Дополнительные поступления уйдут на погашение неплатежей и субсидии. Коммунальная реформа в Ульяновске - это не поступательное движение вперед, а, скорее, своеобразное лавирование между энергетическим кризисом и социальным взрывом, считает мэр города:).

Это мнение подтверждает и :)архангельская иллюстрация:). Архангелогородцы задаются вопросом: :)Действительно ли эта реформа позволит решить проблемы коммунального хозяйства, или мы будем играть в старинную игру, когда одни обязаны (платить), а другие не обязаны (предоставлять)?:). Ведь законодательная база реформы ЖКХ не подготовлена.

«Чтобы провести жилищную реформу, надо менять социальный строй и правительство», - заявила председатель Тульского обкома профсоюзов работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Елена Кочемасова, участвовавшая во всероссийском совещании «Десятилетие жилищных реформ как основа дальнейших преобразований в жилищной сфере Российской Федерации». Тульские коммунальщики подготовили к этому форуму свои предложения. Чтобы отрасль не погибла, считают они, ею должно руководить отдельное министерство, которое раньше основательно занималось проблемами ЖКХ. Сейчас оно заменено одним из управлений Госстроя РФ. Кроме того, за 10 лет так не создано грамотной законодательной базы для реформирования ЖКХ. Профсоюзный лидер считает, что в России реформа ЖКХ сделает людей заложниками этого процесса, но не равноправными его участниками. Она с сожалением отметила, что никто из членов правительства не приехал на всероссийское совещание, а это, по ее мнению, свидетельствует об одном: «наверху» вопрос ускорения реформы давно решен.

Проблема ЖКХ ещё не раз даст о себе знать в регионах, и без учёта всех факторов региональной специфики она может дать весьма неблагоприятный социально-политический эффект.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net