Выборы
Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Комментарии
12.01.2006 | Николай Пахомов
НЕФТЯНЫЕ БЕДЫ ИРАКА
И всё-таки американцы ошиблись. Если взглянуть на вторжение в Ирак на предмет достижения целей США, то в любом случае окажется, что цели эти не были достигнуты даже в малой степени. Давно уже стало понятно, что официальные задачи вторжения – необходимость уничтожить якобы имевшееся в распоряжении Хусейна оружие массового уничтожения и освобождение народа Ирака от кровавого диктатора - решены не были. Но даже мечтам американских руководителей, о наличии которых заявляют многие критики иракской войны, взять под контроль богатые иракские месторождения также реализоваться было не суждено.
В том, что предположение о наличии ОМУ в Ираке было ошибкой, хватило ума сознаться даже у Джорджа Буша. Но в результате это ошибки кровавого диктатора союзники вроде бы свергли, поймали и отдали под суд, однако всё это привело к началу кровавой войны, которые террористы ведут против союзников и гражданского населения. Чтобы понять, что демократия - это не диктат большинства, а охрана прав меньшинства, иракцам, по самым оптимистичным прогнозам, понадобится ещё не один десяток лет. (Если вообще они окажутся на это способны в обозримой исторической перспективе.)
Но взглянем на ситуацию с другой точки зрения. Многие политики, политологи, журналисты и представители общественности, особенно из числа противников войны, весьма обоснованно утверждают, что США напали на Ирак, чтобы получить обильный и надёжный источник дешёвой нефти. Похоже, что и здесь американцев ждал полный провал.
Конечно, Ирак уникален по своим запасам нефти. Вот только нефть эту надо добыть и доставить к местам потребления. И здесь ситуация поистине катастрофическая. Сейчас уровень добычи нефти в Ираке далёк не только от максимальных показателей, достигнутых в 1979 году, но и от довоенных величин. В последний год правления Саддама в Ираке добывалось 2,5 миллиона баррелей в день, сегодня – два миллиона.
Причем добыча продолжает снижаться. В прошлом году иракские нефтяники добывали меньше, чем в 2004-м. Причины этого лежат на поверхности. Во-первых, Саддам Хусейн в своей экономической политике мало руководствовался стратегическими интересами народа, предпочитая в первую очередь удовлетворять собственные нужды. После же введения санкций какое-либо значительное обновление основных фондов стало и вовсе невозможно.
Что касается сегодняшней ситуации, то, как заметил журнал «Экономист», повстанцы доказали, что взрывают трубопроводы и другие объекты нефтяной промышленности быстрее, чем их можно в принципе строить. У подобного отношения повстанческого движения к нефтяной промышленности есть и особые политические причины. Известно, что идущий сейчас полным ходом в Ираке процесс создания федеративного государства фактически лишает суннитов, составляющих основную ударную силу партизан, доступа к богатым нефтяным запасам страны, передавая чёрное золото курдам и шиитам.Тяжёлые экономические последствия от развала нефтедобычи в Ираке очевидны. По некоторым подсчётам, три четверти ВНП Ирака даёт нефть. Отсутствие притока денежных средств в страну в связи с сокращающимся экспортом ведёт к обнищанию населения, росту безработицы и как следствие повышению числа желающих пополнить отряды повстанцев. Круг замыкается.
Бедственное положение нефтяной индустрии имеет негативные социальные последствия и внутри страны. Цена на бензин уже выросла в три раза. И это при том, что топлива всё равно не хватает – нефтепереработка находится в ещё более жалком состоянии, чем нефтедобыча. Помочь здесь Ираку пытается Иран. Со временем полезным было бы и проникновение в Ирак российских энергетиков с помощью Турции, но это дело будущего.
Единственный обнадёживающий иракцев факт заключается в том, что нефтяные запасы страны действительно уникальны и мировое сообщество не может допустить их столь неэффективной разработки. Другое дело, что пока в этой сфере произойдут качественные сдвиги, могут быть упущены годы, а то и десятилетия.
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.