Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

26.01.2016 | Александр Гущин

Новые грани молдавского кризиса

Новые грани молдавского кризисаПоследние несколько недель всеобщее внимание было приковано к ситуации в Молдове, где не утихают самые масштабные с 2009 года акции протеста. Впрочем, даже в ходе событий семилетней давности столь выраженного единения между многоликой молдавской оппозицией не наблюдалось.

Молдова переживает пик кризиса постсоветской государственности, к которому страну подвели политические и бизнес-элиты, представители которых рассматривают страну как инструмент личного обогащения, а отдельные посты в системе государственного управления как нечто, напоминающее феодальные домены. 2015 год стал поистине переломным для Молдовы. До недавнего времени страна демонстрировала наилучшие темпы сближения с ЕС, в частности, в рамках программы «Восточное партнерство». Так, она стала первой страной СНГ, которой был предоставлен безвизовый режим с Евросоюзом, что, безусловно, стало важным достижением Кишинева в ходе реализации европейского курса. Вместе с тем, на примере Молдовы стало ясно и то, что европейские программы сотрудничества не учитывают в должной мере внутреннюю специфику стран постсоветского пространства, особенности их политических систем и поведения элит.

Криминализация политической системы и влияние олигархата на процесс принятия решений не позволяют эффективно проводить заявленный курс на сближение с Европой. Огромное влияние на политическую жизнь оказывает ключевой представитель молдавского олигархата В.Плахотнюк – фактический лидер Демократической партии Молдовы (ДПМ) и теневой руководитель страны. Правительство К.Габурича, работавшее с февраля по июнь 2015 г., было одним из самых слабых даже по меркам Молдовы. Крупнейшим же потрясением для страны стала т.н. «кража века», случившаяся в ноябре 2014 года, за несколько дней до парламентских выборов. Из трех банков были выведены огромные активы - похищено более одного млрд. долл. И это произошло на фоне затяжного падения уровня жизни и отсутствия ожидаемых выгод от введения ЗСТ с Евросоюзом (хотя и вряд ли в краткосрочном периоде могут быть какие-либо позитивные эффекты от данного шага). Кроме того, Молдова в условиях украинского кризиса оказалась вписана в новую геополитическую ситуацию, занимая важное место для Запада в Причерноморье и в контексте обострения ситуации вокруг Приднестровья. Все это стало причиной мощнейшего политического кризиса, который выразился в долгих неудачных попытках назначить новое правительство и резком росте протестных настроений.

Сегодня можно констатировать, что во–первых, политическая система Молдовы по-прежнему отличается высокой подвижностью. Ситуация зависит от того, какие преференции получают те или иные политики, у которых полностью отсутствует всякая идеологическая составляющая в их деятельности и которые могут с легкостью отдавать свои голоса в зависимости от сиюминутных политических и прочих выгод. Именно этим объясняется то, что удалось создать коалицию в парламенте, которая в итоге приняла решение одобрить кандидатуру П.Филипа на пост премьер-министра. Это произошло благодаря переходу 14 депутатов из числа фракции коммунистов, а также путем, как указывают некоторые известные эксперты, прямого финансового стимулирования отдельных депутатов.

Во-вторых, В.Плахотнюк в рамках новой коалиции и после решения о назначении правительства де-факто не только получил контроль над законодательной, но и над исполнительной властью, что создало впервые условия для большей концентрации власти фактически в руках одного человека. Другое дело, что до его избрания на один из высших государственных постов не дошло. Этому активно сопротивлялся президент Тимофти и стоящий за ними коллективный Запад, так что Плахотнюку пришлось выдвинуть на пост премьера свою креатуру – П. Филипа. Но, тем не менее, роль ключевого модератора остается за Плахотнюком.

В-третьих, положение молдавской оппозиции оказалось крайне незавидным. В парламенте образовалась коалиция, которая может фактически не учитывать голоса социалистов по принципиальным вопросам, а вероятные досрочные выборы, которые, безусловно, выгодны оппозиции оказались под угрозой. Нынешние протесты действительно серьезные по меркам Молдовы. Но несмотря на это сравнивать их с событиями в Румынии в 1989 г. или даже с украинским Майданом нельзя. Вызывает вопрос реальная решимость лидеров оппозиции идти до конца, а совершенно очевидно, что без выхода за пределы правового поля, который хотя и произошел, но пока в косметическом варианте, изменить ситуацию невозможно. Готовы ли лидеры оппозиции действительно бороться до конца и привести дело к досрочным выборам фактически любой ценой или используют толпу, в том числе через поощрительное стимулирование для давления на Плахотнюка и коалицию в надежде выторговать себе политические преференции и договориться? По крайней мере, появление оппозиционеров в телеэфире, когда они прервали вещание и обратились к народу оставило больше вопросов и не отличалось четкостью и конкретикой. Кроме того, оппозиция многолика. Это и минус и плюс. С одной стороны, платформа DA – проевропейская сила идет бок о бок с социалистами и Нашей партией, также выступает против сложившегося в парламенте расклада сил. Однако, между всеми тремя лидерами оппозиции Додоном, Усатым и Настасе есть тенденции к разобщению. Наверняка власти попробуют простимулировать такие противоречия.

В-четвертых, при всей важности внутреннего фактора, который в складывании протестной или революционной ситуации все же ключевой, в случае с Молдовой, в виду рустикального характера политической элиты, тяжелого эконмического положения, наличия соседней страны, которая претендует на патронат в силу этнической и исторической близости, принимая во внимание украинский кризис и обострение отношений Запада и России, внешний фактор является также весьма важным. Деятельность американского посла в Кишиневе, проявляющего активность как внешнего модератора, встреча В. Нуланд и президента Румынии К. Иоханниса, на которой обсуждалась молдавская проблематика, а также публичная поддержка американцами нового правительства явно свидетельствуют об этом. Для них сегодня поддержка В.Плахотнюка – вынужденный тактический шаг, обусловленный во многом двумя факторами.

С одной стороны, тем, что досрочные выборы, в случае, если они состоятся, однозначно приведут к победе социалистов и Нашу партию (в случае, если она, конечно, будет допущена, а не как в прошлый раз, снята с выборов), то есть условно пророссийские силы. Справедливости ради следует отметить, что роль геополитического фактора в самом молдавском протесте заметно меньше чем в украинском. «Пророссийское» или «проевропейское» для людей отступает на второй план, когда речь идет о социальном. Кроме того, сами лидеры оппозиции вряд ли дают повод говорить о себе как об абсолютно пророссийских.

С другой стороны, пока не сформирован новый политический проект, который устраивал бы США. М.Санду, как считается, связанная с ними, пока не является политическим тяжеловесом, да и не обладает большой личной харизмой публичного политика. Платформа DA – проевропейская и связанная с Германией, также вряд ли их устраивает, хотя не исключено, что поле для договоренностей здесь есть. Остальные же лидеры дискредитированы и никак не могут претендовать на роль общенациональных лидеров.

Сегодня трудно точно предсказать будущее молдавского протеста. Однако паузы, которые берут лидеры оппозиции показывают его управляемость и в известной степени рукотворность. Говорить о том, что в результате протеста в Молдове сложилось новое гражданское общество пока явно рано. При определенных обстоятельствах это может быть первым шагом, но политическая система не меняется в одночасье, если лидеры остаются прежними, а лидеры оппозиции такие же неотъемлемые части молдавской элиты, как и представители нынешних властей. Тем не менее, мимнимизировать роль и значение последних выступлений нельзя. Они являются индикатором того, что сложное социально-экономическое положение Молдовы, все более усугубляющееся, является серьезным фактором, а игра в политическое наперсточничество в таких условиях имеет определенные рамки, выход за пределы которых чреват как для власти, так и для нынешних лидеров оппозиции.

Александр Гущин – доцент РГГУ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net