Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

04.03.2016 | Николай Пахомов

Проверка Сирией

Сергей Лавров и Джон КерриКонфликт в Сирии и российское участие в нём на стороне властей Арабской Республики дают обильную пищу для размышлений как о сути современных международных отношений, так и о перспективах российской внешней политики.

Безусловно, споры об общих тенденциях мировой политики и положении России в мире очень далеки до своего завершения, тем более, что дискуссии эти сами по себе политизированы и зачастую представляют собой попытки разной степени успешности «подогнать» решение под известный «ответ». Однако сирийская война даёт значительный фактический материал для этих дискуссий, наглядно демонстрируя работу механизмов мировой политики.

Первый базовый факт, продемонстрированный как сирийской гражданской войной, так и канувшей в Лету «арабской весной», состоит в том, что современные международные отношения совсем не однополярны, вопреки предсказаниям, особенно на Западе, после окончания холодной войны. Трудно спорить, что Соединённые Штаты, несмотря на все свои многочисленные внутренние проблемы, остаются в международных делах наиболее мощным игроком, обладая в разных областях ресурсами, с которым трудно тягаться другим государствам. Однако даже такие солидные возможности не обеспечивают американской внешней политике гарантированного решения стоящих перед ней задач. На первый взгляд, Сирию трудно отнести к наиболее мощным государствам современности, однако Соединённым Штатам там пока не удалось достичь цели, определённой в известных словах президента Обамы «Ассад должен уйти».

Однако, и в этом второй важный итог сирийского кризиса, трудности в достижении заданных целей совершенно не исключают попыток Вашингтона всё-таки добиться своего. Находящаяся за тысячи километров от американских границ, не самая богатая и влиятельная Сирия оказалась в центре американского внешнеполитического внимания. Не только сами Соединённые Штаты (через поддержку сил, воюющих с Ассадом), но и американские союзники в регионе активно принялись свергать сирийского президента. Нельзя не отметить и американских попыток обосновать эти действия. Вашингтон провозглашает Ассада тираном и врагом своего народа, перечисляет преступления сирийского режима и обещает самые тяжёлые последствия, если Ассад останется у власти. При этом совершенно не ясно, кто уполномочил Соединённые Штаты быть прокурором и судьёй сирийский властей, более того, в регионе хватает государств, включая американских союзников, против которых можно выдвинуть не меньше обвинений как по поводу происходящего внутри этих стран, так и (посмотрим хотя бы на события в Йемене) во вне.

Следующий важный момент, необходимый для понимания современных международных отношений и прояснённый сирийским конфликтом, состоит в том, что далеко не все из многочисленных работ, написанных о сути мировой политики двадцать первого века, адекватно отражают происходящие процессы. Пожалуй, следует признать, что часть из написанного авторитетными, главным образом, западными исследователями следует отнести к попыткам выдать желаемое за действительное. Причём речь даже не об отмеченных выше доказательствах окончательного, эффективного и благостного лидерства Запада, а о параметрах международных отношений, описанных в таких исследованиях. В частности можно вспомнить умозаключения о сокращении роли государств в международных отношениях, снижении значения военной силы, да и в целом о смягчении нравов во взаимодействии разных стран. (Конечно, особняком стоял Хантингтон с его «столкновением цивилизаций», но его идеи были скорее исключением, подчеркивающим общее правило.)

Ситуации в Сирии заставляет относиться со значительной долей скептицизма ко всем этим идеям. На Ближнем Востоке, скажем, и государства остаются сильны, и конфликты продолжают оставаться очень острыми. Огромную роль – вспомним российско-американские переговоры – играет дипломатия, основанная на реализме и признании национальных интересов. При этом военная сила нужна хотя бы для того, чтобы укреплять общее влияние в международных делах.

Ещё раз отметим, что война в Сирии даёт фактуру не только для анализа современных международных отношений, но и для понимания российских позиций. Едва ли нужно и разумно спорить со скептиками, напоминающими о российских слабостях – стремительного падения цен на нефть из песни не выкинешь. При не самых больших усилиях можно составить солидный список российских проблем, для решения которых можно было бы потратить деньги, направленные на укрепление российских вооружённых сил, действующих сегодня в Сирии. И уж тем более не составит труда перечислить, в чём эти силы уступают, например, американским. (В конце концов, у последних благодаря щедрым заёмщикам, китайским и не только, есть возможность потратить триллион другой обильно напечатанных Федеральным Казначейством долларов на разработку только одного самолёта F-35.)

Однако в реальности у государств нет альтернативы потратить деньги на «пушки» или «масло» - необходимо и то, и другое. Россия не только смогла за последние годы модернизировать вооружённые силы, и применила эти силы в Сирии вместе с другими средствами внешней политики. Достаточно провести полчаса-час за чтением редакционных комментариев европейских и американских газет или оценок авторитетных западных экспертов, чтобы узнать о победе российской внешней политики на сирийском направлении. Конечно, подавляющее большинство авторов данных статей очень далеки от радости по этому поводу, но успех российских действий признают, а американские официальные лица словно нехотя фиксируют, что перемирии в Сирии в целом соблюдается.

Несмотря на это, война в Сирии не закончена. Дальнейшие события покажут, насколько и каким образом Россия сумеет конвертировать тактические достижения в стратегические выгоды как на Ближнем Востоке, где новые российские позиции не могут не быть учтены всеми силами от Израиля до Саудовской Аравии, от Ирана до Турции, так и на других направлениях внешней политики. Не менее интересно и важно будет наблюдать за действиями других влиятельных участников мировой политики как в рамках сирийского конфликта, так и в других регионах с учётом сирийского опыта, который, как уже очевидно, имеет значение, перешагивающее далеко за пределы Сирии.

Николай Пахомов – президент Нью-Йоркского консалтингового бюро

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net