Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.07.2016 | Игорь Бунин
Праймериз во Франции: история и современность
В связи с приближающимися во Франции президентскими выборами политические силы и левого, и правого спектра собираются использовать уже привычную в стране процедуру праймериз.
18 июня 2016 года Национальный совет Французской социалистической партии (ФСП) единодушно одобрил проведение 22 и 29 января 2017 года праймериз среди сторонников правительственных партий – социалистов, радикалов и поддерживающих правительство «зеленых», входящих в так называемый «Прекрасный народный альянс» (Belle Alliance populaire), созданный в июне 2015 года. Правоцентристские партии собираются провести праймериз 20 и 27 ноября 2016 года, и уже 12 политиков объявили о своем участии в первичном голосовании, к ним вскоре присоединится бывший президент Франции Николя Саркози, ныне возглавляющий Республиканскую партию (РП)[1].
Во Франции идея праймериз впервые прозвучала 15 лет назад, когда в июне 1991 года две правоцентристские партии – Объединение в поддержку республики (ОПР) и Союз за французскую демократию (СФД) – подписали хартию о проведении перед президентскими выборами 1995 года первичного голосования, призванного определить общего кандидата. За четыре года до выборов правые были уверенны в своей победе, поскольку правление социалистов во главе с Франсуа Миттераном явно завершалось, однако опасались «братоубийственной войны» между Жаком Шираком и Валери Жискар д’Эстеном.
Два года спустя Эдуар Балладюр, занявший пост премьер-министра, был даже готов внести закон о проведении праймериз, открытых для всех избирателей и организованных частично государством, чтобы, как и в США, они стали институциональной нормой. Но в тот момент эту идею не удалось реализовать: ее заблокировал Ширак, который, по опросам, проигрывал Балладюру, и которому было невыгодно участие в праймериз. В конечном итоге этот законопроект был похоронен[2]. В свою очередь, социалисты решили организовать собственные праймериз, в которых были зарегистрированы только избиратели ФСП (а фактически члены партии). В выборах участвовало 80 тыс. человек, и победил Лионель Жоспен, набравший 65% голосов.
Постепенно идея праймериз начала укореняться во французских политических партиях. В 2002 году самая крупная экологическая партия «Европа. Экология–Зеленые» (EELV) провела свои праймериз, и с тех пор такой метод избрания кандидата на президентских выборах стал традиционным. За ней последовали коммунисты, социалисты и Союз народного движения, избравший своим кандидатом Николя Саркози. В свою очередь, соцпартия первой провела праймериз, на которых могли голосовать избиратели, не являющиеся членами партии, но заплатившие минимальный взнос. На них Сеголен Руаяль победила Доминика Стросс-Кана и Лорана Фабиуса. Принцип открытых праймериз был даже зафиксирован в официальных партийных документах ФСП.
Один из ярых сторонников праймериз, Анри Вебер, подчеркивал, что социалисты вдохновляются примером итальянской левой, которая в 2005 году организовала открытые праймериз, на которых победил Романо Проди. В 2008 году был опубликован доклад «мозгового центра» Terra Nova, который выдвинул идею праймериз с гибкой системой участия избирателей[3]. «Праймериз всех левых партий по итальянской модели позволят объединить все левые партии вокруг общего кандидата», но, скорее всего, «крайне левые откажутся войти в подобный процесс», и тогда авторы доклада думали провести праймериз внутри соцпартии. Праймериз стали ответом на кризис лидерства в ФСП, разгоревшийся после 2002 года. «Праймериз внесут институциональное обновление в партийную жизнь: выбор лидера был делом аппарата, а теперь его доверят активистам и сторонникам партии», - говорилось в докладе.
В 2006 году вновь был внесен законопроект, предусматривающий праймериз открытого типа с государственной поддержкой. Его авторы подчеркивали преимущества подобного закона: демократизация процесса отбора, оживление общественных дискуссий, совместная с избирателями разработка программ, уменьшение множественности кандидатур. В 2011 году соцпартия и Партия левых радикалов провели открытые праймериз, в которых мог участвовать любой избиратель, признающий принципы социалистического движения и заплативший несколько евро. В первом туре было 5 кандидатов, а к урнам пришло 2,7 млн. избирателей. Победителем стал Франсуа Олланд, набравший 39% голосов (Мартин Обри получила 30%, Арно Монтебур - 17%, Мануэль Вальс - 5,6%). Во втором туре участвовали 2,9 млн. человек, а победил Олланд, набравший 56,6% против 43,4% у Обри.
Главным фактором внедрения праймериз стал конец биполярной структуры, которая с 1981 года приводила к постоянной смене двух коалиций – левоцентристской и правоцентристской. В 2002 году Жан-Мари Ле Пен вышел во второй тур из-за того, что в выборах участвовало 15 кандидатов, из них 8 представителей левого спектра. Это событие означало, что во Франции сформировалась трехполюсная система. Консолидация внутри левоцентристского и правоцентристского полюсов приобрела сверхважное значение.
Социалисты и праймериз
До января 2016 года в ФСП даже не рассматривался вопрос о праймериз: он воспринимался как преждевременный, а национальный секретарь соцпартии Жан-Кристоф Камбаделис провозглашал Олланда «естественным кандидатом социалистов». Иначе говоря, руководство соцпартии пыталось вписаться в традицию Пятой Республики, предполагающую, что «партия власти» должна выдвинуть главу государства на второй срок. Однако эта позиция оказалась внутренне противоречивой, поскольку понятие праймериз (Primaire) фигурирует в уставе партии, а сам Франсуа Олланд еще в 2011 году, будучи кандидатом на пост президента Франции, обещал провести праймериз накануне выборов 2017 года.
Левое течение партии (так называемые фрондеры) требовали реализации уставного положения. В январе в левой газете «Либерасьон» был опубликован призыв 50 лидеров общественного мнения (в их числе бывший евродепутат Даниэль Кон-Бендит, экономист Тома Пикетти, социолог Мишель Вьеворка и др.) организовать праймериз среди левых и «зеленых», чтобы избежать самоубийственного распыления сил в 2017 году[4]. Как справедливо писала либеральная газета «Фигаро», этот призыв не был «спасительным кругом», брошенным президенту Франции, чтобы помочь ему себя вновь легитимизировать среди «левого народа»; напротив, он является «своеобразной адской машиной, призванной навязать ему идеологический корсет»[5].
В это время произошел окончательный разрыв между соцпартией и «радикальной левой» во главе с Жан-Люком Меланшоном, который, по опросам, набирал 10-12% голосов. Он отказался участвовать в праймериз левых сил или даже «другой левой», разойдясь со своими прежними союзниками по Левому фронту, и прежде всего с Пьером Лораном, генеральным секретарем Французской коммунистической партии (ФКП)[6]. Меланшон надеется создать «Сиризу на французский лад» вместе с левым крылом экологического движения, лидером которого является Сесиль Дюфло. Что касается компартии, то она продвигает идею праймериз без Олланда и Вальса и на основе подлинных левых ценностей. В любом случае оба лидера Левого фронта считали, что их политическая программа несовместима с политикой, проводимой правительством[7]. Понимая невозможность реализовать проект праймериз среди левых избирателей из-за сопротивления «другой левой», Камбаделис заявил, что он хорошо относится к организации праймериз «без предварительных условий и без предварительного мнения». Иначе говоря, все левые силы должны были поддержать Олланда в случае его победы на праймериз. После того, как коммунисты и экологи отказались участвовать в праймериз вместе с Олландом, идея окончательно умерла. «Праймериз словно подкосили», - заявил Камбаделис 18 апреля, обвинив в провале ФКП[8].
В июне среди социалистов была распространена версия о том, что готовится чрезвычайный съезд, на котором будет предложена резолюция об отмене праймериз[9]. Но неожиданно Камбаделис объявляет о подготовке праймериз среди сторонников проправительственных партий. Впервые в Пятой Республике действующий президент включается в процедуру праймериз. Это решение приносит Олланду ряд плюсов: он сможет публично защищать итоги своего правления, предложить программу действий на новый срок, попытаться каким-то образом разрешить проблему «совместимости двух левых»[10]. И самое главное: руководство соцпартии удовлетворило стремление левых избирателей к демократическому способу избрания своих лидеров. 72% опрошенных высказались за праймериз, а среди избирателей ФСП - 90%[11].
Олланд своим решением сумел ограничить свободу потенциальным конкурентам: премьер-министр Вальс не имеет права проявить нелояльность, у министра экономики Эммануэля Макрона, самого популярного среди членов правительства, нет партбилета ФСП, и он не может войти в состав «Прекрасного народного альянса», ибо сам провозгласил, что его движение «На Марше!» является «ни левым, ни правым». Вскоре Макрон заявил, что его «не интересуют праймериз» и что его движение «находится на пути к прогрессивному проекту для страны, который будет предложен в 2017 году» [12].
Что касается «фрондеров», то среди них слишком много претендентов на победу: сенатор Мари-Ноэль Лианманн, член национального бюро соцпартии Жерар Филошь, бывшие министры Бенуа Амон и Арно Монтебур. У левого крыла партии нет единого лидера и, как сказал один из депутатов-социалистов, «организация праймериз рискует превратить партию в бордель»[13]. Вполне вероятно также и участие Франсуа де Рюги, президента проправительственной партии «Экологисты!», Сильвии Панель, президента Партии левых радикалов, Мартин Обри, занявшей на праймериз в 2011 году второе место, и бывшего министра юстиции Кристиан Тобира.
Все кандидаты пройдут через систему так называемого поручительства (le parrainage) и, скорее всего, их число уменьшится. В 2011 году каждый кандидат на праймериз должен был получить поддержку 5% депутатов соцпартии или 5% членов национального совета ФСП. Сейчас условия поручительства еще не определены и могут быть ужесточены. Первые опросы, проведенные сразу же после объявления о праймериз, показали, что Олланд является лидером: он набирает 32% голосов, Макрон - 23%, Монтебур - 22%[14]. Но это не означает, что успех на праймериз окончательно закрепляет голоса за победителем. По опросу IFOP, 66% левых избирателей не исключают, что они проголосуют за кандидата, не участвовавшего в праймериз, и 63% даже готовы проголосовать за кандидата, потерпевшего поражение на праймериз[15].
«Фрондеры» резко возражают против праймериз в рамках «Прекрасного народного альянса», рассматривая их как «процесс объединения тех, кто поддерживает Олланда, и пытаются договориться о выдвижении общей кандидатуры», а Монтебур даже начал переговоры с Лораном, надеясь расширить состав участников праймериз[16].
Но даже победа на праймериз не спасет Олланда от поражения на президентских выборах. По всем опросам, независимо от состава кандидатов Олланд не выходит во второй тур. Он сохранил лишь треть своего электората первого тура президентских выборов 2011г. 17% его избирателей готовы голосовать за Алена Жюппе, 11% - за Меланшона и даже 6% - за Марин Ле Пен (28% думают воздержаться)[17]. По данным SOFRES, лишь 12% французов желают, чтобы Олланд «играл важную роль в будущем». Он стал самым непопулярным президентом Пятой Республики[18]. Газета «Фигаро» с иронией писала: «Во Франции остался лишь один человек, который верит в возможность переизбрания Франсуа Олланда - это сам Франсуа Олланд»[19].
Правоцентристская коалиция и праймериз
Если среди левых процесс подготовки праймериз только запускается, то в правоцентристской коалиции он идет полным ходом. Еще в апреле 2014 года руководители Союза народного движения (СНД), превратившегося в Республиканскую партию, объявили о правилах проведения праймериз в 2016 году, открытых для всех избирателей и c участием центристов. Впервые правые организуют открытые праймериз. Они пройдут в ноябре 2016 года на 10337 избирательных участках с использованием бумажных бюллетеней и без голосования по доверенности. Избиратели после регистрации должны подписать хартию о том, что они «разделяют ценности правых республиканцев и центра» и поддерживают идею смены власти, и заплатить 2 евро. Чтобы участвовать в праймериз, кандидат должен собрать поручительства 250 народных избранников, в том числе не менее 20 депутатов, по крайней мере из 30 департаментов, а также 2500 членов партии.
Из 12-14 политиков, собирающихся принять участие в праймериз, скорее всего, через систему предварительного отбора пройдет не более 6 кандидатов. Лишь трое кандидатов, по опросам, набирают больше 10% голосов: двое лидеров – бывший премьер-министр Ален Жюппе и бывший президент Франции Николя Саркози, а также бывший министр сельского хозяйства Брюно Ле Мэр, самый молодой кандидат президентской гонки (ему всего 46 лет). По опросам, он занимает третье место с 15% голосов. Главная его ставка – на обновление элиты, на «новую кровь». Он уже добился нужного количества поручителей: его поддержал 351 народный избранник, в том числе 32 депутата, и 3000 членов партии.
На четвертом месте Франсуа Фийон, бывший премьер-министр в правительстве Саркози, набравший 8% голосов. Его уже поддержали 72 депутата, то есть в три раза больше необходимого количества. Он призывает совершить «подлинный разрыв» с прошлым в стиле Маргарит Тэтчер: на 110 млрд. евро уменьшить государственные расходы, повысить пенсионный возраст до 65 лет, вернуться к 39 часовой рабочей недели и т.д. Все остальные участники праймериз пока проходят через процедуру поручительства и, по опросам, набирают максимум несколько процентов.
Фаворитом, безусловно, является Жюппе, ныне мэр Бордо, который уже в августе 2014 года объявил о своем участии в праймериз и с тех пор остается лидером всех опросов. В мае Жюппе опережал своего основного конкурента, главу Республиканской партии Саркози, на 12 пунктов (39% против 27%). В июне разрыв уменьшился: по данным опроса SOFRES, за Жюппе собираются голосовать на праймериз 37%, а за Саркози – 30%[20]. В соответствии с англо-саксонской традицией, Жюппе предлагает «правую программу с человеческим лицом», не исключающую ассимиляции иммигрантов и прогресс в социальной сфере. Он выступает за сильное государство и либеральную экономику, но позиционирует себя как умеренный либерал, опирающийся на лидеров центристов – Франсуа Байру и Жан-Пьера Раффарена, что позволяет ему рассчитывать на мобилизацию центристского электората и даже получить поддержку среди разочаровавшихся в политике Олланда.
Опросы подтверждают, что Жюппе собирает большинство голосов центристов (59% против только 10% у Саркози), но проигрывает среди избирателей Республиканской партии (34% против 40%). Потенциальные избиратели на праймериз, пришедшие из левого лагеря, намного охотнее голосуют за Жюппе, нежели за Саркози (в соотношении 41% против 17%), тогда как симпатизирующие Национальному фронту отчетливо предпочитают Саркози (44% против 18%)[21]. Французы признают в Жюппе компетентного и опытного политика, способного объединить разные политические течения. Его считают авторитетным, серьезным и искренним политическим деятелем. В отличие от большей части политического класса, французы признают за ним статус крупного государственного деятеля, способного быть президентом (Presidentiable).
Этот образ, отмечают журналисты газеты «Эко», обеспечен его успехами в качестве мэра Бордо и его деятельностью в качестве министра иностранных дел в правительстве Саркози, которая практически всегда дает дополнительные имиджевые плюсы. Но большинство комментаторов признает, что возвышение Жюппе проистекает из слабости его соперников, из их провалов. Социолог Гаэль Слиман писал: «Разочарование в левой власти, провал Николя Саркози в его попытках предстать перед французами в качестве последнего прибежища, испорченная репутация Франсуа Фийона в результате войн в правящей партии породили успех Жюппе»[22].
Главный соперник Жюппе, Николя Саркози, пока официально не заявил своей кандидатуры, но никто не сомневается, что он себя выдвинет. Сразу же после выдвижения Саркози должен будет уйти в отставку с поста президента Республиканской партии. Если Жюппе сделал ставку на открытый характер праймериз, то Саркози – на поддержку Республиканской партии, ее ядерного электората и сторонников Марин Ле Пен, которых он мечтает переманить. Характерный штрих: Жюппе заскочил на заседание Национального совета партии, когда обсуждалась хартия республиканцев, но не выступал сам и ушел с доклада Саркози[23].
Судя по прогнозам явки, стратегия Жюппе точнее: 24% опрошенных собираются прийти на праймериз (2,6 миллионов), что дает ему ощутимое преимущество. В случае же резкого снижения явки, например, до 1,4 миллионов избирателей, шансы кандидатов выравниваются (у мэра Бордо 40%, а у бывшего президента 36%). Саркози надеется преодолеть свое отставание от Жюппе за счет энергично проведенной кампании. По мнению его штаба, популярность Жюппе построена «на песке». Ее стимулирует позитивный имидж Жюппе в центристском и левом электорате, однако «этот пузырь» лопнет, когда правый избиратель всерьез заинтересуется праймериз[24]. Это представление прямо заимствовано из опыта выборов 1995 года.
Профессор политологии Жан Шарло, анализировавший президентские выборы 1995 года, писал, что кривые популярности Ширака и Балладюра поменялись в феврале, за два месяца до первого тура, когда избиратели из народа заинтересовались выборами и когда в борьбу включился Жоспен. Электоральные группы, относившиеся неплохо к Балладюру, перешли на сторону лидера ФСП[25]. Саркози стремится максимально обострить свою кампанию, делая упор на темах иммиграции, национальной идентичности и сильной власти. По мнению Саркози, Жюппе проводит левоцентристскую кампанию во Франции, занимающей все более правые позиции. Однако французские социологи отмечают, что 70% избирателей, готовых прийти на праймериз, старше 50 лет, и 40% зарабатывают больше 3000 евро в месяц. Большая часть народных слоев не интересуется политикой или уже перехвачены Национальным фронтом[26].
В последнее время стратегия Саркози принесла ему определенные дивиденды: по опросу Odoxa, он выиграл 4 пункта среди правых избирателей и стал даже опережать Жюппе среди правых избирателей. Эта тенденция проявилась и в опросе Ipsos-Lr Point: 70% доверяют Жюппе и 68% - Саркози. Рост популярности бывшего президента объясняется просто: авторитетному лидеру идут на пользу те социальные волнения, которые возникли в последнее время: забастовки, блокада предприятий, насилие во время демонстраций против закона о реформе трудового законодательства, хулиганы во время чемпионата Европы по футболу, терроризм[27].
У Саркози есть несколько структурных проблем, которые мешают одержать победу. Во-первых, французы хотят обновления власти: согласно опросу общественного мнения, проведенному социологической службой Odoxa, 78% французов не желают избрания Саркози в 2017 году[28]. Как писал известный французский политолог Паскаль Перрино, «чем ближе 2017 год, тем французы все более осознают невозможность повторения сценария 2012 года. В то время, когда всё изменилось, когда Франция увязла в кризисе, мы останемся единственной страной в мире, которая выйдет на матч с прежней командой. Возникло ясное желание обновления»[29]. Во-вторых, как верно отмечает Перрино, «процесс проведения праймериз ломает партийную логику, оставляет ее позади»[30]. Судя по праймериз, проведенным соцпартией, партийные лидеры проигрывают внешним по отношению к аппарату акторам. По мнению Перрино, бывший президент Франции ошибается в выборе целевой аудитории. Вся стратегия Саркози нацелена на завоевание «твердого ядра» правого электората, и жесткая риторика позволила ему вернуть власть над партией, но на праймериз и на президентских выборах голосуют миллионы правых и правоцентристских избирателей, и их вряд ли убедят «перепевы старого сценария».
Во-вторых, самым сложным для Саркози является второй тур праймериз. По опросу SOFRES, он набирает во втором туре только 39% голосов, тогда как Жюппе – 61%. Между двумя турами он выигрывает лишь 2% голосов, тогда как Жюппе – 24%. Падение явки улучшает положение Саркози (43% против 57%), но его отставание остается практически непреодолимым. Избиратели других кандидатов практически не передают свои голоса Саркози. Напротив, Жюппе легко черпает новых сторонников среди электоратов других кандидатов. Так, за него во втором туре готовы проголосовать 70% сторонников Ле Мэра[31]. Подводя итоги, можно сказать, что пока шансов на победу больше всего у Жюппе.
Игорь Бунин – президент Центра политических технологий
[1] Qui sont les douze candidats a la primaire de la droite? - Le Figaro, 22. 06.2016.
[2] Сomment les primaires se sont installées dans la vie politique francaise - Le Monde, 14.04.2016.
[3] Terra Nova «Pour une primaire a la Francaise», essai redigé par O.Duhamel et O. Ferrand. 2008.
[4] Liberation, 10.01.2016.
[5] Le Figaro, 11.01.2016.
[6] Le Monde, 12.01. 2016.
[7] Le Figaro, 11.01.2016.
[8] Le Figaro,12.06.2016.
[9] La lente agonie de la primaire a gauche- Le Figaro,17.06.2016.
[10] Le Figaro,20.06.2016.
[11] L’Express, 22.06.2016.
[12] Le Figaro,27.06.2016.
[13] Le Figaro, 18.06.2016.
[14] L’Express, 22.06.2016.
[15] Le Point, 04.07.2016.
[16] Le Figaro, 01.07.2016.
[17] Le Figaro, 31.05.2016.
[18] Le Point, 30.06.2016.
[19] Le Figaro, 01.07.2016.
[20] Primaire:entre Juppé et Sarkozy, le jeu reste ouvert - Le Figaro, 30.06.2016.
[21] Там же.
[22] La juppémania ou la tentation du recours - Les Echos, 19.01.2016.
[23] Le Point,02.07.2016.
[24] Alain Juppé guetté par la «balladurisation»?-Le Monde,24.05.2016
[25] Jean Charlot. Pourquoi Jacques Chirac? P., 1995.
[26] Le Monde, 24.05.2016.
[27] Le Monde, 22.06.2016.
[28] L’Express, 28.05.2016.
[29] Les Echos, 17.02.2016.
[30] Там же.
[31] Le Figaro,01.07.2016.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.