Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.07.2016 | Нана Гегелашвили
Визит Джона Керри в Тбилиси: партнерство усиливается, оправдаются ли ожидания?
6 июля аккурат перед предстоящим саммитом НАТО в Варшаве состоялся однодневный визит Госсекретаря США Джона Керри в Тбилиси. Глава Госдепа встретился с президентом Грузии Георгием Маргелашвили, премьер-министром Георгием Квирикашвили, а также с представителями руководства грузинской оппозиции. Джон Керри также принял участие в пленарном заседании стратегической Хартии Грузия – США.
В рамках состоявшегося визита был подписан Меморандум об укреплении обороноспособности Грузии, на подготовку которого, как подчеркнула министр обороны Грузии Тина Хидашели, было «потрачено очень много усилий». Данный меморандум предоставляет широкий перечень возможностей для повышения обороноспособности страны и укрепления ее безопасности. При этом, углубляя сотрудничество с Грузией в военной сфере, США будут фокусироваться на трех аспектах: создание оборонных возможностей, партнерство в сфере безопасности и обороны и обмен информацией.
Таким образом, курс США, направленный на продолжение крайне эффективного, с точки зрения обеих стран, стратегического партнерства с Грузией, остается неизменным и отличается крайней последовательностью.
Грузия занимает особое место в политике Вашингтона, во-первых и прежде всего, в силу своего крайне выгодного геостратегического положения, а во-вторых, как страна, для которой характерна непреложность внешнеполитического курса, начиная с момента распада СССР. Приход к власти в Грузии в результате парламентских (1 октября 2012 г.) и президентских (27 октября 2013 г.) выборов новой политической силы, представленной коалицией «Грузинская мечта», практически не повлиял на внешнеполитические приоритеты Грузии. Тбилиси продолжил курс на евроинтеграцию и сохранение отношений стратегического партнерства с США/НАТО. В настоящее время официальный Тбилиси уверен, что прозападная ориентация – единственный способ укрепления грузинской государственности и всестороннего развития страны, и это надо учитывать.
Ответом США на такую линию руководства Грузии стало, прежде всего, открытие Комиссии Грузия – НАТО, состоявшееся в марте 2008 г., в рамках которой обе стороны выразили намерение придерживаться структурного плана действий по увеличению оперативной совместимости и координации возможностей между НАТО и Грузией. Сегодня продолжает активно действовать и подписанная в Вашингтоне 9 января 2009 г. американо-грузинская Хартия о стратегическом партнерстве, предусматривающая углубление интеграции Грузии в Евроатлантический союз.
На саммите НАТО, состоявшемся в Уэльсе 4–5 сентября 2014 г., был утвержден пакет «усиленного сотрудничества» с Грузией, предусматривающий оказание всесторонней помощи на пути ее членства в альянсе. Он переводит отношения Грузии и НАТО на новый уровень и содержит ряд конкретных решений.
Среди них – открытие совместного учебно-тренировочного центра, состоявшееся в августе 2015 г, а также формирование группы экспертов альянса на постоянной основе для содействия военным реформам в Грузии. С открытием центра НАТО в Грузии функции альянса в отношении проводимой им политики в этой стране существенно расширились. Если ранее совместные учения вооруженных сил Грузии и НАТО в целом были направлены на подготовку к участию в миротворческих операциях, то открытие совместного центра предусматривает создание новых возможностей в области двустороннего сотрудничества, призванного, в первую очередь, усилить обороноспособность Грузии. Уже в мае 2015 года и ровно через год, в мае 2016 года, на военной базе в Вазиани состоялись учения «Noble Partner», в которых приняли участие военнослужащие из США и Великобритании, а также специально доставленная в Грузию американская военная техника. В августе 2016 г. в Грузии пройдут совместные грузино-американские учения сил специального назначения Jackal Stone 2016. По данным Минобороны Грузии, в них примут участие около 500 военнослужащих Европейского командования и командования сил специального назначения армии США, с грузинской стороны к учениям будут подключены 130 представителей МВД и Службы госбезопасности.
Показательно, что на том же саммите НАТО в Уэльсе Грузия вошла в число пяти государств (вместе с Австралией, Финляндией, Иорданией и Швецией), получивших «повышенный статус НАТО» — самое высокое положение без фактического членства в Альянсе. Это подтверждает, во-первых, растущую поддержку Грузии со стороны НАТО, направленную на модернизацию системы безопасности страны, что является одним из ключевых требований НАТО на пути членства Тбилиси в Альянсе, и, во-вторых, серьезность намерений НАТО и США в отношении проводимой ими политики в Грузии.
Сегодня говорить о политике США в отношении стран СНГ в целом, и Грузии, в частности, вне контекста «Трансатлантического партнерства» не представляется возможным. В настоящее время ключевой элемент американской стратегии заключается в подтверждении единства Вашингтона с европейскими союзниками.
В этой связи особое внимание занимает резолюция «Конфликт в Грузии», состоящая из 17 пунктов, которая была принята 5 июля на летней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Тбилиси в преддверии визита Джона Керри в Грузию. В резолюции в очередной раз выражается твердая поддержка суверенитета и территориальной целостности Грузии в ее международно- признанных границах и содержится призыв к Российской Федерации «в полной мере и добросовестно» осуществить Соглашение о прекращении огня от 12 августа 2008 года и отменить признание сепаратистской Абхазии и Южной Осетии.
В ходе визита Джона Керри в Тбилиси были также обсуждены вопросы, связанные с предстоящими парламентскими выборами в Грузии, которые должны состояться в октябре 2016 г. Состоялись встречи госсекретаря США с лидерами оппозиционных партий – Единого национального движения и Свободных демократов. Не секрет, что Вашингтон заинтересован в стабильном политическом развитии Грузии. Похоже, что в настоящее время США испытывают некоторый скептицизм в отношении нынешних властей Грузии. Наглядным тому подтверждением стал опубликованный 9 февраля этого года доклад директора национальной разведки США Джеймса Клэппера «Оценка глобальных угроз», в котором, в частности, отмечается, что замедление темпов сближения с Западом и «все более эффективная российская пропаганда» сделали более вероятной возможность того, что Тбилиси может приостановить усилия, направленные на евроатлантическую интеграцию.
Между тем, для решения ключевой проблемы, связанной с восстановлением территориальной целостности Грузии, необходима полномасштабная нормализация отношений с Россией. Возможность же приближения НАТО к границам Грузии сделает урегулирование отношений с абхазами и осетинами почти невозможным.
Реакция Кремля на визит Керри была крайне сдержанной. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что «встреча американского дипломата с грузинскими политиками проходит в рамках двусторонних отношений между Вашингтоном и Тбилиси».
Таким образом, представляется, что в настоящее время Вашингтон продолжает реализовывать свою политику в отношении Грузии как одного из главных партнеров без членства в НАТО. Это может означать как потенциальное членство Грузии в НАТО в будущем, так и продолжение политики США/НАТО в отношении этой страны без фактического членства в Альянсе в течение длительного времени. В значительной степени такую ситуацию могут переломить уже вышедшие на политическую арену и шагающие в полный рост новые центры силы, имеющие все возможности изменить сложившийся миропорядок.
Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем Института США и Канады РАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.