Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Колонка экономиста
11.07.2016 | Марина Войтенко
Фискальная консолидация: ключ на старт
7 июля правительство РФ рассмотрело вопрос «о предельных объемах финансирования госпрограмм и других направлений деятельности на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Предложения Минфина в целом одобрены. Теперь на их основе будет продолжена работа над бюджетными проектировками ближайшей трехлетки вплоть до середины октября, когда будет сформирован их проект, готовый к внесению в Госдуму РФ (до 1 ноября текущего года).
Премьер Дмитрий Медведев уверен, что в новом раунде финансового планирования необходимо основываться на консервативном жестком сценарии по нефтяным и другим сырьевым ценам, сохранению санкционных режимов, параметрам доходной части и собственно госрасходам. Экономическую политику, стимулирующую структурные изменения и создающую условия для устойчивого роста предстоит осуществлять, исходя из значимых бюджетных ограничений и перераспределяя средства по конкретным расходным статьям. При этом все социальные обязательства должны быть выполнены в безусловном порядке (на госпрограмму по соцподдержке граждан выделяется на три года более 4 трлн. рублей, развитие пенсионной системы – 10 трлн. рублей и т.п.).
Как подчеркнул премьер-министр, впереди кропотливый поиск резервов, которые есть в каждой статье расходов. Уже в ближайшее время будут проведены совещания по определению подходов к финансированию социальной сферы, промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, оборонно-промышленного комплекса. Основная задача – максимально эффективное расходование выделяемых средств как на федеральные целевые программы (в 2016 году к реализации предлагается 41 ФЦП, в 2018-ом – 40, в 2019-ом – 37), так и на внепрограммную часть бюджета. Кроме того, отличительная особенность новой трехлетки, отмечает Дмитрий Медведев, в том, что «планирование финансовых потоков должно быть скоординировано с той работой, которая разворачивается в рамках Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам». Его решения становятся первоочередными для реализации средствами бюджетной политики.
По мнению министра финансов Антона Силуанова, основная цель новой трехлетки в том, чтобы обеспечить устойчивость макроэкономики, основательно сократив бюджетную разбалансированность и дав тем самым сигнал бизнесу – инфляция будет снижаться, доступность кредитов по мере изменения ключевой ставки ЦБ РФ – расширяться, курс рубля – стабилизироваться. В совокупности это уже как минимум необходимые условия для включения частных инвестиций как «мотора» органического экономического роста. Для этого предполагается заморозить госрасходы в номинальном выражении на уровне 15,785 трлн. рублей ежегодно. При этом в 2017-2018 годах будет продолжена практика недоведения лимитов на 10% бюджетополучателям (механизм выявления неэффективных и избыточных расходов). Со следующего года начнется консолидация (сокращение) на 5% так называемых не первоочередных трат, то есть, тех, что не связаны с заработной платой, социальными выплатами, пенсиями[1] и пособиями (около трети всех бюджетных расходов).
Бюджетный дефицит (в текущем году он, по оценкам, составит 3,3% ВВП) намечено снизить с 3,2% в 2017 году до 2,2% в 2018-ом и 1,2% ВВП в 2019 году. Его ненефтегазовой составляющей «назначено» за три года уменьшиться вдвое – с 9,1% до 4,5-4,6% ВВП. Задача далеко не простая, поскольку помимо консолидации расходов в течение всего периода предстоит самым тщательным образом балансировать источники deficit spending[2]. По наметкам Минфина, уже в следующем году объем чистых внутренних заимствований возрастет вчетверо – с 300 млрд. рублей до 1,29 трлн. рублей, в 2018 и 2019 годах они увеличатся до 1,47 и 1,44 трлн. рублей соответственно. Постепенно прибавляют и расходы на обслуживание государственного долга – с 646 млрд. рублей в 2016 году до 891 млрд. рублей в 2019-ом.
Такой основательный прирост внутреннего госдолга связан с опасениями, что Резервный фонд может быть исчерпан уже в следующем году, а из 4,68 трлн. рублей (на 1 июля) в Фонде национального благосостояния, из которых 1,5 трлн. уже либо размещены в ВЭБ, либо «расписаны» по инфраструктурным проектам, к концу 2019 года останется не более 0,5 трлн. рублей. Из него Минфин намерен взять в 2017 году 783 млрд. рублей, в 2018-ом – 883 млрд., в 2019 году – 87 млрд. рублей. Возможно, консервативный подход к планированию нефтецен (на все три года закладывается среднегодовой Urals по $40 за баррель) позволит обеспечить пополнение суверенных фондов. Эксперты и участники рынка, однако, отмечают, что главный фундаментальный фактор вероятного роста цен до $60 за баррель и выше – недоинвестирование мировой нефтегазовой отрасли (в 2015 году – около $700 млрд., в 2016-ом – чуть меньше $400 млрд.) – начнет работать лишь через два-три года.
Между тем, наращивание внутреннего госдолга – проблема отнюдь не академическая. С одной стороны, Минфин, на первый взгляд, через выпуск ОФЗ способен забрать у банковского сектора часть им же созданного вследствие бюджетной эмиссии структурного профицита ликвидности. В то же время, более 4 трлн. рублей за три года изымаются с рынка, сокращая тем самым инвестиционный потенциал экономики, который и без того будет «посажен» на госрасходную диету. Как уверяет Антон Силуанов, «новые проекты мы предлагаем не включать в бюджет, деньги выделяются исключительно на завершение старых программ и уже принятых решений по тем или иным объектам финансирования». Такая новация, естественно, вызывает немало критики, основанной на опасениях, что стимулирующих возможностей бюджета окажется недостаточно для закладываемых в него темпов роста в 0,8% ВВП в 2017 году, 1,8% – в 2018-ом и 2,2% – в 2019 году. Ответом на вопросы могли бы стать планы структурных реформ, как раз и призванных обеспечивать устойчивость и ускорение макроэкономики. Но представления о том, как в новом трехлетнем финплане будет выглядеть, например, налоговая нагрузка и пенсионная система, что чрезвычайно чувствительно для бизнеса и населения, остаются пока «вне зоны доступа».
Сигналы о неизменности фискального бремени до 2019 года, исходящие от власти, периодически сопровождаются утечками в СМИ о планах новых налоговых маневров – то в нефтянке в связи с введением в пилотном режиме налога на добавленный доход (причем новые планы перекраивают старые намерения почти до неузнаваемости), то в «размене» страховых взносов на повышение НДС и т.п. При этом Минтруд усердно информирует о том, что ПФР при подготовке своего бюджета на 2017-2019 годы исходит из сохранения «заморозки» отчислений в накопительную часть в течение всего периода (весь объем тарифа полностью пойдет на формирование страховой части). Сроки же запуска принципиально важной для финансового рынка и генерации «длинных денег» в экономике «Концепции индивидуального пенсионного капитала», подготовленной Минфином и Банком России, остаются неопределенно неизвестными.
Судьба же накопительной системы по-прежнему под вопросом. Альтернатива в виде добровольных накоплений, предложенная ЦБ и Минфином, судя по «утечкам» в СМИ, предполагающая при сохранении солидарной составляющей в виде страховых взносов в ПФР на уровне 22% перевод накопительной компоненты в добровольный формат[3], официально пока не представлена и деталями еще не «обросла», хотя, по-видимому, и заложена в идеологию новой трехлетки.
Между тем, нарастание проблем пенсионной системы, включая сокращение численности экономически активного (трудоспособного) населения[4], пока приводит лишь к постоянно временным «нетривиальным» решениям без какого-либо продвижения по пути кардинальной структурной перезагрузки[5]. Так, введенный в 2014 году мораторий на формирование пенсионных накоплений был продлен на 2015-2016 годы. Но солидарной части системы – обязательному пенсионному страхованию – это мало помогло. Расходы-2015 превысили ее доходы на 33%. То есть треть расходов на пенсии по старости была профинансирована федеральным бюджетом. Вместе с тем, по оценке МЭР (об этом в начале июля сообщил замминистра Николай Подгузов), из-за «ледниковых периодов» 2014-2015 пенсионная система недополучила 900 млрд. рублей. И это еще один аргумент в пользу перезапуска пенсионной системы в целом в 2017-2019 годах, что должно найти адекватное отражение в бюджетном планировании.
Бюджетные проектировки еще только на подходе к своей детализации, а Минфин уже активно обвиняют в том, что он готов пожертвовать экономическим ростом. Одни упирают на то, что расходы сократятся, госдолг вырастет, а резервные фонды практически будут исчерпаны. Другие констатируют макроэкономические риски, проистекающие из отсутствия конкретики по приоритетам и содержанию структурных реформ, главным результатом которых по-прежнему ожидается улучшение делового и инвестиционного климата. Критика по всему «периметру» обозначенных рамок фискальной консолидации, увы, неизбежна, как смена дня и ночи или времен года. Тем не менее, есть резон дождаться итога дискуссий. Он может оказаться многообещающим для существенного продвижения к новой модели развития. Команда «ключ на старт» дана. Теперь важно не «смазать» складывающуюся картину начинающего меняться облика российского хозяйства и его финансовой системы.
Марина Войтенко – экономический обозреватель
[1] Вопрос доиндексации пенсий на заседании правительства 7 июля не рассматривался и будет обсуждаться в ближайшее время на специальном совещании у главы кабинета министров. Минтруд предлагает индексировать пенсии в 2017-2019 годах на уровень инфляции. Этот подход заложен в проект бюджета Пенсионного фонда России. Страховые и фиксированные выплаты для неработающих пенсионеров планируется корректировать каждое 1 февраля, социальные пенсии – каждое 1 апреля.
[2] Остроты проблеме добавляет снижение доходов от нефтеэкспорта. По данным Федеральной таможенной службы, в январе-мае 2016 года в годовом выражении они сократились на 34,35% до $26,14 млрд. Оно и понятно: средняя цена Urals в первом полугодии-2016 (к соответствующему периоду прошлого года) упала на 34% до $37,85 за баррель. В июне, правда, она достигла $46 за баррель, но осталась в 1,3 раза ниже, чем в том же месяце-2015 ($61,35 за баррель).
[3] Судя по материалам СМИ, ключевое положение этого предложения – отчисления в НПФ должны производиться не с фонда заработной платы, а с заработка работника (как это было, например, в случае с единым социальным налогом), но при возложении обязанности их совершения на работодателя, который, по сути, становится государственным агентом по уплате взносов. Поскольку НПФ никак не могут быть аналогами Федеральной налоговой службы и/или Пенсионного фонда РФ (в силу своей «негосударственности»), то здесь возникает масса юридических коллизий, и многое будет зависеть от детализации предложений Банка России и Минфина. Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщал, что новая система может заработать в 2017-2018 годах.
[4] Согласно расчетам Standard & Poor’s, к 2050 году соотношение граждан старше 65 лет и граждан трудоспособного возраста (15–64 года) с текущих 19% возрастет до 34%. В случае сохранения статус-кво, то есть в отсутствие реформ в социальном секторе, госрасходы, связанные со старением населения (пенсии, медицина, уход за пожилыми), возрастут к середине века с текущих 13% ВВП до 19% ВВП – в 1,6 раза быстрее, чем в среднем по 58 проанализированным Агентством странам. По мнению аналитиков S&P, к 2050 году Россия в этом случае может стать одной из шести стран мира, включая Бразилию, Китай, Японию, Саудовскую Аравию и США, где нетто-долг правительства превысит 250% ВВП. В конечном итоге из-за старения населения, ведущего к росту расходов, а, следовательно, к постоянному давлению на бюджетную систему и отсутствию поддержки для рынков капитала, рейтинг РФ может надолго остаться в спекулятивной зоне.
[5] Например, в виде комплексного решения по повышению пенсионного возраста с одновременной отладкой системы непрерывного образования как составной части гарантирования занятости.
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.