Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

25.07.2016 | Марина Войтенко

Экономика готовится «отжаться»?

Марина ВойтенкоК вечеру 22 июля валютный курс, похоже, восстановил корреляцию с нефтеценами, приблизившись к рубежу в 65 руб/$ при котировках Brent, устремившихся к уровню $45 за баррель. Так рыночные условия внесли свой вклад в начавшуюся было дискуссию о «переукреплении рубля», поддержав в принципе российский Центробанк, который не планирует отказываться от плавающего курса и оказывать влияние на его текущие значения.

В заявлении ЦБ отмечается, что нынешний курсовой режим – «это встроенный стабилизатор экономики, который доказывает свою эффективность, позволяя балансировать интересы различных экономических субъектов, в том числе импортеров и экспортеров». Согласны с этим и в Минпромторге. По мнению его главы Дениса Мантурова, курс доллара в 60-70 рублей комфортен для развития импортозамещения и экспорта промышленной продукции, «главное, чтобы [рубль] не укреплялся дальше».

Эксперты полагают, что вот это как раз национальной валюте в ближайшее время и не грозит. Сезон выплат дивидендов завершен, очередной налоговый период закончен, участники мировых финансовых рынков начали отыгрывать на всякий случай гипотетическое, но все же с подросшей вероятностью, повышение ставки ФРС США, подталкивая доллар вверх. Помимо этого во втором полугодии в среднем ежемесячно предстоят выплаты около $3 млрд. по корпоративному внешнему долгу (а это фактор, стимулирующий спрос на валюту). Нельзя исключить и новых снижений ключевой ставки ЦБ РФ (некоторые аналитики ждут ее сокращения до конца года на 100 б.п.), что при прочих равных поспособствует некоторому ослаблению рубля. Поддержку этому тренду, видимо, будет оказывать и состояние торгового и платежного балансов. Экспорт за полугодие (год к году) потерял 31,2% своего объема, а сальдо счета текущих операций во втором квартале сжалось до $3,4 млрд. после $12,6 млрд. в январе-марте.

Риск «переукрепления» поэтому вряд ли реализуется – значимых тому триггеров не просматривается. Что же касается «штатного укрепления» (с начала года на 17%), то это «медицинский факт», отражающий и замедление общего спада, и торможение инфляции[1], и в целом адаптацию экономики к низким ценам на нефть. При этом вопрос «баланса интересов» секторов и отраслей, о котором говорит Центробанк, будет все более актуализироваться с учетом ближайших перспектив российского хозяйства.

19 июня глава МЭР Алексей Улюкаев заявил журналистам: спад ВВП РФ по итогам полугодия ожидается менее чем на 1%. Отвечая на вопрос, можно ли сказать, что отрицательный тренд переломлен, министр заметил: «Скажем так, основания для того, чтобы перейти к восстановительному росту, уже сложились. Как быстро статистически мы можем это показать – вопрос месяца, когда это произойдет – в конце этого квартала или начале следующего». Схожие оценки и у зарубежных наблюдателей. В Morgan Stanley, например, аналитики заметно улучшили прогноз по России (опубликован 18 июля) – до -0,6% с ожидавшихся ранее -2,1%. «Экономика РФ во втором квартале продолжит снижаться, в третьем квартале выйдет на нулевой темп и начнет рост в четвертом квартале», – говорится в обзоре банка.

Ряд позитивных (хотя и вызывающих вопросы) трендов фиксируют итоги полугодия, подведенные Росстатом. Реальные располагаемые доходы населения в январе-июне отстали от уровня аналогичного периода-2015 на 5%, в первый месяц лета в годовом выражении – на 4,8%. Однако июнь к маю в текущем году продемонстрировал увеличение показателя на 10,1%. В то же время, реальные зарплаты за шесть месяцев (год к году) вышли в ноль, преодолев спад, а в июне (на годовой дистанции) показали рост на 1,4%. По мнению экспертов, среди причин – уточнение статведомством в сторону повышения зарплатных данных за май (уровень среднемесячной номинальной оплаты труда был увеличен с 36,6 тыс. до 37,3 тыс. рублей), снижение инфляции, индексации в негосударственном секторе[2] и увеличение темпов роста доходов наиболее высокооплачиваемой части занятых.

Тем не менее, наметившаяся тенденция не повод для «салютов». Сезонно очищенные темпы реальной зарплаты сокращаются. По расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, с 1,2% в среднем за месяц в первом квартале до 0,2% во втором. К тому же нет однозначности в официальных и экспертных оценках безработицы. Росстат уверен в ее июньском снижении до 5,4%, альтернативные выкладки (в том числе и Всемирного банка) указывают (правда, с учетом сезонности) на увеличение до 5,7-5,8%.

Больше согласия в характеристиках положения в торговой рознице. В первом полугодии ее сокращение составило 5,7% (в июне год к году – 5,9%). Но год назад эти показатели насчитывали 8,4% и 9,6% соответственно. Июнь-2016 обнаружил прирост к маю на 0,6%. Опросы руководителей предприятий розничной торговли, проведенные в июле Центром конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ, зафиксировали рост на 2 п.п. сезонно скорректированного индекса предпринимательской уверенности, наконец-то вышедшего за пределы диапазона критических околонулевых значений. Вывод экспертов: торговая розница начала отжиматься от «дна». Возможно, что «второе полугодие ознаменуется умеренно позитивным стартом, а по итогам третьего квартала доминирующей отраслевой характеристикой станет сдержанное коррекционное улучшение делового климата». Вместе с тем, несмотря на такие позитивные ожидания, консенсус-прогнозы аналитиков сдвигают устойчивый восстановительный рост доходов, зарплат и розничной торговли минимум на год.

По данным Росстата, промвыпуск в июне (в годовом выражении) увеличился на 1,7%, на шестимесячном треке – на 0,4%. Основываясь на этих фактах, в правительстве и Центробанке ожидают роста промпроизводства по итогам года. По мнению экспертов, такой итог возможен, но за него предстоит основательно побороться. Сезонно очищенный объем выпуска в июне (+0,3%) по сути лишь компенсировал майский спад (-0,3%), а результаты официальной статистики обязаны исключительно эффекту базы – снижению производства в течение второго квартала 2015 года.

С поправкой на эти обстоятельства промышленность продолжает пребывать в стагнации «со знаком минус». В ЦМАКП полагают, что июньский уровень был на 0,1% ниже, чем в мае, и на 0,3% меньше, чем в конце первого квартала. В годовом выражении индекс июня составил 98,8% (второй квартал к первому – 99,1%). Перемены в динамике до конца года существенным образом будут зависеть от состояния потребительского и инвестиционного спроса. Поддержка со стороны первого обещает быть умеренно слабой.

Что же касается инвестактивности, то весь второй квартал, по оценке экспертов, она оставалась практически неизменной, пребывая на «дне». Объем предложения инвесттоваров, по расчетам ЦМАКП, был ниже на 3,8%, чем во втором квартале-2015, и на 28,2% в сравнении с аналогичным показателем-2014. Впрочем, сезонно очищенный индекс в июне вырос на 0,6% к маю, но в основном за счет увеличения импорта машин и оборудования (до уровня января-июня 2015 года он недобрал лишь 3%), чему в немалой степени способствовало укрепление рубля. Их внутреннее производство, а также выпуск стройматериалов продолжают стагнировать (объемы января-июня отстали от прошлогодних на 6% и 12% соответственно).

В ИЭП им. Е.Т.Гайдара полагают, что за счет самофинансирования предприятий (прибыль + амортизация формируют более 51% вложений в основной капитал) прирост инвестиций в 2016 году может составить 1-1,3 трлн. рублей (общий объем по максимуму за счет этого источника – до 6,2 трлн. рублей), что будет означать начало завершения «паузы капвложений».

Сбываемость прогноза, между тем, вызывает вопросы. Сальдированная прибыль в добывающих отраслях в январе-мае сократилась на 10,7% год к году, в обработке – на 24,7%. В трети субъектов РФ поступления от налога на прибыль в первом полугодии, по данным Минфина, хуже прошлогодних[3]. Объемы госинвестиций и банковского кредитования для капвложений также отстают от уровней-2015. Кроме того, ожидаемые во втором полугодии курсовые эффекты могут привести к удорожанию инвестимпорта.

Наблюдаемые тренды вполне укладываются в «формулу»: экономика пробует оттолкнуться от «дна», сохраняя возможность ускорения во втором полугодии. При этом вероятность отрицательного годового темпа, пусть и близкого к нулю, выше, чем у положительного результата. Главное ограничение, как показывают опросы предпринимателей, – качество деловой среды, на котором далеко не лучшим образом сказывается «недострой» многих решений, принятых в связи с регулятивными мерами, и их уже обозначившиеся противоречивые последствия.

Весьма наглядно об этом свидетельствует и развитие ситуации в сегменте малого бизнеса. С одной стороны, данные последних исследований свидетельствуют об улучшении настроений в предпринимательской среде. Так, результаты июньских замеров проекта Альфа-банка «Пульс малого бизнеса» (опросы проводятся раз в полгода) указывают на то, что компании научились жить в новых условиях: комплексный показатель «индекс настроений малого бизнеса» по сравнению с ноябрем-2015 вырос на 14 пунктов с -38 до -24 и практически вернулся на уровень годовой давности (-25).

Схожую картину показывает и динамика рассчитываемого «Опорой России» индекса бизнес-настроений малых и средних предприятий (RSBI): по итогам второго квартала он поднялся до 44,1 пункта против 38,2 в конце 2015-го. Конечно, говорить о выходе деловой активности на траекторию роста не приходится, показатель рассчитывается аналогично PMI от Markit и HSBC – на рост указывает его значение выше 50 пунктов. Тем не менее, как и в исследовании Альфа-банка, тенденция к постепенному замедлению темпов спада вполне очевидна.

В то же время, один из ключевых компонентов RSBI – «Готовность к инвестициям» – опустился до 32,6 пункта против 40,9 по итогам второго квартала прошлого года. Не очень готов МСБ и к инвестированию. Доля предпринимателей, планирующих расширять бизнес за счет собственной прибыли в обозримой перспективе, сократилась с 17% в январе-марте до 14% к началу второго полугодия, а доля склонных не изменять размеры бизнеса увеличилась с 75% до 80%. Спрос на кредитные ресурсы тоже невелик. В апреле-июне их брали только 8% респондентов (в первом квартале-2016 – 10%). Аналогичные настроения и в сегменте только малых предприятий – 81% респондентов Альфа-банка считают, что экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса.

Не добавляют оптимизма и перспективы изменений в законодательном поле. Так, безусловно, давно необходимое выравнивание величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ), улучшая положение россиян, живущих за чертой бедности, одновременно может серьезно ухудшить условия деятельности малого бизнеса. По оценке «Опоры России», увеличение МРОТ с 1 июля 2016 года с 6,2 тыс. до 7,5 тыс. рублей приведет уже в 2017-ом к двукратному росту[4] уплачиваемых самозанятыми и индивидуальными предпринимателями (3,7 млн. зарегистрированных в РФ) страховых взносов в ПФР и ФФОМС, привязанных сейчас к величине МРОТ. По информации «Коммерсантъ», «Опора» обратилась в Минтруд с просьбой изменить формулу расчета взносов с малого бизнеса, исключив из нее МРОТ и изменив базу начислений, привязав ее не ко всей выручке, а только к прибыли. Процесс нахождения консенсуса, видимо, будет жарким, хотя шанс на исправление ситуации все-таки есть. Но всего этого можно было бы и избежать, если бы последствия были просчитаны весной на этапе прохождения законопроекта о сближении МРОТ и прожиточного минимума. А пока создается ощущение, что об оценке регулирующего воздействия на бизнес никто и не задумывался, что вовсе не способствует потеплению делового климата[5].

Выход основных экономических показателей в положительную область во втором полугодии по-прежнему вероятен. Но скорость процесса и устойчивость траектории существенным образом будут зависеть от темпов преодоления неопределенности в экономической политике. Принципиально важны бюджетные параметры с корректировкой госрасходных приоритетов. Не меньшее значение имеют последствия действий ЦБ РФ. Если сделана ставка на снижение инфляции в 2017 году до 4%, то странно пенять на волатильность рубля, посылая тем самым сигналы о неуверенности в правильности выбора в денежно-кредитной политике. Еще важнее – обустройство бизнес-среды, без комфортности которой макроэкономическая стабильность легко может оказаться пустым звуком. Именно эти три направления в настоящее время определяют комбинацию необходимых и достаточных условий для восстановительного роста.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

[1] Инфляция за неделю с 12 по 18 июля составила 0,1%, с начала месяца – 0,5%, в годовом выражении к 18 июля – 7,1% (в конце июня – 7,4%).

[2] При среднем росте номинальных зарплат в июне на 8,4%, в частно-корпоративном секторе он составил 10,0%, в государственном – 2,6%.

[3] В целом расходы бюджетов субъектов РФ в первом полугодии-2016 выросли на 5%, при этом доходы увеличились лишь на 3%. На настоящий момент 16 регионов демонстрируют отрицательную динамику поступления собственных доходов относительно 2015 года, при этом по налогу на прибыль таких субъектов уже 28. Тем не менее, в условиях снижения расходов федерального бюджета в 2017 году Минфин будет вынужден сократить объем межбюджетных трансфертов регионам на 19,5%.

[4] По данным «Опоры России», сейчас сумма годового платежа самозанятых в два фонда варьируется от 23 тыс до 158 тыс рублей в год. При сохранении действующего порядка начислений с 2017 года предприниматели вынуждены будут платить уже от 38 тыс до 260 тыс рублей в год.

[5] Много вопросов накопилось у бизнеса и к законопроекту «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ», который должен быть внесен в правительство 1 августа 2016 года. Но здесь есть шансы, что замечания бизнес-ассоциаций будут учтены – МЭР проводит совещания с представителями делового сообщества для урегулирования имеющихся у бизнеса замечаний.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net